В конце прошлого учебного года (май 2004 года) мне как члену Ассоциации демократических школ России, возглавляемой А. Н. Тубельским, посчастливилось принять участие в 1-ом заседании Межрегионального образовательного форума, проводимого программой “Образование” фондом “Евразия” в Москве 22 мая. Цель данной программы: содействовать внедрению инновационных систем и моделей в области управления образованием и образовательной политики с тем, чтобы поддержать создание в России современной системы образования, ориентированной на потребности рынка, экономический рост и социальное обновление, становление гражданского общества, формирование активной гражданской позиции личности.
Ассоциация демократических школ России ежегодно проводит форумы по проблемам демократизации уклада школьной жизни, уделяя большое внимание экспертизе школ, работающих над проблемами демократизации. В 2000 году школа №8 г. Мончегорска получила экспертное заключение на анализ работы по созданию демократического уклада. В нем сказано: “Экспертная группа отмечает, что школа №8 г. Мончегорска может служить базовой школой для распространения опыта создания демократического уклада школьной жизни для школ региона” (Приложение 1).
А такие отзывы, как отзыв научного сотрудника МПО “Школа самоопределения” учителя-исследователя А. В. Мойсенко, вселили уверенность: “Спасибо за поддержку и энтузиазм, который я увидел в глазах и на лицах ваших детей и учителей. Мы начали и продолжаем очень трудное, но важное дело: воспитание человека новой России, человека свободного от рабской и иждивенческой психологии. И это возможно только посредствам включения ребят в ситуацию самоопределения демократического выбора и ответственности за выбор. Этого не добьешься ни приказами сверху, ни лекциями, ни угрозами, ни классными часами. Это возможно только если не на словах, а на деле включаем учеников и учителей в демократические процессы. И вы уже идете по этому пути! Очень приятно иметь в далеком Мончегорске единомышленников. Я думаю, даже уверен, что скоро вы сможете описать и обобщить свой опыт инновационных демократических изменений в своей школе, механизмы новых шагов его запуска. Перефразируя Вазеха Мирза Шафи (азербайджанский поэт первой половины 19 века), скажу:
Вы – море, что бурлит вкрапленное в алмаз.
Над буквой точка та, что суть меняет фраз.
Из тысяч школ одна есть лишь достойная.
Вы те, что родились в тысячелетье раз”.
Управление образования города определяет школу как базовую, а Экспертный совет утвердил программы двухгодичного семинара по теме “Создание демократического толерантного уклада жизни школы на 2003-2005 год”. Основой для семинара служит “Программа учебных курсов для педагогов и технологии их проведения на базе инновационной школы” (автор А. Н. Тубельский).
Это и позволило нам выйти на участие в региональном конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений. В результате мы стали призерами данного конкурса, а на России получили Диплом I степени, представив структуру управления школы. На сегодняшний день она выглядит следующим образом: (Приложение 2). Схема схемой, а что в жизни? Прежде всего, сформулированы принципы, на основе которых строится управление школой:
- Это изучение системы педагогической деятельности учителя, накопление информации о работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ, составленных на основе передового опыта учителей-новаторов.
- Главным в контроле считаем оказание учителю конкретной и своевременной методической помощи, и основное содействие в росте его педагогической квалификации (на сегодняшний день в коллективе 20 учителей с высшей категорией, 24 – с 1 категорией; всего 56 учителей).
- Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне требований современной науки.
- Планирование работы, целей и задач развития школы с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационной комиссии.
- Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях и нерешенных проблемах в педагогической практике.
- Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива в конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.
- Безусловное сохранение за учителем прав на утверждение своего мнения и обоснования правомерности и педагогической целесообразности своих методических позиций и теоретических взглядов.
Данные принципы тесно связаны с процессами самоорганизации. И тогда такие формы организации, как: педсоветы, конференции, чтения, совещания, круглые столы - используются для самоопределения педагогов и учащихся. К примеру, итоговый педсовет 2003 учебного года “Совершенствование системы качества образования и воспитания”, проведенный в форме альманаха, дал возможность каждой творческой группе учителей, учащихся показать свое видение проблемы. Вот некоторые фрагменты, взгляд учащегося: “Я думаю, качественное образование – совокупность нескольких факторов. Во-первых, это, конечно же, сама система получаемых знаний. Однако учителям необходимо объяснить ученикам, убедить их в том, что школьного объема знаний недостаточно для поступления в вузы. “Пропасть” между количеством знаний, даваемых в школе и требуемых для поступления, к примеру, в вузы образуется отнюдь не из-за непрофессионализма учителей или недостаточных способностей учеников, а из-за элементарного – нехватки времени на уроках и дома для освоения всего, что дается нашими учителями и того, что узнали сами. Во-вторых, качественное образование должно включать в себя воспитание нравственности, морали в ученике, что, конечно же, является очень сложной педагогической задачей. Но нравственность в воспитании лишь часть, а целое это создание условий для более полного личностного роста, для развития тех или иных психологических качеств каждого учащегося, обучение новым адаптивным формам поведения. Также с целью их социальной адаптации необходимо предоставить ученикам возможность осознать значимость приобретения ими социально-психологических навыков, обеспечивать улучшение коммуникаций и актуализации процесса социального самоопределения, что, как мне кажется, является необходимым в нашем постоянно меняющемся мире”.
