Лексическая тема “Весна”
Программное содержание:
- Закрепить и систематизировать знания детей о времени года весна;
- Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу;
- Путем подбора индивидуальных заданий обеспечивать дифференцированный подход к формированию чтения. Слоговое чтение – Вера, Денис, Таня, Настя, Беглое чтение – Саша;
- Развивать способность к рассуждению и умозаключению;
- Создавать радостное, эмоциональное, положительное настроение.
Оборудование: кубики Зайцева, таблицы, указка, мольберт со словами: снег, ручей, снеговик, сугроб, макет солнца.
Ход занятия
Дети сидят на ковре, играют с кубиками, группируют их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое новое слово у меня появилось? Кто сможет его прочитать?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что такое весна?
Дети: Время года.
Воспитатель: Почему именно это слово появилось сегодня у нас? (Ответы детей)
А ты как, Саша, думаешь? (Потому что сейчас весна).
Воспитатель: я согласна, но посмотрите, за окном холодный ветер, идет снег, люди тепло одеты, совсем не весенняя погода. Что же это такое происходит? (Ответы детей). А ты, Коля, как думаешь? (А я думаю, что зима не хочет уступать свое место весне).
Воспитатель:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Воспитатель говорит шепотом детям.) Ребята, я знаю, что мы точно можем помочь весне прогнать зиму. Но для этого нам нужно преодолеть все препятствия, которые нам приготовила коварная зима. Готовы? Я думаю, что зима испугается, если мы вместе прочитаем весенние слова.
(Воспитатель показывает склады по таблице указкой, а дети их читают.)
СО-Л-Н-ЦЕ
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Солнце (воспитатель спрашивает индивидуально несколько детей)
КА-ПЕ-ЛЬ
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Капель
Воспитатель: А что такое капель? (Ответы детей). Далее воспитатель спрашивает: как думают другие дети.
РУ-ЧЕ-Й
МА-МА
Воспитатель: Почему “мама” - это весеннее слово?
Дети: Потому что весной праздник мам.
Воспитатель: Ребята, а вот и следующее препятствие, которое приготовила зима.
(На мольберте написаны слова:
СНЕГ
РУЧЕЙ
СНЕГОВИК
СУГРОБ
Зеленым цветом выделен ударный слог).
Воспитатель: Саша прочитает слова и найдет лишнее слово. А вот задание для Веры, Дениса, Тани и Насти. Вам надо прочитать склады и найти ошибку.
(На полке выставлены кубики со складами: МА-НА-ПА-ЛУ-СА-ТА-КА-ЛА).
Воспитатель: Какая здесь ошибка? Почему?
Воспитатель: Потому что все кубики со складом “А”, а этот со складом “У”.
(Далее, ребенок, который читал слова может присоединиться ко всем детям).
Воспитатель: А теперь закройте глазки, что изменилось? (Воспитатель меняет кубики местами или переворачивает их на другие склады. Игра проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте теперь послушаем Сашу, какие слова он прочитал. Саша, какое слова лишнее и почему?
Ребенок: Ручей, потому что это весеннее слово, а все остальные зимние слова.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть, что это?
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: Это не простой колокольчик, а волшебный. Его звон поможет нам прогнать зиму, а зазвенит он тогда, когда вы правильно назовете приметы весны. Давайте встанем в круг и будем говорить по очереди. (Дети называют приметы весны).
Воспитатель: Я с вами согласна, и тает снег, и бегут ручьи, и прилетают птицы, все это бывает весной. Давайте это красивое, нежное слово выложим кубиками.
(Воспитатель показывает склады указкой на таблице и говорит.)
Воспитатель:
Первый склад “ВЕ”, кубик маленький, железно-золотой;
“С” большой, деревянно-золотой;
“НА” большой, деревянно-золотой.
Воспитатель: Rакое слово мы написали?
Дети: Весна
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами преодолели все препятствия, которые устроила нам зима.(Появляется солнышко). Ребята, вы ничего не замечаете? Мне кажется что-то изменилось. (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Появилось доброе весеннее солнышко, посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте и мы улыбнемся солнышку, приходу весны и друг другу.
Программное содержание:
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к зверям;
- Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать их;
- Развивать способность к рассуждению и умозаключению.
