Цели
- Дать понятие “распространённое” и “нераспространённое” предложение.
- Совершенствовать знания детей по теме “Ударение”.
- Развивать речь, словарный запас, мышление, внимание, память, наблюдательность детей.
- Воспитывать любовь к книгам и интерес к чтению.
Оборудование.
- Учебник “Азбука” (Авторы Н. В. Нечаева, К.С. Белорусец. Издательский дом “Фёдоров”, 2000.).
- Кассы букв.
- Карточки букв, слов.
- Магнитофон; аудиокассета “Детские сказки-5”, аудиозапись “Волшебник Изумрудного города”.
- Иллюстрации к сюжетам сказки “Волшебник Изумрудного города”.
- Выставка книг А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать с буквами, предложениями и познакомимся с удивительными словами.
III. Повторение изученного материала.
На доске карточки с буквами:
Учитель. Что записано на карточках?
Ученик. Буквы.
Учитель. Что такое “буква”?
Ученик. Это значок, которым обозначается звук.
Учитель. Найдите пары букв.
Ученик выходит к доске, берёт две буквы: М, м.
Учитель. По какому принципу образовалась пара?
Ученик. Заглавная и строчная.
Учитель. Объедините остальные буквы парами по данному признаку.
Ученик. А ,а У, у О, о
Учитель. Какая буква “лишняя”? Почему?
Ученик. “Лишняя” буква ы, так как она никогда не употребляется в начале слова.
Учитель. На какие две группы можно разделить данные буквы?
Ученик. Буквы печатные и письменные. (О м ы о М / А у а У).
Ученик. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки (А а О о У у ы / М м).
Данная работа проводится следующим образом: 9 карточек с буквами - 9 учеников держат по одной карточке. Во время группировки букв дети перестраиваются.
Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за работу!
Учитель. Ребята, отгадайте, про какие буквы загадки:
Эта буква с открытым ртом
И большущим языком. (Буква Э).Алфавит продолжат наш
Буквы, как лесной шалаш. (Буквы Л,Д).Буковка наискосок примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула - к правой ножке пристегнула. (Буква И).
В ходе работы карточки с отгаданными буквами прикрепляются к доске.
Учитель. Что получилось из букв?
Ученик. Из данных букв получилось слово.
Учитель. Прочитайте его.
Учитель. Что обозначает данное слово?
Ученик. Слово обозначает женское имя.
Учитель. Как вы считаете, правильно ли записано слово, обозначающее имя человека?
Ученик. Нет.
Учитель. Почему?
Ученик. Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель заменяет карточку буквы “э” на “Э”.
Учитель. Ребята, а вам знакомо это имя?
Ученик. Да. Это имя главной героини сказки Александра Волкова “Волшебник Изумрудного города”.
Знакомство со сказкой происходило на внеклассных занятиях: просмотр видеофильма, чтение фрагментов сказки. На доске открывается картинка, на которой Элли читает. Рисунок 1.
IV. Работа над предложениями
Учитель. Что делает Элли?
Ученик. Элли читает.
Учитель. Что ты сказал?
Ученик. Я сказал предложение.
Учитель. Что такое предложение?
Ученик. Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Учитель. Сколько слов в предложении?
Ученик. В предложении два слова.
Учитель. Прочитайте предложение по схеме:
Ученик. Элли читает.
Учитель. Прочитайте второе предложение.
Ученик. Элли читает книгу.
Учитель. Что изменилось в предложении?
Ученик. Добавилось слово.
Учитель. Изменился ли как-то смысл этого предложения относительно первого предложения?
Ученик. Да, стало понятно, что именно читает Элли.
Учитель. А из первого предложения было непонятно?
Ученик. Нет. Можно читать и газеты, и журналы, и письма.
Учитель. Дополним предложение ещё одним словом.
Учитель. Составьте новое предложение.
Ученики. Элли читает интересную книгу. Элли читает детскую книгу. Элли читает полезную книгу.
Учитель. Прочитайте все предложения. Что заметили?
Ученик. В каждом следующем предложении слов становится на одно больше.
Каждое новое предложение становится более понятным.
Учитель. Первое предложение можно назвать нераспространённым, так как в нём сообщается только самое главное. А предложения, в которых раскрывается содержание главного, можно назвать распространёнными предложениями.
