ЦЕЛЬ:- Краткое знакомство с выдающимися математиками
-Умение решать нетрадиционные задачи.
- Развитие интереса к предмету.
- Нравственное воспитание.
- Развитие мыслительной активности в “нестандартной ситуации”.
- Стимулирование познавательного интереса.
“Владение математикой - умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие… оригинальности, изобретательности.”
Д.Пойа
“Образование есть то, что остается, когда всё выученное уже забыто”
М. Лауэ
Ведущий. Итак, мы начинаем игру капитал-шоу “Поле математических чудес”.
Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.
Также у вас есть возможность сделать ставки на победителей в каждой тройке игроков. Для этого вы выбираете из участников того, кто победит, и записываете его фамилию против цифры 1.
Затем из 2 тройки под цифрой 2 пишите фамилию претендента на победу и т.д. После того как ставки сделаны (участники тоже делают ставки), подписанные листочки сдают статистам. Приз: книга, шоколад, игрушка… Делайте ставки, господа!
Игра первой тройки
В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, ведущему.
Форма привета - песня, стих, собственная поделка. Если участник игры отгадывает 3 буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: 1 - пустая, 2 - сладкий приз.
На сцену приглашается первая тройка участников игры.
Под музыкальную заставку на сцену поднимаются 3 участника игры и занимают места у барабана. Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, класс, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
Задание первой тройке
Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: “..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…” В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700 году Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его “вратами учености”.
В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого великого математика.
Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом по аналогии с теле игрой “Поле чудес”. Ассистенты открывают отгаданные буквы и слово в целом. На вращающемся поле: числа, “П” - приз, “+” - очки удваиваются. “Б” - банкрот.
Ведущий. Сектор “приз”. Приз на сцену.
Ассистент вносит черный ящик, в котором находится приз (альбом, а\кассета, канц. товары, номер худ. самодеятельности для участников игры, конфеты и др.)
Зал приветствует победителя аплодисментами.
В это время на экране телевизора, установленного на сцене, появляется портрет математика Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) и рисунки, рассказывающие о его трудах по математике. (запись сделана заранее в/камерой)
Ведущий. Еще раз поприветсвуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!
Все участники игры получают призы: книгу, мат. кроссворд и др. Участники 1 тройки занимают места в зале.
Игра со зрителями
Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и мат. способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков. Правильный ответ отмечается жетоном, на котором указано количество очков.
ЗАДАЧА 1 (ИЗ АРИФМЕТИКИ МАГНИЦКОГО).
“Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 руб и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 руб и кафтан, какой цены был кафтан?” (4р. 80 к)
ЗАДАЧА 2.
К однозначному числу приписать такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
ЗАДАЧА 3.
Как 2 пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
(Один делит поровну, а второй выбирает ту часть, которая ему больше понравилась)
Игра второй тройки
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Ведущий: Вторая тройка - на сцену!
Игроки занимают свои места, ведущий представляет игроков.
Выходит ученик на сцену и читает стих Сергея Боброва про число “пи=3, 1415926”
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Чтоб окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить, все как есть:
Три - четырнадцать - пятнадцать -
Девяносто два и шесть!
Ведущий: Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор, мы видим “проворное и трудолюбивое” число пи: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине:
- французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашел
- голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа пи 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);
значение числа пи с девятью десятичными знаками;
- вычисление точного значения числа пи во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затратившим бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддавшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.
Задание второй тройке
Ведущий. Кто автор обозначения числа пи = 3, 1415…? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действий деления. (Джонс)
Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой.
Игра со зрителями
Задание 1.
Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана)
Задание 2.
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
(Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в четыре года)
Игра третьей тройки
Ведущий. Третья тройка - на сцену!
Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.
Задание третьей тройки
Ведущий. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”.
В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? (Евклид)
Поздравление победителя, вручение призов.
Игра со зрителями
Задание 1.
Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами?
(11 в 11 степени (250 миллиардов) единиц.)
Задание 2.
Финальная игра
Ведущий. Финалисты – на сцену!
Звучит музыка, финалисты выходят на сцену.
Финальное задание
Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: “Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…”
Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе “семи мудрецов”. Кто этот ученый?
(Фалес)
Поздравление победителей и вручение призов
Призы
Общие тетради |
50 |
Сладкий приз |
35 |
Дневник |
25 |
Линейка |
5 |
Магнитофонная кассета |
20 |
Победитель выбирает на набранное количество очков призы.
Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается.
Игра со зрителями
Задание 1.
Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло случиться?
(Подошли с разных сторон)
Задание 2.
Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции.
(Циркуль)
Суперигра
Ведущий. Итак, начинаем суперигру.
Суперпризы: Энциклопедия по мат-ке, калькулятор, набор учебников на следующий год, в\кассета.
Задание суперигры
В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.
Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.
Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19–м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, и в настоящее время. О каком понятии идет речь?
(Пропорция)
Разрешается назвать четыре буквы.
Минута.
Поздравление победителя.
Жюри определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах. За 1-3 места вручаются призы.
Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело с увлечением.