Развитие элементарных естественнонаучных представлений у дошкольников через знакомство с географическими явлениями"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закрепить знания о климатических поясах (полярный, умеренный, тропический, экваториальный);
  • помочь детям через рассматривание картин и дидактические упражнения запомнить последовательность природных зон;
  • активизировать речь детей, пополнить словарный запас новыми словами (северное сияние, тропики, …);
  • развивать наблюдательность, желание заниматься.

Предварительная работа:

  • Заучивание стихотворения с детьми о климатических поясах.
  • Рассматривание картин.
  • Детская игра “Поезд”.
  • Сюжетно-ролевая игра “Письмо из Африки”.
  • Просмотр мультфильма “Король и лев”.

Подготовка:

Картина “Жители Севера”, 4 разноцветных шара, разной формы льдинки и 2 одинаковые, 2 тучки и капельки, карточки с глобусом и карандаши.

Ход:

1. Игровой момент.

Воспитатель: Однажды Знаток гулял на улице и увидел на дороге дудочку. Он принес ее домой, помыл и решил попробовать сыграть на ней какую-нибудь мелодию, но вместо звуков из нее стали вылетать разноцветные шары. Он принес эту дудочку к нам. Хотите полетать вместе с воздушными шарами по нашей планете? Закройте глаза, а я попробую подудеть.

Дети приседают и закрывают глаза. Воспитатель дует в дудочку и достает голубой шарик, на котором нарисованы снежинки.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за шар и куда мы вместе с ним можем улететь?

(Ответ детей).

2. Ребенок читает стихотворение:

Взгляните вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу полярный увидите пояс,
Там климат суровый и жутко коварный
Холодные ветры летят как ножи
И мерзнут медведи и даже моржи.

Воспитатель: Давайте все возьмемся за ниточку и полетим на Северный полюс.

3. Рассматривание картины и вопросы к детям:

  • Что изображено на картине?
  • Какие животные живут на Северном полюсе?
  • Есть ли там деревья? Почему нет?
  • Как вы думаете, тепло там или холодно?

4. Рассказ воспитателя о полярном поясе.

Воспитатель: Это царство снега и льда. Здесь дуют холодные ветры. Все животные имеют густой теплый мех. В океане плавают огромные льдины – айсберги. Ночь и день длятся очень долго. По 6 месяцев не видно солнце, ночь называется полярной. Зато можно увидеть северное сияние. Кажется, что на небе вспыхнул пожар и переливается всеми цветами радуги. Здесь живет Снежная Королева, потому что даже летом на Северном полюсе холодно и снега нет всего 2-3 месяца. Стало очень холодно и нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала надо выполнить задание Снежной Королевы. Найдите 2 одинаковые льдинки и мы вернемся в детский сад.

5. Дети выполняют дидактическое упражнение, ищут 2 одинаковые по цвету и форме льдинки. После этого берутся за шарик и возвращаются в детский сад.

Воспитатель снова дует в дудочку и появляется зеленый шарик (на нем изображены снежинки, дождик, листья, солнце).

Воспитатель: Как вы думаете, в какой климатический пояс мы с вами отправимся?

6. Ребенок читает стихотворение:

Чуть ниже пояс умеренный
И климат в нем тоже нужный.
Не то, чтобы очень северный,
Но и не так чтобы южный.

Воспитатель: Кто живет в умеренном поясе? (посмотреть карту России).

У нас с вами бывает и зима и лето, весна и осень. А какое время года вам нравится больше всего? Чем?

(Ответы детей)

7. Загадки детям:

Воспитатель: Угадайте, о каком времени года эти стихи:

Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну, а мишке все равно,
Он в берлоге спит давно.
(Зима)

Снег сошел. Запахло пряно.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
(Весна)

В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод,
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идет.
(Лето)

Пусто в домике стрижа,
Улетел бедовый.
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.
(Осень)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. А сейчас беритесь за ниточку, пора в детский сад. Давайте еще раз дунем в дудочку.

Третий шарик желтого цвета. На нем нарисован дождь.

8. Ребенок читает стихотворение:

Еще ниже пояс тропический,
Там даже зимою тепло.
И снег там видят люди практически
Не чаще чем НЛО.

9. Рассказ воспитателя.

