Урок математики в 7-м классе по теме: "Произведение суммы и разности двух многочленов"

Разделы: Математика


Тип урока: урок-игра.

Цели урока: усвоить формулу сокращенного умножения (аb) (a + b) = а2b2 и применять ее при умножении чисел и двучленов определенного вида.

ХОД УРОКА

Для проведения урока класс делится на две команды. Выбираются капитаны команды и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной в команде и сами участвуют в игре.
При проведении урока должны соблюдаться следующие правила:

  1. За правильный ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе; неправильный ответ. Нарушение дисциплины приводит к штрафным очкам, то есть к снятию определенного количества очков со счета команды.
  2. Каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются.
  3. Вопросы и задания дает учитель. Счет соревнования записывается на доске.
  4. После постановки общего задания разрешаются консультации внутри команд.
  5. Все необходимые записи, по указанию учителя, заносятся в тетрадь.
  6. На определенном этапе работы сначала одна команда является “первопроходцем”.
    Деятельность второй команды состоит в том, чтобы внимательно следить за правильностью ответов, выполнять по указанию учителя записи в тетрадях, а после завершения изучения некоторой части материала ответить на вопросы, предложенные учителем, и выполнить задания, аналогичные рассмотренным. Затем роли меняются.
  7. За правильные, аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждый может получить дополнительно 2 очка, (жетон).

1 этап игры.

Задание первой команде.

1) Выполнить устно умножение:

251 . 2;
8 . 6;
25 .12;

2) Найти числовое значение выражения:

18 + 39 . 7

Объяснить используемые правила умножения.

Задание второй команде.

1) Найти числовое значение выражения:

15 + 27 . 6

2) Выполнить устно умножение:

343 . 2;
7 . 5;
34 . 11;

Задание второй команде:

1) Выполнить устно умножение двучлена на одночлен:

(c + d) .  m

2) Сформулировать распределительный закон умножения.

Аналогичное задание предлагается первой команде.

Задание первой команде:

1) Умножить двучлен на двучлен с введением новой переменной:

(c + d) (m + n)

2) Прочесть выражение:

(a + b) (ab);
m . (cd).

Задание для второй команды аналогичные.

Подводятся итоги первого этапа игры.

2 этап игры. Объяснение нового материала.

Учитель предлагает задание обеим командам одновременно найти устно произведение:

199 . 201;
102 . 98;

Учащиеся не в состоянии выполнить вычисления. К удивлению класса, учитель быстро находит произведение записанных чисел, учащиеся понимают, что имеющихся у них знаний не достаточно, чтобы справиться с поставленной задачей. Создаётся проблемная ситуация, связанная с желанием научиться устно, находить произведение двух чисел.

Задание второй команде.

1) Используя правило умножения двучлена на двучлен, найти произведение:

59 . 61

Один из учеников второй команды работает у доски, а все остальные в тетрадях. 5

59 . 61 = (60 – 1)(60 + 1) = 3600 + 60 – 60 – 1 = 3599.

Другой ученик выполняет записи для примера:

199 . 201 = (200 – 1)(200 + 1) = 40000 + 200 – 200 – 1 = 39999

Задание первой команде.

1) Упростить записи в примерах данного вида. При умножении, например: 28 . 32.

28 . 32 = (30 – 2)(30 + 2) = 302 – 22 = 900 – 4 = 896

Аналогичный пример даётся второй команде.

2) Найти произведение двучленов:

(ab)(a + b)

3) Записать произведение суммы двух выражений на их разность, опустить промежуточные действия:

(3a – 5b)(3a + 5b).

4) Прочесть выражения:

(a + b)(ab);

a2b2.

Аналогичные вопросы получает вторая команда.

Подводятся итоги 2 этапа.

3 этап игры. Закрепление знаний.

Задание первой команде.

1) Выполнить устно умножение:

43 . 37;
(x + 3)(x – 3);
(mn)(m + n)

2) Записать произведение в виде разности двух одночленов:

а) (2x – 1)(2x + 1)
б) (12y – 5z)(12y + 5z)
в)(m2 + y3)(m2y3)

Задание второй команде.

1) Выполнить устно умножение:

31 . 29;
(y + 5)(y – 5);
(cd)(c + d)

2) Записать произведение в виде разности двух одночленов:

а) (10a – 3b)(10a + 3b)
б) (a2 – 3)(a2 + 3)
в) (a3 + x3)(a3x3)

Самопроверка по образцу второго задания:

Первая команда:

а) 4x2 – 1
б) 144y2 – 25z2
в) m4y6

Вторая команда:

а) 100a2 – 9b2
б) a4 – 9
в) a6x6

Подводятся итоги всей игры.