Вывод.
V. Закрепление пройденного материала
Учитель. Что произошло с Элли, когда она читала книгу?
Ученик. Ураган унёс Элли и её собаку Тотошку в волшебную страну.
Учитель. Что нужно было сделать девочке, чтобы вернуться домой в Канзас?
Ученик. Нужно было дойти до изумрудного города и попросить Великого Гудвина вернуть их домой.
Учитель. С кем познакомилась Элли, а потом и подружилась на пути следования в Изумрудный город?
Ученик. С пугалом Страшилой, Железным дровосеком и Львом.
На доске открывается картинка с изображением всех друзей. Рисунок 2.
Учитель. А с какими заветными желаниями отправились они к волшебнику Гудвину?
Ученик. Страшиле нужен ум, Дровосеку - сердце, Льву - храбрость, смелость.
Учитель. Значит, какими они хотели быть?
Ученик. Страшила - умным, Дровосек - добрым, Лев - храбрым.
Учитель. Назовите противоположные по смыслу слова.
Ученик. Умный - глупый, добрый - злой, смелый - трусливый.
Учитель. Как называются такие слова?
Ученик. Слова-антонимы.
Учитель. Приведите свои примеры антонимов.
Ученик. Новый - старый, большой - маленький, …
Учитель. Но чтобы желания всех героев исполнилось, необходимо победить злую фею Бастинду, которая живёт в Фиолетовой стране. Ребята, я предлагаю и нам с вами отправиться в это нелёгкое путешествие.
VI. Физкульминутка
Звучит фрагмент сказки “Волшебник Изумрудного города”. Дети встают из-за парт и маршируют под мелодию “Песня героев…”.
VII. Работа по учебнику
Учитель. Вот мы и добрались до Фиолетовой страны. Ой! Кто это?
Звучит аудиозапись голоса Бастинды, в которой злая фея угрожает гостям. На доску прикрепляется картинка с изображением Бастинды. Рисунок 3.
Учитель. Ребята, злая фея Бастинда заколдовала слова. Нужна ваша помощь. Работать будете в парах: мальчики откройте учебники на странице 25, девочки приготовьте кассы букв. Рассмотрите на странице 25 нижнее задание. Как расположены картинки?
Ученик. Картинки расположены парами.
Учитель. Простым карандашом впишите слова в схемы под картинками. Приготовьтесь показать на карточках буквы, которыми различаются данные слова.
Задание для “знаек”:
- Объяснить значение последнего слова.
Проверка выполнения задания.
Ученик. Кот - кит, сом - сор, мак - рак, батон - бутон.
Учитель. Что обозначает последнее слово?
Ученик. Бутон - это нераспустившийся цветок.
Учитель. Молодцы, ребята! Победили злую фею Бастинду.
Картинка с изображением Бастинды убирается.
Учитель. А вот и ворота Изумрудного города.
На доске открывается картинка, на которой изображён Изумрудный город. Рисунок 4.
На доске слова:
Учитель. Чем похожи слова?
Ученик. В словах по 5 букв и все буквы одинаковые.
Учитель. Прочитайте слова.
Ученик. Замок. (Показывает картинку.)
Ученик. Замок. (Показывает соответствующую картинку.)
Учитель. Чем отличаются слова?
Ученик. Ударение падает на разные гласные, меняется значение слов.
Аналогично проводится работа со словами:
VIII. Творческое домашнее задание
Учитель. Вместе с родителями подберите слова, которые пишутся одинаково, но с изменением положения ударения меняется и значение слова.
IX. Итог урока.
Учитель. Наш урок подходит к завершению. Чему научились на уроке? Что вам запомнилось?
Дети обмениваются впечатлениями.
Учитель. Я всех благодарю за работу на уроке. А в заключении хочу обратить ваше внимание на выставку книг. В этих книгах описаны приключения Элли и её друзей в волшебной стране. Автор книг Александр Волков. Книги, представленные на выставке разных сроков издания; есть книги больших размеров, есть поменьше; в одних книгах красочные иллюстрации, в других нет. Но для человека, который умеет читать, любит читать, нет разницы, как выглядит книга, главное - это содержание и сопереживание с её героями.
Больше читайте: “Кто много читает, тот много знает”.