Введение.
Развивающемуся гражданскому обществу России нужны по настоящему образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины. Этот образ молодого человека нашел отражение в таких документах, как “Концепция модернизации российского образования на предстоящее десятилетие” и “Государственная программа патриотического воспитания гражданина России”.
К сожалению, чаще всего мы сталкиваемся с другой картиной. Многие современные молодые люди не видят образ своего будущего, не готовы к решению жизненных проблем, у них нет социального опыта. Такие молодые люди часто становятся пассивными, слабовольными, легко попадают под плохое влияние.
С другой стороны молодое поколение уже начинает осознавать, что в жизни за успех надо бороться. Но, так как, молодежь не ориентирована на истинные нравственные ценности, то на пути к достижению успеха молодые люди часто становятся прагматичными, иногда до цинизма, жестокими. И в связи с этим нравственное воспитание является одной из главных задач.
Настоящая деятельность также требует от подрастающего поколения знаний, умений и навыков по решению насущных реальных жизненных задач экономического, экологического и социального характера.
Цель программы: воспитание успешного современного человека обладающего развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.
Задачи:
- Познакомить с понятиями: “успех”, “успешный человек”, “успешный коллектив”, “ситуация успеха”.
- Сформировать образ успешного современного человека.
- Научить ребят анализировать собственную личность, свой коллектив и различные социально-психологические ситуации.
- Создать условия, позволяющие накопить конструктивный опыт ситуации успеха.
- Формировать активную гражданскую позицию.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
- Раскрытие личностного потенциала детей и подростков через работу УОС, социальных проектов, творческих конкурсов, участие в рол. играх, КТД. <Приложение 1>
Содержание и механизм реализации.
Программа “Дорога к успеху” рассчитана на учащихся трех возрастных звеньев (старшее, среднее и младшее) и проходит под девизом: “Каждое дело успешное – иначе зачем!”.
В каждом звене запускается конкурс или игра, рассчитанные на учебный год ( в перспективе на несколько лет). Основной принцип программы создание “ситуации успеха”. Если ребенок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребенка, а значит признание его окружающими, его успех. В.С. Маршак сказал: "Без самоуважения нет уважения".
При составлении программы также учитывались возрастные психологические особенности школьников.
Учащимся младших классов наиболее соответствует игровая деятельность. Игра для них – это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. По мнению Б. Д. Эльконина в ролевых играх модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, заботы и внимания к друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка.
В связи с вышеперечисленным механизмом реализации программы “Дорога к успеху” в младших классах является игра под названием “Сказочный домик”.
Каждый класс – это дом, где ребята учатся жить одной семьей. У каждого члена семьи есть свои обязанности в доме, своя роль. Для этого используются сказочные образы, например, из произведения Носова “Веселые человечки”. Каждый класс может выбрать сказку по желанию. Ребята рисуют свой дом (стенгазета), где придумывают “Фамилию” семьи (она определяется выбором сказки, связанной с направлением деятельности класса), “вешают” семейный портрет (общую фотографию класса ), оформляют “шкатулку добрых дел” (где фиксируются дела класса) и т.д., все зависит от фантазии самих ребят, классных руководителей, а также родителей, которых необходимо подключить к этой игре.
Игра “Сказочный домик” условно разделена на две возрастные группы, имеющие свои воспитательные задачи.
- 1–2-е классы объединены в игру “Учимся дружить”, проходящую под девизом: “Дружное братство – лучшее богатство!”.
- В 1-м классе формируется умение объединяться в классный коллектив.
- Во 2-м классе дети учатся взаимодействию в коллективе.
- 3–4-е классы объединяет игра “Первые в добрых делах”.
- В 3-м классе дети приобретают опыт, лидерства, знакомятся с ДОО “Пионеры Башкортостана”.
- В 4-м классе воспитывается стремление стать пионером, принятие в пионеры.
Все эти задачи решаются через конкретные дела. В начале года (сентябрь–октябрь) проходит подготовка и запуск игры “Сказочный домик”. При запуске используются элементы театрализации. Здесь ребята встречаются с главной феей “Сказочного Совета”, и ее помощниками. В интересной форме ребята знакомятся с правилами игры, получают задания.
Сказочные феи – это младшие вожатые (учащиеся 5–8 классов), которые объединяются в “Сказочный Совет”. У них имеется свой план работы с учащимися младших классов.
А также эти ребята посещают “Академию успеха” (“АУ”) в школе и посещают клуб младших вожатых во Дворце Пионеров.
Успехи жителей “Сказочных домиков” отражаются на стенде “Посмотрите-ка ребята, как красив наш классный дом!”.
В конце года (апрель) подводятся итоги, и победители отмечаются грамотами и награждаются призами. <Приложение 2>
Ожидаемый результат.