Воспитатель: В тропическом климате снега не бывает, а вот дожди идут там каждый день, там всегда тепло и сыро. Деревья и травы растут потому очень быстро. Дождики там теплые и веселые. Вот и сейчас мы видим на небе 2 тучки. Только одна тучка веселая, а другая грустная. Почему? (Ответ детей)

Давайте поможем второй тучке пролить дождик на землю.

10. Логические задания.

  • Как появляется тучка?
  • Кто заставляет тучку плыть по небу?
  • Какую форму принимает дождь, когда падает на асфальт?
  • Куда исчезает вода с поверхности земли?
  • Откуда берется вода в реке?

Воспитатель: Молодцы ребята, наша тучка повеселела, а нам пора в детский сад.

Давайте я еще дуну в нашу дудочку.

Появляется красный шарик.

11. Ребенок читает стихотворение:

А в поясе экваториальном
Самом жарком из поясов.
Все ходят в костюмах купальных.
А дети и без трусов.

На экваторе самое влажное место на земле, температура поднимается до 50 градусов. Почему там люди чернокожие? (Ответ детей) Там много света и солнца и есть веселый танец “Чунга – чанга”.

12. Дети исполняют танец. После этого дети возвращаются в детский сад.

13. Итог занятия.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие климатические пояса есть на земле. А как вы думаете, все они нам нужны? А почему наша Земля так распоясована? ( Чтобы стало ясней где какой климат и какая погода.)

Приключения на острове

Задачи:

  • знакомить детей с природно-климатическими условиями на субтропическом острове, с его обитателями фауны и флоры, а также с жителями острова – папуасами;
  • учить детей ставить цели, отбирать и использовать сенсорные и интеллектуальные способы наблюдения, планировать, делать выводы;
  • вызывать интерес к наблюдению за природными явлениями: дождь, гроза, к особенностям ландшафта – джунглям;
  • активизировать мыслительную деятельность при помощи проблемных ситуаций, работы с картами, схемами, моделями, условной меркой;
  • развивать речь детей, обогащать словарь новыми словами: джунгли, папуас, климатические зоны, опыт, фильтр;
  • вызывать у детей положительный настрой и интерес к занятию, желание знакомиться с новым, действовать и отвечать на вопросы;
  • воспитывать уважение к высказываниям товарищей, желание помогать друг другу и попавшим в беду, укреплять уверенность в себе.

Подготовка:

– ниточки (палочки) одинаковой длины, 1 длинная палка

– палочки, камни, 1 камень в холодильник

– воспроизведение грома

– 2 емкости с водой (мутной и прозрачной)

– карта передвижений по острову

– пальма

– карточки в клетку по количеству детей, фишки

– план группы, песок, ключ

– музыка, ананас, “вертолет”

– пиктограммы

Ход занятия:

После кораблекрушения дети мокрые выбираются на остров.

Воспитатель: Нам срочно надо обсушиться. Как быстро это сделать? (Варианты ответов). Развести костер.

Условной меркой дети собирают палочки (веточки) определенной длины.

Воспитатель: Спичек нет. Каким образом развести костер? (Варианты ответов).

Старый способ папуасов при помощи трения палки о палку.

Дети выполняют круговые движения. Руки становятся горячими.

Воспитатель: Во избежание пожара на острове надо обложить костер камнями. Нужно собрать только гладкие камни.

Дети среди разных камней собирают гладкие.

Упражнение “Оживляем камень”.

Воспитатель:

“Камень, камень,
Возьми тепло моих рук,
Жар моего сердца,
И подари моему другу”

Дети держат камень в ладонях, говоря слова и передают друг другу.

Воспитатель: Вначале камень был холодным, теперь стал теплым. Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Очень хочется пить, но соленую воду в океане пить нельзя. Как быть? Где найти пресную воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Пошел дождь, гроза (звуки грома). Под деревьями прятаться нельзя. Выставляем сосуд, чтобы набрать дождевой воды. В сосуде на дне карта. Вода набралась мутная. Карты не видно. Как сделать воду прозрачной? (Ответы детей) Профильтровать.

Воспитатель: Карта нужна, чтобы освободить жителя острова из пещеры. По-моему он попал в беду. Поможем? (ответы детей)

Фильтруем воду, заглядываем в сосуд, видим карту, запоминаем.

