Тип урока: обобщающий.
Цели:
-систематизировать и обобщить методы решения уравнений, содержащих модуль;
-формировать и развивать мыслительные операции, формы мышления: по аналогии, индукции;
-отрабатывать навыки решения уравнений;
-проверить умение решать уравнения;
-развивать познавательный интерес.
Пособия:
- Раздаточный материал для устного счета.
- Слайды для проведения самостоятельной работы.
- Мультимедийный проектор.
- Набор таблиц иллюстрирующий определение модуля.
План урока:
- Орг. часть.
- Устный счет: - тренинг вычислительных навыков; - развитие логики.
- Основная часть урока:
- первый блок (решение уравнений позволяющих понять, что значит указать все корни уравнения; что значит доказать, что уравнение корней не имеет);
- второй блок (решение базовых уравнений с модулем);
- третий блок (решение уравнений повышенной сложности).
- Орг. часть (подведение итогов урока, задание на дом).
ХОД УРОКА
1. 1) Собрать тетради с домашним заданием, ответить на вопросы.
2) Объявить тему, цель урока, структуру.
2. Задать вопросы, на которые необходимо добиться четких ответов.
- Что называется уравнением?
- Решить уравнение это-…?
- Какие уравнения называются равносильными?
Устная работа по печатным материалам. Печатная основа (см. ниже) раздается каждому ученику, и по “цепочке” все школьники (не по одному разу) решают примеры в одно действие.
Найди число, которое нужно вставить в квадратную рамку, чтобы равенство было верным:
Устная работа (на развитие логики), демонстрируется слайд № 1.
3. Комментированное решение уравнений, к доске вызываются три ученика.
а) (х+2)-(3+х)=-1 б) (х+2)(3-х)=0 в) (5-х)2=-2х
х - любое число х=-2;3 корней нет
- Ученики выполняют первый пункт самостоятельной работы, (см. приложение слайд № 2). На решение этой части задания отводится 5 минут.
Тем временем написать на доске задание для комментированного решения, у доски три ученика.
|8х+3|=12 | |5-7х|=0 | |6х-9|=-10 |
х=; | х= | корней нет |
Во время комментирования необходимо обратить внимание на следующее:
- Дать характеристику этим уравнениям.
- Указать общие черты.
- Указать отличия.
- Ученики выполняют второй пункт самостоятельной работы, (см. приложение слайд № 3). На решение этой части задания отводится 6-7 минут.
Тем временем на доске написать уравнения, решение которых требует проверку. Два ученика вызываются к доске.
|х|=х+3 |х|=|х-5|
х=-1,5 п.к. х = 2,5
Во время комментирования необходимо обратить внимание на определение модуля.
- Ученики выполняют третий пункт самостоятельной работы, (см. приложение слайд № 4). На решение этой части задания отводится 5-6 минут.
4. Подведение итогов урока.
На левом “крыле” доски записаны ответы к самостоятельной работе, для самопроверки.
На правом “крыле” доски записаны нормы оценок:
“5” - за 8 правильно решенных уравнений;
“4” - за 6,7 правильно решенных уравнений;
“3” - за 4 правильно решенных уравнений;
“2” - за 1,2,3 правильно решенных уравнений.
Ученики проверяют свои уравнения и ставят оценку карандашом, после чего сдают тетради с самостоятельной работой на проверку учителю.
Домашнее задание: составить и решить по два уравнения разного вида, аналогично самостоятельной работе. Образец будет вывешен в классном уголке.
Приложение:
слайд № 1 1) Найти неизвестную букву.
|
||||||
2) Найти неизвестное число.
|
||||||
3) Найти неизвестную букву.
|
||||||
4) Найти неизвестное число.
|
||||||
5) Найти неизвестное число.
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
“Решение уравнений”
I вариант 1. а) (-4-х)+(5+х)=1 б) (2х+2)(3х-3)=0 в) 4(х+3)=4х+3 |
слайд № 2 II вариант 1. а) (х-8)-(х-5)=-3 б) (5-5х)(3+3х)=0 в) (х-3)7=7х-3 |
I вариант 2. а) |4х-8|=100 б) |4+12х|=0 в) |21х-300|=-8 |
слайд № 3 II вариант 2. а) |15-5х|=200 б) |5-10х|=0 в) |100-4х|=12 |
I вариант 3. а) |х|=х-6 б) |х|=|х+3| |
слайд № 4 II вариант 3. а) |х|=х-8 б) |х|=|5+х| |