Цели урока: через индивидуальную и групповую формы работы обобщить знания о звуках русского языка, выделить и проанализировать звуки [к], [к' ], познакомить с буквами к, к.
Оборудование: на доске - схема “Знаю”, “Узнал”, таблица слов-вопросов, иллюстрации к загадкам, сказке, схема синквейна, образцы букв, напечатанные слоги, части слов, схемы человечков-звуковичков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка учебных задач.
III. Вызов. Актуализация знаний.
Игра “Буква заблудилась”
– Прочитайте а, о, и, ы, н. Какая буква заблудилась? Задайте этой букве вопросы, которые начинаются словами почему? какие? сколько? … Если затрудняетесь, продолжите мои вопросы:
– Почему буква н …? (Дети заканчивают: “лишняя”)
– Какие звуки у …? (Дети заканчивают: “у буквы н”, говорят о твердости и мягкости звуков, звонкости. По ходу работы дети выращивают гроздь, которая находится в графе “Знаю”)
– Что бы вы ещё хотели узнать о звуках и буквах?
– Давайте отправимся на поиски ответов, но сначала отдохнём.
IV. Стадия содержания. Осмысление.
– Угадайте, о ком говорится в загадке:
Он большой, полосатый. Живёт на чердаке, даёт советы, как правильно есть бутерброды. Очень любит молоко, поэтому купил корову. Имеет специфическую фамилию. (Кот Матроскин)
– Найдите в Азбуке на с.54 рисунок кота.
–Произнесите слово кот. Сколько гласных в этом слове? Выполните звуко-буквенный анализ слова кот. (Дети дают характеристику звукам). Повторите, что узнали о звуке [к]. Продолжим. Узнайте сказку:
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово-
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
Кот
И Кит.
– Как называется сказка? Чем отличаются слова? Расскажите всё о первом звуке слова кит.
– Ребята , на письме эти звуки обозначаются буквами к, к.
– Напечатайте пять раз строчную букву к у себя в Азбуке.
– Поучимся читать слоги и слова с новыми звуками. Читаем хором за указкой. (Слоги даны на доске).
к |
а |
к |
– Дополните слоги до слов:
ка (ток, ша, мень)
ко (за, са, ра, пна, ни)
ку (рица, бики, шать)
ки (т, но, са )
– Подведём итог. Откройте Азбуку с.54. Оденьте человечков. Что узнали о звуках [к], [к? ]? (Ученики составляют схему-кластер о новой букве и её звуках, которая находится в графе “Узнал”)
– Потренируемся в узнавании новых звуков, слов с новыми звуками. Будем использовать знаки “+, –”. “+” будете показывать, если есть изучаемые звуки в слове, а “–” – если их нет. (Диктую: “к”, “п”, “р”, “к”, сок, пила, Никита, кот, хлеб, молоко, Коля, опушка, болото).
– Молодцы! А теперь вы будете в роли слушателей. Каким должен быть слушатель? Прочитайте название текста. (“Как варить компот”). Предположите, о чём он может быть. Это сказка. По иллюстрациям к ней сделайте предположения, о чём она (на доске иллюстрации: кот, коза, курица, корова, кролик).
– Итак, проверим предположения. Читаю начало сказки:
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
– Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
– Верно ли мы предположили, что сказка о животных?
– Как вы думаете, как варить компот? Продолжайте внимательно слушать.
Принесите каждый всё самое вкусное, остальное за мной.
– Что, по вашему мнению, принесут животные? Проверим?
Вся компания отправилась искать всё самое ,самое вкусное , а кот тем временем разжёг костёр и повесил над ним котёл с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зёрнышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы.
– Куда попали все эти вкусные “вещи”?
Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котёл и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
– Готово! Кушайте на здоровье!
– Как вы думаете, что получилось? Вкусно ли? Проверим свои предположения.
Попробовали друзья, плюются:
– Компот называется! Сам ешь!
– Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
– Почему же так невкусно получилось? А как варят компот? Что надо учитывать, когда готовишь еду?
– Попробуйте дома исправить сказку так, чтобы компот всем понравился.
– Какие слова с новыми звуками услышали? Что можете сказать об этих звуках? (Дети рассказывают, глядя на графу “Узнали”).
V. Рефлексия.
– Ещё раз повторим всё о звуках [к], [к? ]. (Дети рассказывают друг другу в парах с опорой на графу “Узнали”)
– Обобщим знания о звуках в целом. Закончите мои предложения (схема дана на доске).
Звуки Гласные и ………………. Воздух идет свободно, ……………………. Ударные, безударные, ……………………………………... Буква |
– Урок окончен. Молодцы! Спасибо за урок .