Урок математики № 18. "Время от 0 до 24" по теме: "Величины", 4-й класс. Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1. Познакомить детей с 24-часовым отсчётом времени в сутках. Упражняться в решении задач на время. Совершенствовать вычислительные навыки и знания о величинах.

2. Развивать смекалку, быстроту мышления.

3. Воспитывать добросовестность, ответственность в работе, уважение к товарищу, культуру труда.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.

Мотивация.

Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)
Налево - раз, направо - два,
Мы тоже можем так. (Раскачиваются в такт маятника.)

Учитель: Кто-то смог уже догадаться, о чём пойдёт речь на уроке?

Ученики: Сегодня мы будем знакомиться с часовым отсчётом времени в сутках…

3. Устный счёт.

Учитель: Кто бы хотел поработать у доски?

1. Решаешь…примеры, а…проверяет тебя (оценки получают оба работающих):

200 : (310-300) : 5= 4
400 : (460-360) х 4 =16
36 х 1.000+20=36020
8.600 х 100-60.000= 800.000

2. Работа с именованными числами:

3 км 675 м * 3675 м
10 см * 10 мм
13 км * 13010 м
1 ч * 100 сек
35 ц * 4 т
8 кг 158гр * 7 кг 985 гр
7 м 3 дм * 730 дм
1 см 5 мм * 6 мм

Учитель: Остальные работают со мной, вспоминая из пройденного материала на уроках истории данные об Олимпийских играх. Можете составленные выражения записывать в тетрадь.

1. Более 1000 лет назад были проведены первые Олимпийские игры. Их устраивали жители Древней Греции 1 раз в четыре года. Подсчитайте, сколько месяцев проходило между двумя Олимпиадами? (12 x 4=48)

2. Согласно легенде, длину беговой дорожки определил знаменитый Геракл.

Он отмерил 600 ступней в длину, и получилась беговая дорожка длиной около 192 метров. Сколько метров будет беговая дорожка 5 раз по 600 ступней?(192х5=960)

7 раз по 600 ступней? (192х7=1.344)

3. Празднования и состязания продолжались в течение 5 дней. Сколько дней потратили на состязания за186 лет? (5х186=930)

4. Спустя много лет Олимпийские игры отменили, и вновь они были возрождены в 1896 году.

Сколько времени прошло с момента возрождения Олимпийских игр? (2004-1896=108)

5. На Олимпийских играх, проведённых в Токио в 1964 году, спортсмены Германии завоевали 50 медалей, спортсмены США – на 4 / 5 больше, чем германские, а спортсмены нашей страны - на 6медалей больше, чем американские. Сколько медалей завоевали спортсмены каждого государства?(50:5х4=40,50+40=90,90+6=96)

6. Среди медалей, полученных нашими соотечественниками, было 30 золотых, серебряных на 1 больше, чем золотых, а бронзовых на 4 больше, чем серебряных медалей. Подсчитай, сколько серебряных и бронзовых медалей получили наши спортсмены?

(30+1=31,31+4=35,31+35=66)

Учитель: Проверяем учеников у доски. О каких правилах, решая примеры, ты вспомнил?

Ученик: Я вспомнил при решении примеров о порядке действий, о делении и умножении чисел, в записи которых нули…

Объясни, почему …

Докажи, что…

Физминутка:

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза (шёпотом.)
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным дальше будет урок.

4. Работа над новым материалом:

В краткой беседе повторить соотношения единиц времени, рассмотреть циферблат и отметить, что он разделён на 12 равных частей, значит, за сутки часовая стрелка делает полных 2 оборота.

Учитель: Нелегко приходится спортсменам, нужно каждые сутки думать о режиме…

А что такое сутки?

Ученики: Промежуток времени, равный ночи, утру, дню и вечеру, длящийся 24 часа.

Учитель: Но на циферблате часов стоят числа от 1 до 12, а не 24.

Ученики: От 0 до 12 проходит первая половина суток, затем стрелка пробегает ещё круг, т.е. от 0 до12 второй раз. Проходит 24 часа, т.е. сутки.

Учитель: Как ведётся отсчёт?