Воспитатель: Нужно найти пальму, встать спиной к пальме, лицом на север. Вспомнить увиденную карту и воспроизвести ее на листе бумаги.

Лист расчерчен в клетку. В центре листа фишки. Дети вспоминают карту и продвигают фишки на место. Все должны встать на одинаковую клетку.

Воспитатель: Ключ от пещеры спрятан (зарыт в песке). Как достать ключ из песка без помощи рук? (Ответы детей). С помощью магнита.

Открываем вход в пещеру. Там пленный папуас. Он разговаривает с детьми на своем языке, по-своему здоровается с детьми. Дети отвечают на его приветствия по-своему (разными способами).

Дети вместе с папуасом исполняют танец.

Воспитатель: На чем мы быстрее можем добраться до сада? (Ответы детей)

Папуас угощает нас ананасом, мы на вертолете улетаем в детский сад.

Воспитатель: Понравилось ли вам наше приключение? Вот вам карточки и нарисуйте на них свое настроение.

Дети рисуют пиктограммы.

Воспитатель: Спасибо вам за вашу помощь. Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Конспект итогового занятия “Посылка из Америки”

Цель:

  • закрепить знания у детей о материках и странах, а так же о людях разных национальностей;
  • уточнить представления детей об Америке и России; различать флаги, называть столицы этих стран;
  • закрепить умение устанавливать отношения между двумя множествами, уметь объяснять простейшие опыты, самим производить их; активизировать логическое мышление, развивать концентрацию внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакции;
  • воспитывать в детях любовь и уважение к людям разных стран и национальностей, воспитывать любовь к своей Родине.

Предварительная работа:

Д/игра “Географическая матрешка”.

Макет горы.

Рассматривание флагов разных стран.

Решение задач на “Вычислительных машинах”.

Конструирование из бумаги (оригами).

Подготовка:

Посылка, ракета.

Контуры Северной Америки и Евразии, США, России.

Флаги разных стран.

Карточки с “Вычислительными машинами”.

Картинки с изображением героев русских и американских мультфильмов.

Игрушки зверей, макет горы, бумага, клей.

Ход:

Воспитатель: К нам из Америки пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.

Вынуть ракету.

Воспитатель: Взрослые люди уже добрались до Луны и дети тоже захотели там побывать, американские дети и русские. Давайте проверим, готовы ли мы к этому полету?

Д/игра “Географическая матрешка” и 2 полушария: Западное и Восточное. Дети берут материки: Северную Америку и Евразию и кладут в соответствующие полушария. Затем страны – США и Россию, столицы – Вашингтон и Москву.

Воспитатель: В космическом корабле много вычислительной техники. Сможем ли мы работать с ней?

Решение вычислительных задач.

Воспитатель: В космос полетят русские и американские ребята, поэтому из флагов разных стран необходимо выбрать флаги России и США. И отнести к ним карточки с русскими и американскими именами.

Воспитатель: У каждого ребенка есть любимые мультфильмы. Необходимо различить героев российских и американских сказок и отнести их к соответствующим флагам.

Воспитатель: На симпозиум приехали дети разных стран и разных национальностей. Надо собрать карточки разрезанные на 4 треугольника и назвать национальность человека, изображенного на ней и страну, из которой он приехал (по образцу).

Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в американский магазин игрушек. Игрушку вам дадут, если вы правильно назовете ее по-американски. Продавец – ребенок.

Установление отношений между двумя множествами: указать стрелками, кто из детей (негр, европеец, индеец, эскимос, японец), в каком климатическом поясе живет.

Климатические пояса Народы разных стран

Воспитатель: Один мальчик приехал из пустыни и совсем не знает, откуда берут свое начало реки и как они образуются. Давайте покажем ему и расскажем об этом.

Опыт “Образование реки и впадение ее в море” на макете горы и русла реки.

Дети брызгалками изображают дождь, образуются ручьи, они объединяются в реку. У реки есть устье, приток, исток. Исток – начало, устье – конец. Река впадает в море.

Воспитатель: А сейчас на память о нашей подготовке к полету, отправим американским ребятам наш подарок – ракеты на фоне ночного неба.

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Сделать ракеты и приклеить их на общую картину.

Воспитатель: Как подписать нашу посылку?

Дети помогают воспитателю написать адрес получателя и отправителя: Земля. Северная Америка. США. Вашингтон. Американским детям от русских детей.