Тема урока: "Путешествие Туеска". Факультативное занятие для 1-го класса по курсу "Культура Урала"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • прививать любовь к родному краю,
  • учить бережно относиться к природе,
  • сохранять и уважать народные традиции,
  • расширять кругозор учащихся, их словарный запас,
  • дать представление об основных промыслах уральских мастеров.

Оборудование: иллюстрации с пейзажами уральского леса; карточки со словами; индивидуальные деревянные палочки для учащихся; береста белого и желтого цвета; предметы быта и женские украшения из бересты, бураки цветные; предметы из бересты; магнитофон с записью веселой музыки; дети в костюмах Туеска, Медведя, Зайца, Девочка с корзиночкой, Девочка-березка; индивидуальные салфетки; иллюстрация берестяной грамоты.

Подготовительный этап

Детям дается задание найти пословицы и поговорки, народные приметы, произведения композиторов, стихи поэтов про березу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас много работы на уроке. Я задам вам вопросы, а ответит тот на них правильно, кто был внимательным и терпеливым на предыдущем занятии. Отвечает тот из вас, кого я затрону.

Учитель задает вопросы.

  • Верно ли, что самое любимое дерево на Руси - белоствольная красавица?
  • Знаете ли вы, почему девушки водили хоровод возле березы?
  • Согласны ли вы, что в конце весны народ чествовал деревья и цветы?
  • Правда ли, что березовые дрова самые теплые?
  • Знаете ли вы, что такое туесок?

После последнего вопроса учитель вывешивает карточку со словом ТУЕСОК

У. Молодцы! Все эти знания пригодятся на уроке.

III. Сообщение темы урока

У. Мы сегодня отправляемся в сказку по берестяной дорожке.

Звучит сказочная музыка. Учитель держит в руках туесок...

У. В одном уральском лесу жил-был Туесок со своей красавицей мамой. Однажды в летний день вышел он погулять, залюбовался уральской природой, заслушался пением птичек и …. заблудился.

Звучит печальная музыка.

У. Ребята! Вы слышите, кто-то плачет? Ой! Да ведь это туесок маленький. Что с тобой случилось?

Туесок. Я заблудился, я потерял свою маму.

У. Ребята! Поможем туеску найти его маму?

Д. Да.

У. Отправимся вместе с ним по дорожке, так ему будет веселее.

Звучит веселая музыка.

У. Идем по дорожке, идем, а навстречу нам…

Выходит ребенок в костюме медведя.

Туесок. Вот моя мама!

Медведь. Нет, Туесок, я не твоя мама. У твоей мамы ствол белый. Говорят, что это единственное в мире дерево с белой корой.

У. Ребята! Как вы думаете, называется эта кора?

Д. Береста.

У. Правильно, береста или берёста.

Учитель вывешивает на доску карточку со словами БЕРЕСТА, БЕРЁСТА.

Медведь. Она надежно защищает ствол от перегрева. Её верхний слой покрыт белым налетом, он как мел или порошок, который отражает солнечные лучи.

IY. Практическая работа

У. Со стола возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите его внимательно, потрите пальчиком по коре. Что осталось на ладошках?

Д. Белый налет.

У. Возьмите салфетку, вытрите ладошки.

Учитель обращается к Туеску.

А еще про твою маму говорят так:

Белотелая девица
Солнца вовсе не боится.
Конец лету,
А загара нету.

У. Дети! Что важного мы узнали из рассказа Медведя?

Д. Береста защищает ствол от перегрева.

У. Спасибо, Мишка, за помощь, пойдем вместе с нами искать маму Туеска.

Звучит веселая музыка.

У. Ребята! Посмотрите под осинку. Там зайчик от страха дрожит.

Туесок. Вот моя мама!

Зайка. Нет! Я не твоя мама, но знаю, что твоя мама живет там, где очень много света! В березовой роще, которую называют березняк, чистяк: там всегда светло, мало кустов, чисто.

Учитель вывешивает на доску карточки со словами БЕРЕЗНИК. ЧИСТЯК.

У. А мы, Туесок, знаем с ребятами, что твою маму называют символом России, ее национальным деревом. Ребята, как вы думаете, кто воспевает красоту русской красавицы?

Д. Художники в своих произведениях-картинах, композиторы в музыке, поэты в стихах, а народ в устном творчестве.

У. Приведите примеры.

Д. С. Есенин “Белая береза”; П.И.Чайковский “Времена года”;

Народные приметы:

  • если это дерево распустится наперед ольхи, то лето будет сухое, а если наоборот, то лето будет мокрое;
  • зазеленеет это дерево - пора сажать картошку.

Пословицы.

  • Есть дерево, шум утишает, свет наставляет, больных исцеляет (из бересты делали деготь, им смазывали колеса телеги, из поленьев строгали лучины, из веток вязали веники).
  • Дерево это не гроза: где стоит там и шумит.

У. Видишь, Туесок, как много знают ребята о твоей маме.

Зайка. А вы знаете, что очень-очень давно, более тысячи лет назад, когда еще не было бумаги, люди писали и рисовали на бересте, учились грамоте.

