День Родины

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Цели:

1. Воспитать в детях эстетическое отношение к родному краю, познакомить с элементами быта наших предков, воспитывать любовь, уважение и гордость за мужественный, сильный народ Якутии;

2. Создать положительное эмоциональное настроение, закрепить пройденный материал. Формировать навыки коллективного исполнения песен и танцев. Проявить способность “войти” в изображаемые события и выражать состояние героя.

II. Предварительная работа:

разучивание песен и танцев, постановка сказки “Чурумчуку”. Знакомство с бытом и традициями наших предков.

Атрибуты:

искусственные елочки, молодые березки с бумажными листочками, чучела животных и птиц (лисица, горностай, белка, ондатра, глухарь, утки, куропатка), детский якутский столик, печка – камелек (картонная), стулья из прутьев.

Ход развлечения:

Зал украшен под якутский национальный праздник – ысыах. Показана природа Якутии – леса и пушные звери (чучела). За правой ширмой – бедная юрта, за левой ширмой – дворец, трон.

Под музыку Г. Комракова (“Расцветай, Якутия”) в зал вбегают 4 девочки в якутских национальных костюмах. Они исполняют якутский танец “Приветствие”. По окончании танца входят все дети под музыку Д. Салиман – Владимирова “Праздничный марш” и садятся на места.

I ведущий:

Сегодня мы собрались, чтобы отметить день своей Родины. Наша Якутия большая и богатая: в горах есть золото и алмазы, в лесах много пушистых зверьков, а в реках и озерах – рыбы. Наша Родина – это красавица река Лена, бескрайняя тайга, белая тундра; лютые морозы зимой и жаркое, богатое ягодами и цветами лето. Мы любим свой край и сегодня расскажем о нем.

II ведущий:

Я считаю, что моя страна краше всех других и интересней:
Летом – ширь тайги светла и зелена,
С неба – жаворонка ласковая песня.

I ведущий:

А зимою – пенье вьюг, снега,
Вихрей свист над тундрою немою,
Но не спит под шубой снеговою
И зимой якутская тайга.

II ведущий:

Там гудки гудят над Колымою,
Там молкнет драги шум вдали,
Вот и песня о стране якутов,
Музыка моей родной земли.

Исполняется песня В. Егорова “Любимый край”.

I ведущий:

У нас снега, у нас тайга,
Которой нет конца и края,
У нас прекрасная страна,
Алмазная и золотая.

II ведущий:

Я люблю и этот край суровый,
И якутский мой народ родной,
Смелый, работящий и толковый
Закаленный в стуже ледяной.

I ведущий:

Чтоб в песнях славился наш труд,
Чтоб голос счастья не стихал,
О Родине поет якут:

Все:

Уруй – айхал, уруй - айхал!

Исполняется национальный танец с чоронами.

I ведущий:

Много неразгаданных загадок
Таит в себе наш край родной,
И вы загадки отгадайте,
Про то, что есть у нас с тобой.

Загадка:

Кто под северным сиянием
Покрывает расстояния,
У кого рога ветвисты, ноги тонки, ноги быстры,
В белой тундре всех быстрей, кто он?

Отгадывают дети. (Северный олень)

Выбегают 2 девочки, исполняют танец оленей.

II ведущий:

Наша земля холодна, словно лед.
Ей мало отпущено светлых дней,
Но любит как сын эту землю тот,
Кто родился и вырос на ней.

Дети поют песню “Тус хоту”.

I ведущий:

Север – это край суровый, холодный, там живут оленеводы и охотники, люди смелые, выносливые, закаленные.

4 мальчика исполняют танец охотников – лучников.

II ведущий:

Что сверкает, будто пламя,
Что за чудный этот камень
Он горит в руках у нас, называется…?

Отгадывают все дети. (Алмаз)

2 девочки исполняют гимнастические упражнения.

По окончании танца входит сказительница в якутском национальном костюме, рассказывает сказку С. Р. Кулачикова – Элляя “Чурумчуку”.

Сказительница:

Давным – давно жил да был один охотник, звали его Чурумчуку. У него была жена Нюргуяна и маленький сыночек Ариан. Это бедный был охотник, хлеба досыта не ел, мясо жарил очень редко. Вот однажды пошел он на охоту, но охота была неудачная, убил он только маленькую птицу, зажарил на костре, съел скудный ужин, стал затаптывать костер.

Чурумчуку:

Оставлять костер – не дело,
Затопчу я искры смело,
Чтобы жаркий огонек
Повредить в лесу не мог.

Сказательница:

Посмотрел Чурумчуку под ноги и видит…

Чурумчуку:

Что за диво! Чудный камень драгоценный,
Да какой красивый, яркий!
Камень счастья он зовется,
Беднякам дает он хлеб,
В любой холод согревает.

Сказительница:

Обрадовался Чурумчуку, быстрей оленя побежал он к Нюргуяне и сыночку.

(Открывается правая кулиса).

Чурумчуку:

Я принес вам камень счастья, добрый камень и волшебный.
Все теперь мы будем сыты, в холод будем мы одеты.
Радуйтесь, мои родные, пойте песни и танцуйте.

