Цель.
- Познакомить со своеобразием разных русских городов.
Задачи.
- Познакомить с памятниками древнерусского зодчества Владимира, Суздаля, Пскова, Ростова Великого, Новгорода.
- Формировать эстетическое отношение школьников к культуре родного края.
- Способствовать тому, чтобы дети почувствовали, приблизились к пониманию того, что разная выразительность русских ансамблей объясняется своеобразием образа жизни его обитателей.
Зрительный ряд.
- Слайды с изображением видов Владимира, Суздаля, Ростова Великого, Новгорода, Пскова. Изображение храма Покрова на Нерли, Софийского, Дмитровского, Успенского, Рожественского соборов, Суздальского кремля. Карта России.
Музыкальный ряд.
- Отрывки из оперы Н. Римского - Корсакова “Садко”, отрывки из рок-оперы “Юноны и Авось”, запись звона колоколов Ростова Великого.
Литературный ряд.
- Отрывки из былины “Садко”, Отрывки из статьи Д.С. Лихачёва “Память культуры и культура памяти”.
Материалы.
- Белая бумага, гуашь, кисти.
Содержание урока.
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Практическая работа.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в загадочное путешествие. А куда путь-дорожка нас приведёт, сейчас узнаете.
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова “Садко”, демонстрация слайдов “Великий Новгород”. Учитель читает отрывок из былины “Садко”:
“Как на славной реке да на Волхве, что бежит-течёт да из Ильмень-озера, широко раскинулся славный город-господин Великий Новгород. Из конца в конец целый день идти, а посадов да пригородов глазом не окинуть, у пристаней на Волхове корабли стоят, что белые лебеди в заводи. Живут в Новгороде люди богатые, торговые. Весело живут, пиры дают. А на Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра в Новгороде, чем молодой Садко”.
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова “Садко”. Появляется Садко.(Роль Садко играет старшеклассник. На нём русская рубаха, в руках – гусли. )
Садко. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали в город наш славный?
Учитель. Хотим о городе вашем древнем, господине Великом Новгороде, узнать побольше, полюбоваться красотой его рукотворною.
Садко. Да, подивиться есть чему! Живут в нашем городе вольнолюбивые и предприимчивые люди. Ценим мы мужество, благородство и простоту, поэтому и дома наши добротные, но не пестрят украшениями. Вот посмотрите, наш детинец – кремль и Софийский собор. Похож он на могучего белоснежного богатыря . Он очень большой, поэтому глав у него сразу пять. Покрытые шлемами-куполами, они напоминают древних воинов, окруживших своего полководца.
На доске появляется изображение Софийского собора.
А хотите и другие города российские посмотреть? Я отправляюсь за товаром во Псков. Пойдём под парусами со мной? (Да!)
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова “Садко”. Слайды Пскова.
Садко. А вот и славный град-крепость Псков! На окраине русских земель стоит на реке Великой. Часто псковичам доводилось земли свои от немецких рыцарей защищать. Но не ожесточилась их душа. Нравы у них человечнее и мягче, чем в Новгороде. Ребята, а что вы знаете о Пскове?
Группа ребят, подготовленных заранее, рассказывают об архитектурных достопримечательностях древнего Пскова: об округлой мягкости форм богатырских строений псковичей, об открытых сквозных звонницах.
Садко. Молодцы, ребята! Как интересно с вами путешествовать! Ну а теперь где хотите побывать? (Во Владимире! В Суздале! )
Нелёгок путь до Владимира – не всюду корабли мои пройдут. Но и я давно мечтал побывать на княжеской земле благословенной. Говорят, соборы там красоты неописанной! Ну что ж, во Владимир!
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова “Садко”. Физкультминутка.
Слайды с видами Владимира.
Садко. А вот и земля Владимиро-Суздальская! Знаменитые постройки создавались для князей, чтобы прославить княжескую власть. А что о Владимире вы слыхали, ребята?
Вторая группа ребят рассказывает о памятниках архитектуры Владимира: о каменных рельефах Дмитровского собора, о великолепии Успенского собора, о поэтичности храма Покрова на Нерли. Рассказ детей сопровождается демонстрацией макето, фотографий, рисунков, слайдов с изображением соборов и храмов Владимира.
Садко. Ребята, а я расскажу вам о Суздале. Суздаль древнее Владимира. Там живут бояре. По их почину построили много не больших, но нарядных церквей. И что интересно: своим убранством они связаны с окружающими их разукрашенными боярскими теремами. Позже Суздаль стал городом мастеров-ремесленников. Будто соревнуясь, по берегам реки Каменки появлялись новые приходские храмы. Каждая церковь украшалась по-своему: где каменной резьбой, где цветными изразцами (керамическими блестящими и яркими плитками). Но мне полюбился Рождественский собор Суздальского кремля. Представляете, его синие купола украшены золотыми звёздами.
На доске появляется изображение Рождественского собора, Суздальского кремля.
Садко. А теперь, ребята, в путь!
Физкультминутка. Звучит отрывок из рок-оперы А. Рыбникова “Юнона и Авось”. Затем на экране демонстрируются слайды с видами Ростова Великого. Фоном звучит запись звона колоколов Ростова Великого.
Учитель. Всмотритесь в этот могучий город со множеством куполов. Их ритм будто отражает перезвон колоколов.
Садко. Хорошо, ребята, с вами путешествовать, но пора и домой возвращаться! Давайте вспомним, в каких же городах мы побывали.
Дети называют города, о которых шла речь на уроке, и отмечают на карте России.
Садко. Увидел я с вами многие храмы, много нового узнал. Да позабыл я, где какой храм видел. Помогите вспомнить названия храмов.
Учитель показывает изображения храма, дети вспоминают название храма и его местонахождение.
Садко. Спасибо, ребятушки! Спасибо, родимые! Хотелось бы всю эту красоту жене любимой и деточкам малым показать, да нельзя им на корабль - боятся они Нептуна – царя морского. Что же делать?
Учитель. Не кручинься, дорогой Садко! Ты нам сыграй на гуслях, а мы нарисуем всё, что видели в нашем путешествии. Правда, ребята? Помогут вам изображения храмов, которые вы видите на доске, макеты, пошаговые рисунки. Помните, что у каждого храма, как и у каждого города, свой характер. Попытайтесь отразить его в колорите вашей работы.
На больших белых листах дети изображают эскизы
храмов. Если ребёнку трудно выполнить задание,
предлагаю пошаговый рисунок. Затем дети работают
гуашью и кистями разных размеров. Фоном звучит
музыка из оперы “Садко” Н. Римского–Корсакова.
К концу урока учитель убирает с доски изображения храмов и размещает там детские работы.
Учитель. Ну что ж, Садко, вот работы ребят. Ты узнаёшь те храмы, которые мы видели в нашем путешествии?
Дети рассказывают Садко о том, что они пытались изобразить в своих работах.
Садко. Спасибо, дорогие ребята, что так тонко подметили характер каждого храма! Я никогда не забуду наше путешествие, и вы о нём помните. Вы живёте в России, поэтому нужно знать и чтить российскую культуру. А храмы – это духовная летопись России.
Учитель. Д.С. Лихачёв когда-то писал: “Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда? Степная трава перекати-поле, которую осенний ветер гонит, не давая нигде задержаться, пока, оторванная от матери-земли, не попадёт она в какую-нибудь грязную лужу… Культура – это память. Отстаивайте, когда нужно, свои убеждения, звоните, если потребуется, во все колокола”.