- Обретение чувства уверенности в себе.
- Умение поддерживать других.
- Осознание ответственности за свои поступки.
- Расширение представлений о себе, своих возможностях.
- Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
- Стремление использовать свои умения на радость близких.
- Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
- Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
- Появление дружных коллективов “Сказочных домов”.
- В конце года принять в пионеры 50 ребят.
Игра “Успешный город” (5–7 кл.)
В 11–12 лет дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. Поэтому в этот период особое внимание уделяется на формирование органов детского самоуправления, коллективное планирование жизни класса организация различных пионерских дел.
С дугой стороны в этот период (6–7 кл.) дети начинают резко меняться. Это трудный возраст прежде всего для самих ребят. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы помочь подростку преодолеть возникшие трудности, создать условия для успешного развития. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования направленности их личности, ориентированной на общество, общественную деятельность.
Необходимо иметь ввиду, что адекватное развитие личности в этом возрасте имеет место в том случае, если разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяют потребность подростков в самоутверждении и самостоятельности, отвечают их стремлению к красочным, романтическим, привлекательным формам работы, имеют отчетливо выраженный, реальный (а не возвышенный – гражданский) смысл.
В связи с вышеперечисленными возрастными особенностями, а также исходя из цели и задач программы “Дорога к успеху”, механизмом реализации этой программы среди 5–7 классов стала игра “Успешный город”.
Принцип соревновательности, на котором основана игра, сделает ее увлекательной, интересной для ребят данного возраста.
Каждый класс – это город, имеющий свое название, свой герб, свой гимн (песня). Городом управляет мэрия во главе с мэром. Мэрия является органом детского самоуправления в классе. Город – класс позволяет увеличить число лидеров в классе, создает ситуацию успеха для большего количества детей (так как в классе легче раскрыться, преодолеть психологический барьер). По аналогии с городскими службами в городе – классе имеются следующие службы.
- Служба МЧС – оперативно спешит на помощь нуждающемуся (Тимуровское направление).
- Биржа труда – распределение обязанности в классе.
- Служба здоровья.
- Служба порядка – отвечает за порядок в классе.
- Служба интересных дел (СИД).
- Служба образования – организует помощь ребятам в учебе.
- “Сказочный совет” – младшие вожатые.
- Служба связи “МТС”. Эта служба организует связь между классами.
- Служба СМИ – отвечает за изготовление карты города, готовит информацию о своем городе для школьного радио “NEXT”, а также в городскую газету “Новое поколение”.
- Служба городского банка – ведет подсчет “Успешек”, хранит их, фиксирует сумму на “Карте успеха города”.
Эти службы могут быть несколько иными, все зависит от фантазии, выдумки ребят.
Многообразие служб – это различные виды и направления деятельности, где ребята могут раскрыть свой личностный потенциал, реализовать себя в интересном и полезном деле. Но чтобы игра не стала для ребят соперничеством, особенно поощряются связи “Междугородних служб” одинаковых по направлению. Например, все городские службы МЧС объединяются в единую федеральную службу МЧС. И здесь ребята совместно планируют свою деятельность (чем больше ребят, тем разнообразнее и интереснее их дела), сообща выполняют задания, если есть в этом необходимость. Основной принцип не соперничество, а дополнение.
Например, ребята решили развесить объявления по м/расчетам школы с номером телефона школы. Ребята – операторы в течение 1 часа в день принимают звонки, и затем организуется помощь тем, кто нуждается в помощи ребят.
Также объединились все городские службы младших вожатых, образовав “Сказочный совет”.
Все мэры “Успешных городов” объединяются в совет мэров, который является органом самоуправления в среднем звене. Совет мэров собирается 1 раз в неделю (вторник, перерыв между сменами).
Игра состоит из трех этапов.
Первый этап (сентябрь–октябрь) – “Город, который построим сами”. На этом этапе:
- Формируется образ жителя успешного города;
- Планируется город (определяются городские службы, отраженные в интересной форме на карте города);
- Идет обучение в “Академии успеха”.
Итогом первого этапа является запуск конкурса “Успешный город”.
На сборе – запуске городам – классам выдается сертификат, свидетельствующий о том, что данный город имеет право на существование в нашей школе, а все его жители становятся членами ДО “Статус”. Это название состоит из начальных букв двух слов: стать успешными, а также символизирует стремление городов получить звание (статус) “Успешный город”.
Второй этап (ноябрь–апрель) “Успешному городу – успешные дела” – создание и реализация детских проектов. Ребята “зарабатывают успешки”, что является показателем успешной жизни городов. Эти успехи отражаются на “Карте успеха” (показатель успешности всех городов); фиксируется в городском банке (в каждом классе); а также ребята наблюдают свой личностный рост, успех через “Дневник успеха”.
