В последние годы несколько изменился подход к пониманию задач и содержания нравственного воспитания.
К сожалению, школа нередко больше внимания уделяет воспитанию “отличников”, “хорошистов”, мало заботясь о том, какими людьми они станут в дальнейшем. Мы гордимся этими учениками, завидуем умению учиться, но редко завидуем умению дружить, быть добрым, скромным, забывая о том, что главной человеческой ценностью является жизнь, и ее необходимо наполнить глубоким содержанием. Поэтому основной задачей нравственного воспитания в школе является формирование морально-нравственных ценностей, норм поведения.
В младшем школьном возрасте воспитание гуманных чувств (доброты, отзывчивости, уважения к окружающим и т.д.), является существенной стороной становления личности.
Во всех странах и религиях существует святая традиция бережного отношения к памяти о тех, кто жил и творил до нас.
Школа. У каждого свои ассоциации, с ней связанные. Для меня школа – прежде всего люди. Это те учителя, которые работают в ней. Но нельзя забывать о тех, кто когда-то до нас входил в класс. И в этом нет ни малейших сомнений, что будущие успехи и достижения выпускников были заложены трудами и заботами не менее талантливых педагогов. Именно они сумели привить своим воспитанникам стремление посвятить свои жизни тому или иному “главному делу “. Но часто о них мы забываем. Это, как правило, одинокие и больные люди, которые нуждаются в нашей помощи и заботе.
Мы – учителя хотим воспитать у учащихся уважительное и заботливое отношение к старшим, умения проявлять особое внимание и чуткость к ветеранам и инвалидам войны и труда, недопустимости черствости, бездушия к людям. Поэтому на своих уроках чтения и русского языка я часто работаю над содержанием пословиц и поговорок:
Почитай старших – сам будешь стар.
Придет старость, наступит слабость.
Почитай учителя, как родителя.
Выясняю, как учащиеся понимают значения слов: уважать, почитать, уважения и почитания, и как объясняет нам значения этих слов наш Мудрый словарь русского языка (“Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой).
Подбираю для чтения такие рассказы, которые воздействуют на чувства ребенка, способствуют усвоению им нравственных представлений, показывая, а в чем же проявляется уважение и почитание старших.
Но это все слова! Учащихся нужно научить быть внимательным и чутким к старшим. Самое главное, чтобы ребенок понял, что свое доброе, уважительное и заботливое отношение к окружающим людям они могут проявить всегда и повсюду.
Наш класс готовился к Новому году. Дети разучивали стихи, песни, изготавливали новогодние игрушки. Вот у меня и возникла идея: устроить праздник не только себе, ученикам и их родителям, но и учителям – ветеранам. Когда-то и они также как и мы готовились к празднику. О своих планах я поделилась со своими учениками. Они обрадовались, что нам предстоит поздравлять с Новым годом учителя-ветерана Веснину Валентину Николаевну, которая проработала в нашей школе более 30 лет и даже, уйдя на заслуженный отдых 20 лет назад, постоянно думает о школе и о своих многочисленных воспитанниках.
Ее дом находится напротив школы №2. Проснувшись, она первым делом идет к окну, видит огоньки в школе, детишек, спешащих на занятия, и рада, что жизнь продолжается.
Мы набрали еловых веточек, приготовили поделки, рисунки, новогодние игрушки. Я очень волновалась, как нас встретит педагог! Но сколько было радости в ее глазах! Позже она признается, что очень хотела встретить Новый год с еловыми веточками, которые хотела подобрать где-нибудь на дороге. Наши зеленые букеты были поставлены в вазу. Учащиеся сами нарядили их самодельными игрушками. И устроили потрясающий концерт, где звучали песни, стихи, частушки. Всем было приятно от этой встречи. Какая радость отразилась в глазах пожилой женщины! В этот вечер она действительно была счастлива! Валентина Николаевна была взволнованна – первый раз ее за 20 лет поздравляют ученики и учителя с Новым годом. Как она благодарила нас за теплые слова, за доброту, отзывчивость, внимание. И я поняла, что никакие воспитательные мероприятия не принесут пользу, если учащиеся сами на конкретных примерах не почувствуют, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим.
Валентина Николаевна была приглашена на классный час, где она рассказала детям о своей трудовой деятельности. Вспомнила, как в 1946 году, она, семнадцатилетней девчонкой пришла в школу. В то трудное послевоенное время ей приходилось учить голодных ребятишек при полном отсутствии учебников, тетрадей и карандашей. Ученики использовали оберточную бумагу вместо тетрадей и умудрялись при этом выполнять домашние задания. Тем не менее, она с гордостью и нежностью говорила о своих учениках. И всем нам стало понятно, что все великие и добрые дела рождаются от большой любви к людям.
В действительности, Валентина Николаевна Веснина – самый счастливый человек, она по-настоящему любила своих учеников, и они отвечали ей взаимностью.
С момента нашей первой встречи прошло немного времени, но уже сейчас она выглядит как бы помолодевшей, ее глаза светятся радостью от встречи со школой и учащимися.
Давайте все, вместе протянем руки помощи нашим ветеранам – педагогам, постоянно будем оказывать им внимание – помнить о них, справляться об их здоровье, поздравлять их с праздниками, с днем рождения, оказывать помощь – сходить в магазин за покупками, сбегать за почтой, помочь убраться в квартире, уступать место в транспорте.
Надеюсь, что тогда и наши воспитанники о нас не забудут.