У. Как вы думаете, что можно было узнать из таких берестяных грамот?

Учитель показывает иллюстрацию берестяной грамоты.

Д. О жизни людей, об их бедах, радостях, занятиях.

У. Писали на бересте тонкими костяными писалами.

Учитель вывешивает карточку со словом ПИСАЛО.

Y. Практическая работа

У. Возьмите палочку со стола, представьте, что это писало, и попробуйте написать слово, которое называет то, на чем вы пишете. Какое слово вы напишете?

Д. Слово КОРА.

Дети выполняют практическое задание. Учитель вывешивает карточку со словом КОРА.

У. Ребята! Что важного нам рассказал Зайка?

Д. Более тысячи лет назад береста уже служила людям.

У. Спасибо, Зайка, за помощь, пойдем с нами искать маму Туеска.

У. А Туесок-то наш устал шагать по лесным дорожкам, пора и отдохнуть.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

Звучит музыка и слышится песенка. Появляется Девочка.

Туесок. Вот моя мама!

Девочка (ласково погладив Туеска по головке). Нет, Туесок, я не твоя мама, но знаю я, что маму твою издавна любят и ценят за добрую, долгую службу людям. Особый рассказ о бересте (достает из корзинки кусочек бересты и показывает ребятам).

Берестяной промысел был одним из самых распространенных на Урале.

Промысел - это хозяйственная деятельность крестьян по месту их постоянного жительства. Бересту заготавливали впрок.

Ребята! Как вы думаете, в какое время года ее заготавливали и почему?

Д. В конце мая, в начале июня, так как в это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок, в период сокодвижения, иначе она не будет гнуться.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом ПРОМЫСЕЛ.

YI. Практическая работа

У. Рассмотрите кусочек бересты у вас на столе. Какого цвета береста?

Д. Желтого.

У. Именно в конце мая, в начале июня береста такого золотистого оттенка.

Снимать бересту можно было только с поваленных деревьев или старых пней. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя. Это принесет ему непоправимый вред.

Сколько слоев у бересты?

Д. Много.

У. Береста многослойна. Каждый новый слой плотно прилегает к другому, но все же между ними проходит воздух. Чем старше береза, тем больше слоев. У молодого дерева кора бурого цвета, а через пять лет она будет белая.

Учитель показывает образцы коры бурого и белого цвета.

У. Попробуйте порвать бересту поперек

Дети пытаются порвать, не рвется.

У. А вдоль?

Дети рвут бересту, она рвется, расслаиваясь.

У. Согните бересту.

Дети легко ее сгибают.

У. О каких свойствах бересты мы узнали?

Д. Она прочная, гибкая, упругая.

У. Береста не поддается гниению. Ею обертывали столбы на старых домах. Чтобы береста не скручивалась, ее кладут в кипяток, а потом под груз. Она становится ровным пластом.

Девочка. Береста широко использовалась в быту. Из нее делали короба, корзины, лапти-ступни. Особенно популярны были туеса, в которых любая жидкость не согревалась и не остывала, не портилась. Туесок был вечным спутником жнеца и пахаря, рыбака и охотника. Мастера расписывали туески и украшали.

У. Ребята! Рассмотрите изделия из бересты, и вы увидите знакомые элементы природы. Назовите их.

Д. Листья, цветы, бутоны, трава, птицы.

У. Народные художники хотели, чтобы вечное цветение счастливой жизни повсюду сопровождало человека, настраивало на добрые чувства, мысли и дела. Только трудолюбивый и старательный человек может выполнить такую работу.

Девочка. Сегодня берестяной промысел вновь возрождается. На Урале и сейчас есть мастера, которые занимаются изготовлением из бересты предметов домашнего быта и различных женских украшений.

Девочка показывает предметы.

У. Спасибо, Девочка, за интересный рассказ. Ребята! Посмотрите! Туесок весело улыбается. Он увидел свою маму.

Выходит под музыку девочка-березка.

Туесок. Мамочка! Как я рад! Я больше никогда не пойду гулять один далеко от дома.

Березка. Я тоже очень рада, что ты нашелся. Спасибо ребятам за помощь.

А знаете ли, дети, что на Руси праздник березки был девичьим праздником. Услышав первый раз кукушку, девушки шли в лес, завивали венки на березе, играли, водили хороводы. И сейчас я вас приглашаю в хоровод.

Звучит народная музыка. Девочки водят хоровод.

YII. Итог урока

У. Спасибо, ребята, что помогли Туеску найти его маму. А чтобы нам вернуться из сказки, нужно ответить на вопросы:

  • Что такое туесок?

Д. Это банка из бересты.

  • Из какого материала делали туеса?

Д. Из коры берёзы - бересты.

  • Какие свойства бересты использовал народ для изготовления предметов быта?

Д. Прочность, гибкость, долговечность, ее способность не поддаваться гниению.

  • За что любили бураки?

Д. В них можно хранить и переносить продукты.

  • Что делали, чтобы украсить туеса?

Д. Их расписывали, чеканили, красили, переводили картинки.

У. Молодцы! Справились со всеми вопросами и возвращаемся домой из сказки.

Звучит музыка.