Цель:
- Формировать умение проверять безударную
гласную двумя способами:
изменением формы слова (словоизменение)
подбором родственных слов (словообразование). - Осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение, что помогает быстрее найти проверочное слово.
- Отрабатывать умение графически правильно изображать буквы, делать их детальный анализ.
- Развивать интерес к поэтическому слову, обогащать словарь.
- Способствовать саморазвитию личности.
Оборудование:
- Учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык 2класс (1 – 4)».
- Карта путешествия «Созвездие родственных слов».
- Пульт контроля «Школьник».
- Карточки с названием звезд («Светлячок», «Светлана», «Светлица», «Рассвет»).
- Музыкальное сопровождение «Кот Леопольд».
- Музыка «Полет в космос» (имитация взмывания ракеты).
- Памятка-алгоритм «Проверка безударных гласных».
Ход урока
Эпиграф:
Стихотворение С. Островского «Первородство».
Учитель:
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу: «Извини меня!» -
Это значит…
Дети:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни и есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Учитель:
Когда я слышу: «Защити меня!». Это значит…?
Дети:
Укрой меня за щитом!
Учитель:
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро!
Ребята, так чему же учит это стихотворение? О чем оно вам напомнило?
Дети: Надо быть внимательнее к звучащему и написанному слову.
Учитель: Какая родня есть у слов?
Дети: Родственные слова.
Учитель: А какие слова называются родственными?
Сообщение темыСегодня мы отправимся в увлекательное путешествие к звездам в созвездие «Родственных слов».
Будем тренироваться в написании безударных гласных в корне.
Вот карта нашего пути,
Созвездия на ней легко найти.
Но чтоб пройти все испытанья,
Необходимы ваши знанья
Итак, мы отправляемся
В загадочный полет.
Успех вам и удачу
Пускай он принесет.
Пусть в путешествии вам светит звезда удачи! Ребята, из чего складывается удача? (Мысли + дела)
Учитель: Какие мысли вам могут помочь?
Дети: Я все смогу, у меня все получится…
Учитель: Какими делами мы можем подкрепить мысли?
Дети: Хорошо работать, быть внимательнее…
Учитель: Итак, желаю вам обрести звезду удачи!
Отправимся в полет мы на ракете. Вот стартовая площадка. Чтобы ракета пришла в действие, выполним первое условие. Подготовим руку к письму, ведь в полете необходимо будет делать разборчивые и красивые записи.
Минутка чистописанияЗаписать цепочку букв по алгоритму. (Ученику дается листок с цепочкой ИАОЕЯ, он диктует алгоритм, все остальные под диктовку пишут.)
«Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, наклонная вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, вниз по секрету, качалочка, крючок до середины, секрет, сломали секрет, наклонная вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, вниз по секрету, качалочка, крючок до середины, секрет, сломали секрет, вниз наклонная, качалочка, смыкаем букву, поворот на месте, петля, секрет, влево качалочка перевернутая, наклонная вниз, крючок до середины.» (Методика В.А. Илюхиной «Письмо с «секретом»».)
Детально рассмотрим написание цепочки на доске.
- Обозначим середину соединения букв и элементов ( - ).
- 1\3 часть ( * ).
- Шалашики (Гномики o ).
- Гнездышки ( v )
Учитель: Почему мы написали эти буквы?
Дети: Будем проверять эти гласные.
Учитель: Наша ракета пришла в действие (музыка «взлета» ракеты).
Перед вами первая звезда. Чтобы она ярче засветила, вставим пропущенную букву в слове – названии этой звезды (Св o тлячок, св е тлячок)
Какая здесь орфограмма?
Дети: Безударная гласная
Учитель: Вспомним алгоритм проверки.
Дети:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
Для этого:
- Измени слово (словоизменение)
- Подбери родственное (словообразование)
Учитель: Итак: светлячок (проверочные – свет, светят). Какой способ использовали?
Дети: Словообразование.
Учитель: Мы находимся около второй звезды. Зажжем ее. Вставим пропущенную букву: св o тлица (св е тлица)
Что такое светлица?
У Пушкина есть слова:
«Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу,
И оставили одну,
Отходящую ко сну».
(сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Дети: Это светлая парадная комната.
Учитель: Следующее испытание: записать слова под диктовку.
Трава, листок,
Гряда, цветок,
Страна, весна,
Вода, сирота.
Диктанту нашему конец, кто не ошибся – молодец!
Проверим на пульте (дети показывают безударную гласную в корне).
СамооценкаКто без ошибок – «5»,
С одной – «4»,
А с двумя – «3».
Учитель: Третья звезда загорится, если решите грамматическую задачу. Какое слово подойдет к названию третьей звезды (рассвет, расцвет)?
Дети: Рассвет.
Учитель: Что такое рассвет?
Дети: Вставать на рассвете, до рассвета. Оно подходит к созвездию родственных слов.
Творческая работаУчитель: Прочитайте текст. Есть ли здесь орфограммы с безударными гласными в корне?
Вышло из-за туч солнце. Свет залил поле и лес.
Дети: Нет.
Учитель: Пополните текст словами с безударной гласной в корне (опасными словами).
Вариант ответа:
Появилось из-за облаков солнце. Осветились поля и леса.
Учитель: Дополните своими предложениями, введя слова с безударными гласными в корне.
Самостоятельная работаУчитель: Какие виды работ использовали?
Дети: словообразование, словоизменение, замена слов, близких по значению, добавление новых слов.
Учитель: Пусть последняя звезда вспыхнет, для этого отгадайте загадку. Эта звезда названа именем девочки нашего класса.
Дети: Светлана.
Учитель: Как называется наше созвездие?
Дети: Созвездие родственных слов.
Учитель: Почему слова родственные? Кто глава этой семьи?
Дети: Свет.
Учитель: Запишем ряд этих слов и дополним другими родственными словами. Выделим корень, подчеркнем проверочные (сильные) с ударной гласной.
(Свет, светит, светлячок, Светлана, светлый, светильник, светлица, светофор, освещать, осветились.)
Прочитаем слова А.С. Пушкина и найдем еще одно родственное слово.
«Морозна ночь, все небо ясно,
Светил небесный дивный хор,
Течет так тихо, так согласно…».
Что такое светило?
Дети: Звезды – небесные светила.
Учитель:
С созвездием пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
Музыка (позывные из космоса)
Кому из вас понравилось в пути?
Кто ж смог звезду удачи обрести?
Нарисуйте звезду удачи, кому удалось ее обрести. Поделитесь мыслями, что вам помогало в пути.
РефлексияДети: Мне помогло…
Учитель: Спасибо за работу. Отметки за урок.