Ученики: От начала суток до его конца.

Учитель: Спрашивая время, что нужно иногда уточнять?

Ученики: 7 часов чего, утра или вечера.

Учитель: Если от начала суток пройдёт 16 часов, как сказать по другому сколько времени?

Ученики: 4 часа дня.

Учитель: А 20 часов?

Ученики: 8 часов вечера.

Учитель: Сколько времени прошло от начала суток, если сейчас 2 часа ночи?

Ученики: Прошло 2 часа.

Учитель: Сколько времени прошло от начала суток, если сейчас 9 часов утра?

Ученики: Прошло 9 часов.

Учитель: 3 часа дня?

Ученики: Прошло 15 часов.

Учитель: Как сказать по другому, сколько сейчас времени, если от начала суток прошло три четверти часа?

Ученики: Прошло 45 минут, сейчас 0часов 45минут.

Учитель: А если от начала суток прошёл 21 час40 минут?

Ученики: Сейчас 9 часов 40 минут вечера или без двадцати девять.

Учитель: Прошло 23 часа 45 минут.

Ученики: Сейчас 11 часов 45 минут вечера или без пятнадцати двенадцать.

Учитель: Если сказали четверть пятого, как сказать по другому, сколько сейчас времени?

Ученики: Сейчас 4 часа 15 минут утра или 15 минут пятого.

Учитель: А без четверти семь?

Ученики: Сейчас 6 часов 45 минут утра или без пятнадцати семь.

Учитель: Какое время показывают часы? Какое это время суток?

(См. рисунок 1)

Физминутка: (ребёнок у доски показывает действия)

У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
-Тук. Тук. Дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.

Учитель: У оленя есть тёплое одеяло.

Овчинное хакасское одеяло “Чорген” имеет прямоугольную форму. Его длина 200 сантиметров, а сумма длин всех сторно 700 сантиметров. Какова ширина “ Чоргена ”?

(700-200 х 2) : 2 = 150(см)

5. Работа над пройденным материалом:

Учитель: Работаем по учебнику на странице 61 № 318.

Прочитайте.

…прочитает вслух, остальные запоминают данные.

Масса ящика с грушами 15 килограммов. Масса пустого ящика 3 килограмма.

Сколько килограммов груш можно уложить в 10 таких ящиков?

Ученики: Удобно сначала составить рисунок, потом записать данные.

(См. рисунок 2)

1 ящик _? килограммов груш

10 ящиков _? килограммов груш

Учитель: Самостоятельно решите, а… подумай над анализом задачи.

Ученик: Чтобы узнать, сколько килограммов груш можно уложить в ящики, нужно знать: количество ящиков, в которые укладывают груши и массу одного ящика. Количество ящиков, в которые укладывают груши, я знаю, а массу одного ящика мне не известна, значит ответить на главный вопрос задачи сразу не смогу. Чтобы узнать массу одного ящика с грушами, нужно знать: количество заполненных ящиков и их массу. Обе величины мне известны, значит нахожу.

1) Чему равна масса одного ящика с грушами?

15-3=12 (кг)

Зная массу одного ящика с грушами и количество ящиков, нахожу

2) Чему равна масса 10 ящиков с грушами?

12 x 10=120 (кг)

Ответ: 120 килограммов груш можно уложить в 10 ящиков.

Учитель: Далее выберите и выполните то задание, которое вам по силам:

№ 316, или  сложение и вычитание величин.
6.000: (20:5) x 6 =360 ccc 4км765м + 6км428м
1.000: (90:9) x 100=10.000 13км010м – 7км250м
(525-238) x 3=861 85м76см – 29м90см
(517-450) x 9=603 7т36ц – 4т17ц
(924-207): 3=239 1и200кг – 386кг
(413+196): 7=87 6кг350гр + 2кг650гр

Перед решением уравнений в № 315 ученики сравнивают их, а затем решают (по вариантам).

6. Подведение итога урока. Рефлексия.

-Работая на уроке, что вы (ты) открыли для себя нового, что стали (стал) лучше выполнять, чем прежде?

-Оцените каждый свою работу.

7. Домашнее задание: № 317, № 319.