Все веселятся и танцуют.

Сказительница:

А в богатом дворце жил злой и очень жадный царь Чупчуруйдаан. Узнал о том, что Чурумчуку нашел камень счастья, созвал свою стражу и велел отнять камень у Чурумчуку.

Стражники:

Нас послал тойон могучий,
Отдавай свой чудо – камень!
А не то мы всех порубим…

Сказительница:

Отобрали камень счастья, поселилось в юрте горе, плачет бедный Чурумчуку, больше всех проголодался Ариан, сыночек малый.

Ариан:

Папа, папа, дай мне хлеба.

Чурумчуку:

Нет, сыночек, у нас хлеба.

Ариан:

Мама, мама, дай оладок!

Нюргуяна:

Нет оладок, мой сыночек, все отнял тойон проклятый.

(Все опечалились, Ариан плачет, Чурумчуку думает).

Сказительница:

И решил Чурумчуку пойти к тойону, отобрать свой чудо – камень.

Чурумчуку:

Как же мы простим тойону, что у бедных взял радость.
Не стерплю я той обиды, не стерплю того обмана.
Я пойду у Чупчуруйдану, камень свой возьму обратно.

Нюргуяна:

Не ходи, мой Чурумчуку, не ходи к Чупчуруйдану,
Там живут плохие люди, там тебя убьют, погубят.

Чурумчуку:

Верь, голубка, Нюргуяна, верь, мой маленький сыночек,
Я вернусь домой обратно, принесу вам камень счастья.
Ты, голубка Нюргуяна, ты работай вдвое больше.
Пусть же юрта не пустеет, в камельке огонь не гаснет.
Ты, сыночек, расти здоровым, помогай работать маме.

Сказительница:

Попрощался Чурумчуку со всеми и пошел добывать камень счастья… Это был трудный путь через тайгу и болота, в дождь и холод шел Чурумчуку и пришел во дворец Чупчуруйдана. Посмотрел царь на Чурумчуку, рассердился.

(Открывается левая кулиса – дворец Чупчуруйдана, на троне – царь, жирный, некрасивый)

Чупчуруйдан:

Как ты смел ко мне явиться из своей навозной юрты?
Убирайся вон отсюда, не отдам тебе я камень!

Чурумчуку:

Государь, тойон могучий, ты отдай нам чудо – камень,
Весь народ стал несчастным и давно голодный плачет Ариан, сыночек малый.

Чупчуруйдан:

Не отдам я камень счастья! Эй, сюда, стальная стража,
Вы свяжите Чурумчуку руки, ноги, да покрепче,
Отведите Чурумчуку на скалистую вершину
И оттуда бросьте в море.

(Двое ведущих из изображают из шелкового материала море)

Сказительница:

Вот повели стражники Чурумчуку на казнь, поднялись они на высокую скалу и бросили Чурумчуку в море, но не утонул он и вот что сказал:

Чурумчуку:

Губы, губы, пейте море, все до дна испейте море!

Сказительница:

Не успел так сказать Чурумчуку, как моря не стало, поднялся Чурумчуку и ояпть пошел к царю. Увидел царь Чурумчуку и чуть не задохнулся от злобы.

Чупчуруйдан:

Э, да ты смола, наверно, так пристал, отстать не можешь,
Эй, сюда стальная стража, как вы его казнили!?
Почему не утопили? Сам казню я Чурумчуку!

Сказительница:

Жестоко расправился царь со своими слугами и сам повел Чурумчуку на казнь. Долго они шли, а Чурумчуку все думал, как бы ему обхитрить царя, и придумал…

Чурумчуку:

Царь, давай- ка, отдохнем мы, сядем здесь с тобой в долине.

Сказительница:

А царь рад, он был ленивый, не хотелось ему идти дальше, и говорит он Чурумчуку.

Чупчуруйдан:

Поднимись – ка ты на гору, посмотри, далек ли путь наш?

Сказительница:

Поднялся Чурумчуку на гору и говорит:

Чурумчуку:

Губы, губы, лейте море, все до дна полейте море!

Сказительница:

Вниз, к царю Чупчуруйдану море с бульканьем скатилось и закрыло с головою злого, жадного тойона.

(Две ведущие выходят с материалом, и тойон как – бы утопает в нем).

Взял Чурумчуку камень счастья, возвратился в свою юрту, он позвал всех соседей и устроил пир, который называется ысыахом, и зажили все счастливо и дружно.

(Все танцуют)

Чурумчуку:

А волшебный этот камень я дарю якутским детям.
Добрым пусть будет сердце, сильным пусть будут руки,
Пусть Якутию родную сделают они богаче, сделают еще счастливей.
(Передает детям камень)

Сказительница:

Вот и у нас будет сейчас праздник, давайте потанцуем все.

Исполняется народный танец “Осуохай”.

После общего танца проводятся национальные игры: перетягивание палки, “бой соколят” и другие.

Угощаются национальными блюдами.

Всем детям раздаются жетоны в виде алмазов.

Победителям соревнований преподносится традиционный национальный приз – мюся (отварная голяшка).