Урок письма по теме: "Дифференциация ж—ш"

Разделы: Начальная школа


Цели :

Образовательная - учить учащихся дифференцировать звуки (ж-ш) в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные - развитие логического мышления на основе упражнений в классификации, анализа и синтеза, развитие зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании предметов по контуру, развитие фонематического слуха на основе упражнения в выделении одинакового звука в словах, развитие связной письменной речи на основе работы с паронимами.

Воспитательные - мотивация к учению, воспитывать интерес к русскому языку, в необходимости изучения его.

Оборудование

Для учителя: карточки-снежинки с изображением следующих предметов (помидор, огурец, перец, груша; яблоко, апельсин, лимон, баклажан; юбка, шорты, футболка, шуба; заяц, волк, лиса, кошка; дятел, воробей, ворона, жук); картинка ёлки, контуры ледяных фигур (ёжик, мышка, медвежонок, жираф); карточки-снежинки с загадками; карточки-снежинки (слова паронимы); карточки-снежинки со словами, в которых пропущены буквы; фигурка снеговика.

Для учащихся: рабочая тетрадь; цветные карандаши, ручка; карточки - снежинки с изображением следующих предметов (помидор, огурец, перец, груша; яблоко, апельсин, лимон, баклажан; юбка, шорты, футболка, шуба; заяц, волк, лиса, кошка; дятел, воробей, ворона, жук); картинка ёлки, контуры ледяных фигур (ёжик, мышка, медвежонок, жираф); карточки-снежинки с загадками; карточки-снежинки (слова паронимы); карточки-снежинки со словами, в которых пропущены буквы; фигурка снеговика.

Ход урока

1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2. Вводная беседа.

Учитель: Какое время года сейчас? По каким признакам в неживой природе можно определить наступление зимы? Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

Какими стали осадки зимой? Что произошло с почвой? Какие изменения произошли с водой в водоемах? (Ответы детей).

У: Но все же зима - это прекрасное время года. Какой праздник с нетерпением ждут взрослые и дети? (Новый год). Конечно, Новый год - это веселье, хорошее настроение, подарки. А какие зимние забавы вы знаете? (Ответы детей).

Мы так же будем лепить сегодня снеговика, а помогать нам будут снежинки, которые принесли вам много интересных заданий. (Приложение 1)

3. Введение в тему. Повторение.

Задание. Каждому ученику выдается карточка - снежинка. Выделение лишнего слова.

Помидор, огурец, перец, груша.

Яблоко, апельсин, лимон, баклажан.

Юбка, шорты, футболка, шуба.

Заяц, волк, лиса, кошка.

Дятел, воробей, ворона, жук.

Рисунок 1.

У : Назовите одинаковый звук в словах:

Шуба, кошка, груша. (Ш)

Баклажан, жук. (Ж)

4. Объявление темы урока. Повторение.

У: С какими звуками будем работать? (ж - ш)

Дети: Мы будем работать со звуками ж - ш .

У: Ребята, давайте сравним произношение звуков ж и ш. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково, губы округлены и слегка вытянуты вперёд.) В каком положении находятся зубы? (Сближены, но не соприкасаются.) Где находится кончик языка? (Приподнят кверху, но не касаются верхних зубов, образует щель.)

После каждого вопроса учитель снова показывает артикуляцию звука, дети также ещё раз произносят звук.

У: Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука ж. (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.) А теперь произнесите звук ш и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.)

Делается вывод, что звук ж произносится с голосом, он звонкий. А звук ш произносится без голоса, он глухой. (Это различие этих звуков, а общее - артикуляция.)

У: Что ещё общего у этих звуков? (Согласные.)

- А какие вы ещё знаете звонкие звуки?

- Глухие?

- Мы изучаем парные звонкие и глухие согласные.

Записали число, классная работа, тему урока.

5. Пальчиковая гимнастика.

“Колокольчик”. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены.

Средний палец правой руки опущен вниз и ребёнок свободно двигает им в ту и другую сторону.

“Птичка”. Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Изображаем кистями рук “Птенчиков в гнезде”. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить словно птенчики в гнезде.

У: Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

“Комар”. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным , вращать им в разные стороны.

“Шарик”. Все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. Постепенно пальчики принимают форму шара.

“Гусь”. Предплечье - вертикаль. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы прижаты друг к другу.

“Жук”. Пальчики собрать в кулачок. Указательный и большой пальцы разведены в стороны, ребёнок ими шевелит.

“Пароход”. Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты “Ковшиком”, а большие пальцы подняты вверх.

“Лошадка”. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Оба больших пальца образуют уши.

“Солдатик”. Ходим пальчиками по столу: средний и указательный - ножки.

“Курочка”. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

6. Изучение нового

а) Выделение звуков из слов

У: Ни один Новый год не обходится без красавицы ёлки. Мы с вами сейчас тоже пойдем на елку, где можно увидеть различные ледяные фигуры.

Контуры ледяных фигур вокруг елки:

Ежик, мышка, медвежонок, жираф.

Рисунок 2.1

Рисунок 2.2

Рисунок 2.3

Рисунок 2.4

Рисунок 2.5

Задание.

Выделить лишнее слово. Записать названия животных только нашего края. Подчеркнуть Ж- зелёным, Ш- синим.

(Работа у доски. Доказываем звонкость согласных).

б) Работа со слогами

Вспоминаем правило правописания жи - ши.

7. Физпауза. Гимнастика для глаз.

Задание.

Записать недостающий слог жи - ши.

эта…, малы…, ланды…, стри… .

Еще раз закрепляем правило правописания жи - ши.

8. Закрепление.

Задание.

а) Записать слова в два столбика Ж - Ш (cамостоятельная работа)

- Что бывает после дождя? (Лужи.)

- Что растет на елке? (Шишки.)

- Назовите животное, у которого длинная шея? (Жираф.)

- Что вешают на елку? (Игрушки.)

Проверка.

(Один ученик читает слова первого столбика, второй - другого.)

Ещё раз закрепляем правило правописания жи-ши.

Задание.

б) Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните.

Рисунок 3.1

Рисунок 3.2

Рисунок 3.3

Рисунок 3.4

Рисунок 3.5

в) Работа с паронимами. Сравнение слов по плану.

Луша - лужа

Сходство. Различие.

Одинаковые буквы (назвать их). Разные буквы (прочитать их, указать среди них звонкие и глухие согласные).

Значение слова(объяснить).

Задание.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения.

После дождя большая … .

… надела шапку.

Рисунок 4.1

Рисунок 4.2

9. Домашнее задание. Загадки снеговика. Отгадки записать в тетрадь. Подчеркнуть Ж- зелёным, Ш- синим.

Рисунок 5.1

Рисунок 5.2

Рисунок 5.3

Рисунок 5.4

Рисунок 5.5

10. Итог урока.

- С какими звуками работали?

- Что общего?

- Чем отличаются?

11. Выставление оценок.