Вечер "Поле математических чудес"

Разделы: Математика


ЦЕЛЬ:- Краткое знакомство с выдающимися математиками

-Умение решать нетрадиционные задачи.

- Развитие интереса к предмету.

- Нравственное воспитание.

  • Развитие мыслительной активности в “нестандартной ситуации”.
  • Стимулирование познавательного интереса.

“Владение математикой - умение решать задачи,  причем не только стандартные,  но и требующие… оригинальности,   изобретательности.”

Д.Пойа

“Образование есть то,  что остается,   когда всё выученное уже забыто”

М. Лауэ

Ведущий. Итак,  мы начинаем игру капитал-шоу “Поле математических чудес”.

Ваше активное участие – это гарантия того,   что наша встреча будет интересной,   содержательной,  запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки,   болельщики,  гости.

Также у вас есть возможность сделать ставки на победителей в каждой тройке игроков. Для этого вы выбираете из участников того, кто победит, и записываете его фамилию против цифры 1.

Затем из 2 тройки под цифрой 2 пишите фамилию претендента на победу и т.д. После того как ставки сделаны (участники тоже делают ставки), подписанные листочки сдают статистам. Приз: книга,  шоколад, игрушка… Делайте ставки,   господа!

Игра первой тройки

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу,  учителю,   ведущему.

Форма привета - песня,  стих,   собственная поделка. Если участник игры отгадывает 3 буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: 1 - пустая,  2 - сладкий приз.

На сцену приглашается первая тройка участников игры.

Под музыкальную заставку на сцену поднимаются 3 участника игры и занимают места у барабана. Ведущий представляет учащихся,   сообщает фамилию,  имя,  класс, хобби,   рассказывает о математических успехах,   увлечениях.

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки,  все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу,  в добрый час!

Задание первой тройке

Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том,  где и как он получил образование,  нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: “..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…” В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700 году Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его “вратами учености”.

В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию,   чем хотел подчеркнуть,  что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой,  с какой магнит притягивает к себе железо.

Назовите фамилию этого великого математика.

Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом по аналогии с теле игрой “Поле чудес”. Ассистенты открывают отгаданные буквы и слово в целом. На вращающемся поле: числа,   “П” - приз,  “+” -  очки удваиваются. “Б” -  банкрот. 

Ведущий. Сектор “приз”. Приз на сцену.

Ассистент вносит черный ящик,  в котором находится приз (альбом, а\кассета, канц. товары,  номер худ. самодеятельности для участников игры,  конфеты и др.)

Зал приветствует победителя аплодисментами.

В это время на экране телевизора,   установленного на сцене,  появляется портрет математика Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) и рисунки,  рассказывающие о его трудах по математике. (запись сделана заранее в/камерой)

Ведущий. Еще раз поприветсвуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!

Все участники игры получают призы: книгу,  мат. кроссворд и др. Участники 1 тройки занимают места в зале.

Игра со зрителями

Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз,  если его активность и мат. способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков. Правильный ответ отмечается жетоном,  на котором указано количество очков.

ЗАДАЧА 1 (ИЗ АРИФМЕТИКИ МАГНИЦКОГО).

“Некий человек нанял работника на год,   обещал ему даже 12 руб и кафтан. Но тот,   работав 7 месяцев,  восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 руб и кафтан,  какой цены был кафтан?” (4р. 80 к)

ЗАДАЧА 2.

К однозначному числу приписать такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)

ЗАДАЧА 3.

Как 2 пиратам разделить добычу,   чтобы оба были довольны?

(Один делит поровну, а второй выбирает ту часть,  которая ему больше понравилась)

Игра второй тройки

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

Ведущий: Вторая тройка - на сцену!

Игроки занимают свои места,  ведущий представляет игроков.

Выходит ученик на сцену и читает стих Сергея Боброва про число “пи=3, 1415926”

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Чтоб окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить,  все как есть:
Три - четырнадцать - пятнадцать -
Девяносто два и шесть!

Ведущий: Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор,  мы видим “проворное и трудолюбивое” число пи: оно заключено и в самом простом колесике,  и в самой сложной автоматической машине:

  • французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашел
  • значение числа пи с девятью десятичными знаками;

  • голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа пи 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);
  • вычисление точного значения числа пи во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком,  который увлек за собой сотни,   если не тысячи,  несчастных математиков,   затратившим бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу,  не поддавшуюся усилиям предшественников,  и тем снискать себе бессмертие.

Задание второй тройке

Ведущий. Кто автор обозначения числа пи = 3, 1415…? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действий деления. (Джонс)

Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой.

Игра со зрителями

Задание 1.

Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана)

Задание 2.

У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев,  но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?

(Этот человек родился 29 февраля,  и день рождения у него бывает один раз в четыре года)

Игра третьей тройки

Ведущий. Третья тройка - на сцену!

Звучит музыка,  третья тройка выходит на сцену,  ведущий представляет игроков.

Задание третьей тройки

Ведущий. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом,  нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил,  что “в математике нет царской дороги”.

В истории Западного мира его книга после Библии,  вероятно,  издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? (Евклид)

Поздравление победителя,  вручение призов.

Игра со зрителями

Задание 1.

Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами?

(11 в 11 степени (250 миллиардов) единиц.)

Задание 2.

Финальная игра

Ведущий. Финалисты – на сцену!

Звучит музыка,  финалисты выходят на сцену.

Финальное задание

Греческий ученый,  родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон,  знаменитый греческий философ IV века до н.э.,  рассказывает,   что этот ученый,  наблюдая звезды,  упал в колодец,  а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним,  сказав: “Хочет знать,   что делается в небе,  а что у него под ногами – не видит…”

Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того что диаметр делит круг пополам,  о равенстве вертикальных углов,  о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии,   установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года,   предсказал,  как говорит предание,  одно солнечное затмение. Был причислен к группе “семи мудрецов”. Кто этот ученый?

(Фалес)

Поздравление победителей и вручение призов

Призы

Общие тетради

50

Сладкий приз

35

Дневник

25

Линейка

5

Магнитофонная кассета

20

Победитель выбирает на набранное количество очков призы.

Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается.

Игра со зрителями

Задание 1.

Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка,   в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать,  но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло случиться?

(Подошли с разных сторон)

Задание 2.

Назовите древний геометрический инструмент,  который,  по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции.

(Циркуль)

Суперигра

Ведущий. Итак,  начинаем суперигру.

Суперпризы: Энциклопедия по мат-ке, калькулятор, набор учебников на следующий год, в\кассета.

Задание суперигры

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе,  о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.

Оно применялось и применяется не только в математике,  но и в архитектуре,  в искусстве,  и является условием правильного,   наглядного и красивого построения или изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19–м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности,  и в средние века, и в настоящее время. О каком понятии идет речь?

(Пропорция)

Разрешается назвать четыре буквы.

Минута.

Поздравление победителя.

Жюри определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах. За 1-3 места вручаются призы.

Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело с увлечением.