Урок по теме: "Карбоновые кислоты и их свойства"

Разделы: Химия


Пока изменения в содержании образования происходят экстенсивным путем, поэтому в школе появляются все новые и новые предметы, учебный план перегружается, но все равно не удовлетворяет всех потребностей. Вероятно, что было бы полезно перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам получения их. Именно метод обеспечивает бесконечность содержания, способность к бесконечному развитию.

Однако, самостоятельно добывать знания ученики без специальной подготовки и специального обучения оказываются не в состоянии. И этому их нужно специально обучать. Иными словами, учащихся надо учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом. При таком подходе достаточно, например, в курсе органической химии рассмотреть очень тщательно только один класс углеводородов – при этом пользуясь всем возможным набором средств и способов: справочниками, литературой, таблицами, коллекциями органических соединений, каждый раз делая упор на средствах и способах добывания информации. Затем просто сказать ученикам, что информация о других углеводородах может быть получена такими же способами.

Вопрос приобретает наибольшую актуальность если, опираясь на свой опыт вспомнить, что выпускники школ через несколько лет почти полностью забывают то, чему их пытались научить, а в лучшем случае помнят формулы спирта и воды. Понятно, что учителя не могут обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но мы можем и должны вооружить их методами познания, благодаря которым они смогут самостоятельно разобраться с любым сложным вопросом.

На деле же каждый учитель знает, что самостоятельно приобретать знания учащиеся не могут и не хотят. Наша задача заключается в том, чтобы научить их учиться, а значит способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, умения сравнивать, наблюдать, измерять, обобщать и делать выводы. Этому в огромной мере способствует самостоятельная работа с учебником, чем учителя в последнее время напрасно пренебрегают, давая “готовое знание”.

Именно поэтому в своей практической деятельности я большое внимание уделяю самостоятельной работе с материалом учебника, дополнительной литературой, проведению лабораторных и практических работ, решению экспериментальных задач.

Планируя самостоятельную работу, важно правильно выбрать тему, так как считаю, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения. Такая возможность предоставляется, на мой взгляд, при изучении строения и свойств одноосновных карбоновых кислот, потому что основные элементы знаний и умений учащимся уже известны, а значит доступны.

Вот они:

  • функциональная группа
  • гомологический ряд, общая формула
  • образование водородной связи
  • химическое, пространственное и электронное строение
  • изомеры
  • взаимное влияние атомов
  • смещение электронной плотности
  • генетическая связь между альдегидами и кислотами
  • составление структурных формул
  • название кислот
  • умение видеть превращение количественных изменений состава веществ в коренные качественные, при изменении их физических свойств

Знание этих основных понятий учащиеся должны перенести на карбоновые кислоты, используя знание основных положений теории химического строения органических веществ.

Явно видно, что опорных знаний в этой теме гораздо больше, чем формируемых. Отсутствие принципиально новых теоретических вопросов позволяет считать данную тему доступной для самостоятельного изучения.

В начале урока объявляю тему, разъясняю цель и задачи предстоящей самостоятельной работы, затем провожу инструктаж, указываю форму записи изученного материала.

Учащиеся получают задания-инструкции и приступают к изучению новой темы под руководством учителя. Во время работы внимательно наблюдаю за работой класса, оказываю необходимую дифференцированную помощь тем учащимся, у которых нет необходимого запаса знаний.

Инструктивная карточка.
Задания для самостоятельной работы.

1.Напишите уравнения реакций окисления: а) муравьиного, б) уксусного, в) пропионового альдегидов до соответствующих кислот.

2.Сравните структурные формулы полученных кислот и выделите в них функциональную группу, характерную для карбоновых кислот.

3.Выведите общую формулу гомологического ряда. Дайте определение класса карбоновых кислот.

4.Назовите кислоты составленного ряда по систематической номенклатуре (сравните с таблицей учебника).

5.Прочитайте по учебнику текст о строении функциональной группы карбоновых кислот. Назовите ее составные части.

6.Напишите 2-3 формулы гомологов муравьиной кислоты.

7.Сделйте предположение об изомерии карбоновых кислот. Составьте формулы изомеров бутановой кислоты, назовите их, укажите вид изомерии.

8.Рассмотрите образцы выданных вам кислот и таблицу учебника. Сравните их физические свойства (запах, температуру кипения, растворимость в воде).

9.Сравните температуры кипения карбоновых кислот и спиртов по таблицам учебника. Какая закономерность наблюдается при анализе температур кипения? Как это можно объяснить?

10.Прочитайте по учебнику материал о физических свойствах карбоновых кислот с целью проверки полученных вами выводов.

11.Ответьте на вопросы:

а) почему среди карбоновых кислот, в отличие от альдегидов, нет газов?

б) в каком еще гомологическом ряду отсутствуют газы?

в) как изменяется растворимость карбоновых кислот в гомологическом ряду? Чем это можно объяснить?

г) как вы считаете: слабее или прочнее водородная связь между молекулами карбоновых кислот по сравнению со спиртами и водой? Почему?

12.Сделайте общий вывод о том, как отражается на физических свойствах карбоновых кислот способность их молекул образовывать водородные связи.

13.Изобразите в общем виде электронные формулы спиртов, альдегидов карбоновых кислот. Покажите распределение электронной плотности в их молекулах. Какой из атомов кислорода – карбонильный или гидроксильный в молекуле карбоновой кислоты несет больший отрицательный заряд? Почему гидроксильный атом водорода карбоновой кислоты легче отщепляется в виде протона, чем в гидроксильной группе спиртов? Проверьте это экспериментально, исследовав растворы уксусной кислоты и этилового спирта индикатором.

Для подтверждения вывода найдите ответ на этот вопрос в учебнике.

Учащиеся самостоятельно изучают материал по учебнику, ответы на вопросы и соответствующие выводы фиксируют в свою тетрадь.

После завершения работы провожу обобщающую беседу по вопросам инструкции, чтобы выяснить, как усвоен материал. Становится ясно, что усвоено хорошо, а что еще раз нужно объяснить или уточнить. Кроме того, воспроизведение учащимися нового материала способствует лучшему запоминанию и упрочению знаний.

Нужно признать, что основа знаний закладывается на традиционных рабочих уроках, поэтому важно создать такую обстановку, при которой ученик не может сидеть на уроке, как отмечал К.Д.Ушинский, “без мысли в голове, без дела в руках”.