В интервью с Президентом средней школы №8 с углубленным изучением английского языка Бочаровым Игорем, учащимся 10а класса, звучит такая мысль: “Качественное образование – это образование, которым ты пользуешься всю свою жизнь, но которое могут дать опытные, образованные учителя. Например, всеми уважаемая Геривенко Н. Д. Это учитель очень опытный и высоко образованный, она прекрасно знает потенциал каждого учащегося, такой учитель знает, как правильно дать тот или иной материал, чтобы ученик его понял. Это и Скичко О. Т. – учитель математики, лауреат премии Сороса, Маркова Л. А. – кандидат педагогических наук, Дементьева Т. В. – Заслуженный учитель России и многие другие учителя нашей школы, всех нет возможности перечислить, дают хорошее образование ученикам нашей школы. Помимо качественных знаний в школьное образование должна входить подготовка к будущей взрослой жизни. А для этого учащемуся необходимо знать, прежде всего, себя, уметь работать в союзе с собой и обязательно научиться общаться с другими людьми. Ученик, выйдя из школы должен иметь желание учиться дальше и использовать знания для поступления в вуз. Кроме того, для совершенствования нашей системы образования необходимо внести следующие изменения. Глубоко разработать систему профессионального обучения. В нашей школе профильное обучение, то есть гуманитарное, техническое, начинается с 10-го класса. Мне представляется, что необходимо вводить с 8-го класса для того, чтобы у ученика была возможность выбрать то, что ему необходимо”.
В целом, учащиеся считают, что наша школа предоставляет ученикам достаточно качественное образование и участвует в формировании личности учащегося. Эта гипотеза выдвинута на основе социологического опроса учащихся 9–11 классов. Однако большинство учащихся предложили свои варианты усовершенствования системы образования в нашей школе: внедрение новых современных программ обучения, современное оборудование классов, компьютеризация, больше терпимости от учителей, дополнительные бесплатные подготовительные курсы для поступления в вузы, больше времени уделять для индивидуальной работы с учащимися, наполняемость классов не более 15 человек. Авторами этого исследования являются Шарипова Анна, Фурман Анастасия, Александрова Юлия - ученицы 10-х классов.
В 2003/2004 учебном году на итоговый педсовет были приглашены выпускники и их родители, те, кто был связан со школой в течение 11 лет. В течение месяца все работали по единой программе и на пленарном заседании представили проекты “Моя школа”, на основании чего составляется своеобразная программа действий на следующий учебный год. Учитываются следующие факторы:
- позитивное отношение администрации к работникам (доброжелательность в общении, доступность руководителя, поддержка инициативы);
- наличие прочной связи результатов труда и его оплаты;
- высокая степень вовлеченности всех участников проекта в решение школьных проблем;
- возможность профессионального и карьерного роста;
- хороший психологический климат в коллективе;
- низкий уровень стресса у учителей и учащихся;
- ощущение значимости, важности выполняемой работы.
А чтобы система заработала реально, необходимо время и накопление опыта. У нас система соуправления начала создаваться с 1991 года, когда мы начали работать над темой “Поиск путей, организационных основ и форм совершенствования учебно-воспитательного процесса в целях развития личности”. И все последующие годы коллектив работал над развитием обучения и воспитания учащихся в условиях демократизации школы, вовлекая учеников и учителей в демократические процессы.
В результате по итогам 2003/2004 учебного года мы:
- Стали призерами регионального конкурса воспитательных систем.
- Осуществляем тесное сотрудничество с вузами С. Петербурга (в течение 6 лет).
- Член Ассоциации демократических школ России.
- Участвуем в российско-норвежском проекте по экологическим проблемам.
- Молодежный клуб “Максимум” - участник областных и городских акций.
- Ежегодно призерами городских олимпиад становятся от 15 до 20 человек
- В конкурсе “АСПРЯЛ” участвуют от 35 до 45 человек, проходят во 2-й тур – до 20, в 3-й – 2 – 4 ученика и, как правило, один победитель.
- В конкурсе научно-исследовательских работ участвует ежегодно от 15 до 40 учеников (есть победители как областного, так и российского уровня).
- Учительский коллектив – постоянный участник конкурсов: в прошлом учебном году 18 педагогов участвовали в Российском фестивале “Открытый урок” и получили дипломы.
А раз есть успехи, значит, уклад школьной жизни способствует этому.