Цели:
- систематизировать знания учащихся о числах от 1 до 5, их составе; закрепить навыки счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание на числовом отрезке;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма;
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.
Оборудование.
Для учителя: доска, цветной мел, картинки с изображением сказочных героев (Буратино, Мальвина, Незнайка, доктор Пилюлькин), зонтики с примерами, магнитофон и кассета с записью песни “Буратино”.
Для учащихся: учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон (1 класс часть 1), цветные карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к героям различных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры, грамотно отвечать на вопросы учителя.
Отгадайте, к кому первому мы пойдем в гости. Кто однажды сочинил про своего друга стихотворение:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный!
Дети: Незнайка!
Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что мы переносимся в Солнечный город.
(Дети открывают глаза и видят картинку Незнайки на доске).
III. Устный счет.
У: Незнайка не может выполнить задание. Давайте ему поможем.
(На доске ряд натуральных чисел от 1 до 20).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- Сосчитайте до 20 в прямом и обратном порядке.
- Сосчитайте от 13 до 18, от 17 до 9.
- Назовите предыдущее число 4, 11. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите последующее число 10, 13? Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 2 и 4, 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 18, слева от 13?
- Назовите соседей числа 7?
У: У Незнайки “заблудилось” число. Найдите его и восстановите порядок.
1 2 3 4 6 7 8 9 5 10
Д: Заблудилось число 5.
У: Что вы можете сказать о числе 5?
Д: Число 5 стоит на пятом месте в натуральном ряду чисел. Соседи числа 5 – числа 4 и 6.
У. Придумайте числовые выражения, значения которых равны 5.
Д: 1+4, 4+1, 2+3, 3+2, 1+1+3.
У: А как зовут этого героя? (Картинка прикреплена к магнитной доске).
Д: Пилюлькин!
У: Он считал пилюли и сбился со счета. Давайте поможем ему сосчитать правильно.
Установите закономерность и продолжите числовой ряд:
1 3 5 …
Д: 7, 9, 11.
У: Верно. Объясните.
Д: Нужно считать через 1.
У: Какие числа пропускал Пилюлькин?
Д: 2, 4, 6, 8, 10, 12.
У: Давайте попрощаемся с этими героями и отправимся в другую сказку. Послушайте песню и отгадайте о ком она? (Звучит кассета с записью песни Буратино, дети отгадывают.)
У Буратино было несколько золотых монет. Сосчитайте, сколько их? < Рисунок 1>
У: Разбейте их на части по размеру.
Д: Большие и маленькие монеты.
У: - Как обозначены все монеты? (Буквой Д – деньги).
- Как обозначены части? (Б и М).
- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы и цифры. Объясните решение.
- Что обозначают равенства М + Б = Д и Д – М = Б? Какие числовые равенства им соответствуют?
- Назовите целое и части в равенствах.
- Как найти целое? Как найти части?
- Каких монет больше – больших или маленьких и на сколько? (Ответ обосновывается с помощью составления пар).
IV. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Развернулся и пошел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
V. Закрепление пройденного.
У: Как звали учительницу Буратино, красивую девочку с голубыми волосами?
Д: Мальвина.
У: Она приготовила для вас необычные примеры
4 * 1 = 3 |
2 * 3 = 5 |
5 * 1 = 4 |
3 * 1 = 4 |
Вставьте вместо звездочек знаки "+" или "-". Объясните постановку знаков.
У: А теперь решите задачки в стихах:
- Два щенка – баловника
- Пять лодок было у причала.
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала? (Ищем часть 5 – 3 = 2 лодки).
Бегают, резвятся.
К шалунишкам два дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (Ищем целое 2 + 2 = 4 друга).
У: Давайте на минутку закроем глаза и произнесем волшебное заклинание: “Крекс, пекс, фекс!” И вот мы уже в другой сказке.
- В волшебной стране жили веселые числа. Они были разные: числа, записанные обычными цифрами, и числа, записанные точками. Все дни они проводили вместе: играли, ходили друг к другу в гости. Но однажды их страну постигло несчастье. Злая царица Скука запретила веселье и разделила волшебную страну широкой дорогой на две части. Для того чтобы снять заклятие, надо в домиках и пустых клеточках поставить недостающие числа.
(Работа по учебнику. Урок 30, № 1, стр. 48)
У: Сейчас на улице осень. А, как известно, осенью часто идет дождь. Чтобы не промокнуть, возьмем зонтики. Они необычные, с примерами. <Рисунок 2>
Решите примеры, а затем раскрасьте сектор с ответом 3 красным цветом, с ответом 2 – желтым, с ответом 4 – зеленым цветом. Поднимите зонтики над головой, покажите друг другу.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Учебник, страница 48, №2. Проверка осуществляется по образцу учителя.
VII. Итог урока.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Чему учились?
- Подарите друг другу свои улыбки и красочные зонтики.