Цели:
- закрепить знания о климатических поясах (полярный, умеренный, тропический, экваториальный);
- помочь детям через рассматривание картин и дидактические упражнения запомнить последовательность природных зон;
- активизировать речь детей, пополнить словарный запас новыми словами (северное сияние, тропики, …);
- развивать наблюдательность, желание заниматься.
Предварительная работа:
- Заучивание стихотворения с детьми о климатических поясах.
- Рассматривание картин.
- Детская игра “Поезд”.
- Сюжетно-ролевая игра “Письмо из Африки”.
- Просмотр мультфильма “Король и лев”.
Подготовка:
Картина “Жители Севера”, 4 разноцветных шара, разной формы льдинки и 2 одинаковые, 2 тучки и капельки, карточки с глобусом и карандаши.
Ход:
1. Игровой момент.
Воспитатель: Однажды Знаток гулял на улице и увидел на дороге дудочку. Он принес ее домой, помыл и решил попробовать сыграть на ней какую-нибудь мелодию, но вместо звуков из нее стали вылетать разноцветные шары. Он принес эту дудочку к нам. Хотите полетать вместе с воздушными шарами по нашей планете? Закройте глаза, а я попробую подудеть.
Дети приседают и закрывают глаза. Воспитатель дует в дудочку и достает голубой шарик, на котором нарисованы снежинки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за шар и куда мы вместе с ним можем улететь?
(Ответ детей).
2. Ребенок читает стихотворение:
Взгляните вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу полярный увидите пояс,
Там климат суровый и жутко коварный
Холодные ветры летят как ножи
И мерзнут медведи и даже моржи.
Воспитатель: Давайте все возьмемся за ниточку и полетим на Северный полюс.
3. Рассматривание картины и вопросы к детям:
- Что изображено на картине?
- Какие животные живут на Северном полюсе?
- Есть ли там деревья? Почему нет?
- Как вы думаете, тепло там или холодно?
4. Рассказ воспитателя о полярном поясе.
Воспитатель: Это царство снега и льда. Здесь дуют холодные ветры. Все животные имеют густой теплый мех. В океане плавают огромные льдины – айсберги. Ночь и день длятся очень долго. По 6 месяцев не видно солнце, ночь называется полярной. Зато можно увидеть северное сияние. Кажется, что на небе вспыхнул пожар и переливается всеми цветами радуги. Здесь живет Снежная Королева, потому что даже летом на Северном полюсе холодно и снега нет всего 2-3 месяца. Стало очень холодно и нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала надо выполнить задание Снежной Королевы. Найдите 2 одинаковые льдинки и мы вернемся в детский сад.
5. Дети выполняют дидактическое упражнение, ищут 2 одинаковые по цвету и форме льдинки. После этого берутся за шарик и возвращаются в детский сад.
Воспитатель снова дует в дудочку и появляется зеленый шарик (на нем изображены снежинки, дождик, листья, солнце).
Воспитатель: Как вы думаете, в какой климатический пояс мы с вами отправимся?
6. Ребенок читает стихотворение:
Чуть ниже пояс умеренный
И климат в нем тоже нужный.
Не то, чтобы очень северный,
Но и не так чтобы южный.
Воспитатель: Кто живет в умеренном поясе? (посмотреть карту России).
У нас с вами бывает и зима и лето, весна и осень. А какое время года вам нравится больше всего? Чем?
(Ответы детей)
7. Загадки детям:
Воспитатель: Угадайте, о каком времени года эти стихи:
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну, а мишке все равно,
Он в берлоге спит давно.
(Зима)
Снег сошел. Запахло пряно.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
(Весна)
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод,
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идет.
(Лето)
Пусто в домике стрижа,
Улетел бедовый.
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.
(Осень)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. А сейчас беритесь за ниточку, пора в детский сад. Давайте еще раз дунем в дудочку.
Третий шарик желтого цвета. На нем нарисован дождь.
8. Ребенок читает стихотворение:
Еще ниже пояс тропический,
Там даже зимою тепло.
И снег там видят люди практически
Не чаще чем НЛО.
9. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: В тропическом климате снега не бывает, а вот дожди идут там каждый день, там всегда тепло и сыро. Деревья и травы растут потому очень быстро. Дождики там теплые и веселые. Вот и сейчас мы видим на небе 2 тучки. Только одна тучка веселая, а другая грустная. Почему? (Ответ детей)
Давайте поможем второй тучке пролить дождик на землю.
10. Логические задания.
- Как появляется тучка?
- Кто заставляет тучку плыть по небу?
- Какую форму принимает дождь, когда падает на асфальт?
- Куда исчезает вода с поверхности земли?
- Откуда берется вода в реке?
Воспитатель: Молодцы ребята, наша тучка повеселела, а нам пора в детский сад.
Давайте я еще дуну в нашу дудочку.
Появляется красный шарик.
11. Ребенок читает стихотворение:
А в поясе экваториальном
Самом жарком из поясов.
Все ходят в костюмах купальных.
А дети и без трусов.
На экваторе самое влажное место на земле, температура поднимается до 50 градусов. Почему там люди чернокожие? (Ответ детей) Там много света и солнца и есть веселый танец “Чунга – чанга”.
12. Дети исполняют танец. После этого дети возвращаются в детский сад.
13. Итог занятия.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие климатические пояса есть на земле. А как вы думаете, все они нам нужны? А почему наша Земля так распоясована? ( Чтобы стало ясней где какой климат и какая погода.)
Приключения на острове
Задачи:
- знакомить детей с природно-климатическими условиями на субтропическом острове, с его обитателями фауны и флоры, а также с жителями острова – папуасами;
- учить детей ставить цели, отбирать и использовать сенсорные и интеллектуальные способы наблюдения, планировать, делать выводы;
- вызывать интерес к наблюдению за природными явлениями: дождь, гроза, к особенностям ландшафта – джунглям;
- активизировать мыслительную деятельность при помощи проблемных ситуаций, работы с картами, схемами, моделями, условной меркой;
- развивать речь детей, обогащать словарь новыми словами: джунгли, папуас, климатические зоны, опыт, фильтр;
- вызывать у детей положительный настрой и интерес к занятию, желание знакомиться с новым, действовать и отвечать на вопросы;
- воспитывать уважение к высказываниям товарищей, желание помогать друг другу и попавшим в беду, укреплять уверенность в себе.
Подготовка:
– ниточки (палочки) одинаковой длины, 1 длинная палка
– палочки, камни, 1 камень в холодильник
– воспроизведение грома
– 2 емкости с водой (мутной и прозрачной)
– карта передвижений по острову
– пальма
– карточки в клетку по количеству детей, фишки
– план группы, песок, ключ
– музыка, ананас, “вертолет”
– пиктограммы
Ход занятия:
После кораблекрушения дети мокрые выбираются на остров.
Воспитатель: Нам срочно надо обсушиться. Как быстро это сделать? (Варианты ответов). Развести костер.
Условной меркой дети собирают палочки (веточки) определенной длины.
Воспитатель: Спичек нет. Каким образом развести костер? (Варианты ответов).
Старый способ папуасов при помощи трения палки о палку.
Дети выполняют круговые движения. Руки становятся горячими.
Воспитатель: Во избежание пожара на острове надо обложить костер камнями. Нужно собрать только гладкие камни.
Дети среди разных камней собирают гладкие.
Упражнение “Оживляем камень”.
Воспитатель:
“Камень, камень,
Возьми тепло моих рук,
Жар моего сердца,
И подари моему другу”
Дети держат камень в ладонях, говоря слова и передают друг другу.
Воспитатель: Вначале камень был холодным, теперь стал теплым. Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Очень хочется пить, но соленую воду в океане пить нельзя. Как быть? Где найти пресную воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Пошел дождь, гроза (звуки грома). Под деревьями прятаться нельзя. Выставляем сосуд, чтобы набрать дождевой воды. В сосуде на дне карта. Вода набралась мутная. Карты не видно. Как сделать воду прозрачной? (Ответы детей) Профильтровать.
Воспитатель: Карта нужна, чтобы освободить жителя острова из пещеры. По-моему он попал в беду. Поможем? (ответы детей)
Фильтруем воду, заглядываем в сосуд, видим карту, запоминаем.
Воспитатель: Нужно найти пальму, встать спиной к пальме, лицом на север. Вспомнить увиденную карту и воспроизвести ее на листе бумаги.
