Развитие культурологических навыков в курсе "Страноведение"

Разделы: Иностранные языки


Содержание современного школьного образования ориентировано на общечеловеческие ценности, развитие мировоззренческой культуры, приобщение учащихся к духовным ценностям мировой культуры. Особую роль в этом играют такие предметы школьного образования, как русский язык, литература и иностранные языки.

Школа с углубленным изучением английского языка располагает значительными возможностями повышения эффективности лингво-гуманитарного образования. Одной из главных задач в изучении иностранных языков является осознание иностранного языка как реальной возможности в диалоге культур и международных контактов. На уроке иностранного языка идет обучение не только языковым правилам, но и приобщение к новому образу мира, поэтому преподавать язык значит, в конечном счете, преподавать культуру. Следствием этого является особое внимание к лингво-страноведению, как усвоению иноязычной культуры в процессе изучения иностранного языка средствами этого языка средствами языка.

Страноведение - это интегрированный курс. Он не только связан с такими предметами, как литература, история, география и опирается на знания учащихся по этим предметам, а также помогает в изучении этих предметов. Программа спецкурса по страноведению была разработана в 1999-2000 учебном году и с тех пор успешно претворяется в жизнь в школе №8 с углубленным изучением английского языка г. Мончегорска. Программа утверждена кафедрой филологических дисциплин Мурманского областного института повышения квалификации работников образования.

Цели курса

  1. Учащиеся должны получить знания по основным предметам об англо-говорящих странах (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию и т. д.).
  2. Научиться понимать устные и письменные тексты, сообщения по темам, определенным данной программой, уметь правильно, самостоятельно выражать своё мнение в устной и письменной форме, научиться пользоваться справочной литературой, научиться аргументировать свою точку зрения, формировать навык исследовательской работы, учиться писать рефераты и выполнять проектные работы.
  3. Совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний об англо-говорящих странах.

Все это способствует развитию интереса к английскому языку. Курс предлагает использование страноведческого материала, газетных статей, видеозаписей, различных печатных изданий. За основу берутся два учебника автора Богородицкой В. Н. “Мир Британии” и Голицинского “США”. Сначала курс “Страноведение” был рассчитан на учащихся 10-11 классов - 1 час в неделю с учетом изученного страноведческого материала за 7 - 9 класс, а затем 11 класс 0, 5 часа.

Расширение кругозора и объема знаний об англо-говорящих странах при введении этого курса способствует гуманитарной подготовке учащихся, что соответствует статусу школы. Специализированный курс по страноведению закладывает фундамент для дальнейшего обучения в гуманитарных вузах, так как во многих институтах на факультетах иностранных языков изучается этот предмет. Познавательный характер курса “Страноведение” предполагает широкое использование текстового материала, таблиц, развернутых планов, рисунков, карт, картин, музыкальных произведений, песен, видеофильмов, биографий выдающихся людей. Следующий компонент курса - это знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах. Он связан с историей и географией Англии и США, общественными и социальными отношениями в этих странах, политической системой, обычаями, экономическими связями, условиями труда, окружающей средой, средствами массовой информации, ролью Великобритании и США в жизни мировых сообществ. Курс “Страноведение” - это составная часть мировой культуры, он даёт возможность знакомиться с культурой разных стран.

Учебный материал курса состоит из двух разделов: первый - Великобритания, второй - США. Первый раздел включает 25 тем. Каждая тема рассматривает ряд вопросов. Например, по США берутся такие темы: “Географическое положение”, “Транспорт”, “Связь”, “Природные ресурсы”, “История США”, “Работа Конгресса”, “Выборы и политические партии”, “Штаты США”, “Образование”, “Американский образ жизни”, “Искусство и музыка”. Часть материала даётся по учебникам, часть в виде лекций, консультаций или ученических докладов, сообщений по той или иной теме. Для закрепления материала проводятся уроки-семинары, различного рода тесты по темам и обобщающие уроки по всему курсу. Контроль осуществляется с помощью тестов, устного опроса, текущих оценок и заключительной оценки. С критериями устного и письменного высказывания учащиеся знакомятся во время первой недели учебного года. Дифференцированный подход предполагает учет уровня обученности школьников, реализуется в данном курсе через использование материалов разного уровня трудности. Используются опоры разной степени развернутости. Для учащихся с низким и средним уровнем обученности предлагается план, ключевые слова, вопросы. Основной технологией обучения страноведения является вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. Эта технология включает различные методы и приёмы: объяснение, слушание и запись лекции, самостоятельное чтение материала и его изучение, составление конспекта, плана, работа со словами и т. д. Метод тренировки и усвоения материала предусматривает ответы на вопросы, поиск ответов в тексте, чтение и перевод текстов, работа с карточками в парах, ролевые игры, обсуждение изучаемой темы в группах, устная презентация докладов.

В марте 2000 года в школе прошло открытое мероприятие по страноведению в двух 11-х классах для учителей города, обобщающий урок по теме “Политическая система США”. На открытом уроке проходила дискуссия о принятии Конституции США, что она гарантирует своим гражданам. Учащиеся работали со схемами и таблицами по правам, гарантированным Конституцией. Для открытого урока был сделан перевод на английский язык статьи из газеты “Труд” от 7 февраля о предварительных выборах в одном из штатов, и прошло обсуждение системы президентских выборов. На уроке была проведена ролевая игра по выборам кандидата в президенты. Творческие группы представляли штаб-квартиру Демократической и Республиканской партии, готовили свою предвыборную программу и своего кандидата в президенты. Работала пресс-группа и счетная комиссия. Каждый мог задать вопрос кандидатам. Затем были проведены выборы, и после подсчета голосов был выбран кандидат в президенты от Демократической партии.

Я считаю этот курс необходимым, особенно для тех, кто решил продолжить образование на факультете иностранных языков, а таких детей у нас в школе очень много. Курс направлен на гуманизацию образования, что проявляется в предоставлении эффективных условий получения образования всеми членами общества, реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой личности.