Третий этап (коней апреля) – подведение итогов, присвоение звания (статуса) “Успешный город”, награждение.
Молодежный союз “Дорога к успеху” (8–11 кл.).
Механизмом реализации программы у старшеклассников является ОУС – молодежный союз “Дорога к успеху”. Ученическое самоуправление позволяет содействовать личностному самоопределению старшеклассников, формирует активную гражданскую позицию.
Молодежный союз действует по принципу многопартийности. Каждый класс – это партия, возглавляемая лидером и имеющая свою программу, определяющую содержание и направление деятельности партии.
Выбор этой модели обусловлен следующими причинами:
Во-первых, учитывались психологические особенности старшеклассников. Это направление интереса на самого себя (изучение себя, своих интересов, самоанализ), желание самоутвердиться, состояться, быть признанным (в этом возрасте понижается авторитет взрослых, ребята признают авторитетом своих сверстников). Система многопартийности позволяет создать ситуацию успеха для большего количества старшеклассников (как уже говорилось выше, в классе раскрыться легче, легче преодолеть какой-либо психологический барьер). Она делает возможность большего количества ребят стать лидером.
Во-вторых, система многопартийности – это соревнование, конкурс (на лучшие программы и т.д.), а конкурс всегда является стимулом к развитию, к совершенствованию навыков.
И в-третьих, многопартийность – это новая форма самоорганизации старшеклассников, а новизна всегда привлекает ребят.
В начале года объявляется конкурс “Все в твоих руках!” на лучшую программу партии.
Первые этап конкурса – “Шаг в успех” – является организационным. Он длится в течение двух месяцев (сентябрь, октябрь).
Задачи этапа:
- через СМИ, ШСС, встреча с классными руководителями дать полную информацию о конкурсе;
- организовать встречи с лидерами – молодежные симпозиумы, где через технологические игры, тесты, тренинги ребята учатся организовывать деятельность своей партии, составлять программу.
Итогом этого этапа является “большая презентация”, состоящая из:
- пресс-конференции;
- представления своей партии в художественной форме.
Экспертная группа в составе:
- выпускники школы, бывшие члены ШСС;
- лидеры других школ города;
- педагоги (учитель истории, социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР).
вручает каждой партии сертификат, предлагая необходимую корректировку. При желании обеих сторон, каждая молодежная партия может иметь наставника из числа экспертной группы.
Лидеры партий объединяются в молодежный союз “Дорога к успеху”, который и является органом ученического самоуправления.
Молодежный союз собирается 1 раз в неделю. Задача Молодежного Союза создать ситуацию наибольшего успеха, т.е. объединять усилия нескольких партий для решения общих проблем, иметь общий проект , применять свои ЗУН, иметь общий успех. Совет мэров разрабатывает критерии оценки деятельности молодежных партий, фиксирует успехи на экране “Дрога к успеху”.
Второй этап конкурса “Формула успеха” длится в течение нескольких месяцев (ноябрь, март) и состоит из двух подэтапов.
1. “Герой нашего времени” – направлен на формирование образа современного успешного человека.
Формы для решения этой задачи:
- встреча с успешными людьми города Стерлитамака, в т.ч. с ветеранами ВОВ (эти встречи посвящены 60-летию Великой Победы) – героями боевой славы;
- исследования (конкретный герой, его биография, путь к успеху);
- беседы, диспуты, круглые столы на тему “Путь к успеху”;
- образ успешного человека отразить в стихах, сочинения, очерках, рисунках.
2. Ситуация успеха – 2 подэтап. Создание и реализация детских проектов направленных на улучшение жизни класса, школы, города. Через проектную деятельность решаются задачи воспитания гражданина, патриота, успешного молодого человека.
На этом этапе в поддержку детских и молодежных проектов действуют “Академия успеха”.
Третий этап “Парад молодежных партий” является итоговым (в апреле).
Партии награждаются по номинациям. В перспективе лучшая партия на следующий год заслуживает право быть правящей. Лидер набирает себе команду из “успешных” ребят других партий.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение понятий, связанных с успехом.
- Умение ребят анализировать собственную личность, свой коллектив и создавать свои собственные ситуации успеха.
- Появление лидеров в классах.
- Умение ребят строить отношения в коллективе, вести диалог со сверстниками.
- Действующие органы самоуправления во всех классах.
- Успешно действующий ОУС “Молодежный союз”.
- Дружные коллективы “Успешных городов” и “Сказочных домов”.
- Раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Потребность в здоровом образе жизни.
- Желание стать успешным человеком, гражданином своего Отечества. <Приложение 3>