Лист расчерчен в клетку. В центре листа фишки. Дети вспоминают карту и продвигают фишки на место. Все должны встать на одинаковую клетку.
Воспитатель: Ключ от пещеры спрятан (зарыт в песке). Как достать ключ из песка без помощи рук? (Ответы детей). С помощью магнита.
Открываем вход в пещеру. Там пленный папуас. Он разговаривает с детьми на своем языке, по-своему здоровается с детьми. Дети отвечают на его приветствия по-своему (разными способами).
Дети вместе с папуасом исполняют танец.
Воспитатель: На чем мы быстрее можем добраться до сада? (Ответы детей)
Папуас угощает нас ананасом, мы на вертолете улетаем в детский сад.
Воспитатель: Понравилось ли вам наше приключение? Вот вам карточки и нарисуйте на них свое настроение.
Дети рисуют пиктограммы.
Воспитатель: Спасибо вам за вашу помощь. Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Конспект итогового занятия “Посылка из Америки”
Цель:
- закрепить знания у детей о материках и странах, а так же о людях разных национальностей;
- уточнить представления детей об Америке и России; различать флаги, называть столицы этих стран;
- закрепить умение устанавливать отношения между двумя множествами, уметь объяснять простейшие опыты, самим производить их; активизировать логическое мышление, развивать концентрацию внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакции;
- воспитывать в детях любовь и уважение к людям разных стран и национальностей, воспитывать любовь к своей Родине.
Предварительная работа:
Д/игра “Географическая матрешка”.
Макет горы.
Рассматривание флагов разных стран.
Решение задач на “Вычислительных машинах”.
Конструирование из бумаги (оригами).
Подготовка:
Посылка, ракета.
Контуры Северной Америки и Евразии, США, России.
Флаги разных стран.
Карточки с “Вычислительными машинами”.
Картинки с изображением героев русских и американских мультфильмов.
Игрушки зверей, макет горы, бумага, клей.
Ход:
Воспитатель: К нам из Америки пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.
Вынуть ракету.
Воспитатель: Взрослые люди уже добрались до Луны и дети тоже захотели там побывать, американские дети и русские. Давайте проверим, готовы ли мы к этому полету?
Д/игра “Географическая матрешка” и 2 полушария: Западное и Восточное. Дети берут материки: Северную Америку и Евразию и кладут в соответствующие полушария. Затем страны – США и Россию, столицы – Вашингтон и Москву.
Воспитатель: В космическом корабле много вычислительной техники. Сможем ли мы работать с ней?
Решение вычислительных задач.
Воспитатель: В космос полетят русские и американские ребята, поэтому из флагов разных стран необходимо выбрать флаги России и США. И отнести к ним карточки с русскими и американскими именами.
Воспитатель: У каждого ребенка есть любимые мультфильмы. Необходимо различить героев российских и американских сказок и отнести их к соответствующим флагам.
Воспитатель: На симпозиум приехали дети разных стран и разных национальностей. Надо собрать карточки разрезанные на 4 треугольника и назвать национальность человека, изображенного на ней и страну, из которой он приехал (по образцу).
Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в американский магазин игрушек. Игрушку вам дадут, если вы правильно назовете ее по-американски. Продавец – ребенок.
Установление отношений между двумя множествами: указать стрелками, кто из детей (негр, европеец, индеец, эскимос, японец), в каком климатическом поясе живет.
Климатические пояса Народы разных стран
Воспитатель: Один мальчик приехал из пустыни и совсем не знает, откуда берут свое начало реки и как они образуются. Давайте покажем ему и расскажем об этом.
Опыт “Образование реки и впадение ее в море” на макете горы и русла реки.
Дети брызгалками изображают дождь, образуются ручьи, они объединяются в реку. У реки есть устье, приток, исток. Исток – начало, устье – конец. Река впадает в море.
Воспитатель: А сейчас на память о нашей подготовке к полету, отправим американским ребятам наш подарок – ракеты на фоне ночного неба.
Художественно-продуктивная деятельность детей.
Сделать ракеты и приклеить их на общую картину.
Воспитатель: Как подписать нашу посылку?
Дети помогают воспитателю написать адрес получателя и отправителя: Земля. Северная Америка. США. Вашингтон. Американским детям от русских детей.