Оборудование: кубики Зайцева, таблицы, указка, картинки зверей, лист со словами: берлога, логово, нора, дупло, гнездо, иллюстрации с изображением различных деревьев, мяч, загадки про зайца, лису, белку.
Предварительная подготовка: беседа о зверях, рассматривание картинок, чтение рассказов.
Ход занятия
Дети сидят на ковре, играют с кубиками, группируют их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое слово я выложила.
Дети: Звери.
Воспитатель: Кто такие звери? (Ответы детей)
Воспитатель: Каких зверей вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, где обитают звери? (В лесу, поле, водоеме)
(На столе лежат картинки с изображением зверей.)
Воспитатель: Посмотрите, звери гуляли и заблудились, давайте расселим их по месту их обитания. Саша и Таня помогут зверям, которые обитают в лесу.
Вера и Коля помогут зверям, которые обитают в поле, а Настя и Антон помогут зверям, которые обитают в водоемах.
(На столах лежат кубики с выложенными словами: ЛЕС, ПОЛЕ, ВОДОЕМ. Дети должны расселить зверей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли зверям добраться до места своего обитания. Каждый зверь, как и человек имеет свой дом а вы знаете, как называются жилища зверей? Давайте вместе с вами прочитаем их названия по таблице, а вы скажете, кто там живет (БЕРЛОГА, ЛОГОВО, НОРА, ДУПЛО, ГНЕЗДО)
(Воспитатель показывает эти слова напечатанные на листе.)
БЕРЛОГА
ЛОГОВО
НОРА
ДУПЛО
ГНЕЗДО
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие слова вы прочитали. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете? (ГНЕЗДО – дом птицы).
Воспитатель: Ребята, лесные звери ждут нас к себе в гости, давайте отправимся к ним в лес. (Дети берутся за руки и идут, изображая как они идут по лесу: перепрыгивают с кочки на кочку, пролазят через заросли кустов.)
Воспитатель: Вот и пришли. (По группе развешаны иллюстрации с изображением различных деревьев, из-за которых выглядывают различные части тела лесных зверей.)
Воспитатель: Посмотрите, кто-то там прячется за деревьями. Кто прячется за сосной?
(ЛИСА)
Воспитатель: Как вы догадались? (Торчит ее хвост)
Воспитатель: Чей хвост торчит из-за сосны? (ЛИСИЙ ХВОСТ)
(Аналогично:
ЗАЯЧЬИ УШИ
ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ
МЕДВЕЖЬИ ЛАПЫ
БЕЛИЧИЙ ХВОСТ )
Воспитатель: Многие люди часто путают названия частей тела у человека и зверей. Давайте проверим, не запутаетесь ли вы. Для этого нам надо встать в круг, я буду бросать вам мяч, и называть часть тела у человека, а вы мне говорить такую же часть тела, но у зверя.
РОТ – ПАСТЬ ЗУБЫ – КЛЫКИ
РУКИ, НОГИ – ЛАПЫ ЖИВОТ – БРЮХО
НОГТИ – КОГТИ ЛИЦО – МОРДА
ВОЛОСЫ – ШЕРСТЬ
Воспитатель: Молодцы, никто не ошибся. Ребята, хотите я вам загадаю загадки? (да) тогда садитесь.
Летом серый, зимой белый? (Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост – краса,
Кто это? (Лиса)
Воспитатель: Как вы думаете, чем эти звери похожи?
Дети: Они меняют цвет своей шубки.
Воспитатель: Верно, а вы знаете, кто меняет свои рога?
Дети: Олень, лось
Воспитатель: А я знаю одного зверя, который меняет свой хвост. Давайте напишем его кубиками.
Воспитатель показывает детям склады по таблице, а они их ищут на кубиках.
Воспитатель: Какое слово получилось? (Я – ЩЕ – РИ – ЦА) Я хочу рассказать вам немного об этом животном. Ящерица немного похожа на змею, но у неё есть лапы. Если случится так, что ящерицу поймают за хвост, она вырвется и в руках останется только её хвостик.
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в лесу, пора возвращаться домой. А поможет нам в этом игра.
ИГРА:
“Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Звериная фигура на месте замри”.