“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Живу и работаю я на Крайнем Севере, где природа не балует изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успевают насладиться яркостью и разнообразием красок.
Все мы хотим, чтобы ребенок, подрастая и развиваясь, учился видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии.
Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным. “Если мир без чудес черно-бел, то мир с чудесами – цветной”. Может, потому дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию.
Вот и решила я как можно ближе познакомить 2 – 3-х летних малышей своей группы с удивительным миром красок и цветов, со всем его многообразием и великолепием.
Известно, что в раннем возрасте дети неусидчивы, быстро переключаются с одной деятельности на другую, спешат, как можно больше освоить и испытать. Как увлечь в таком возрасте ребенка? Только опираясь на преимущества этого возраста:
- малыши очень наблюдательные;
- малыши очень чуткие и восприимчивые.
Внимание малышей привлекает все новое, необычное, а главное – настоящее.
Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Для того чтобы работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру была плодотворной и увлекательной – я изучила литературу многих авторов:
- Т.Н. Доронова “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”;
- Т.Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”;
- В.Н. Егорова “Школа раннего развития”;
- О.А. Никологорская “Игры с красками и бумагой”;
- Н. Алексеевская “Озорной карандаш”;
- В.А. Силивон “Аппликация для самых маленьких”;
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон “Обучение детей 2 – 4-х лет рисованию, лепке, аппликации в игре”;
- Аверьянова “Изобразительная деятельность в детском саду”;
- Р. Гибсон “Мы рисуем”;
- В.С. Горичева, Т.В. Филиппова “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок”;
- “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” под редакцией Р.Г.Казаковой.
Но наиболее вдохновила на творческую работу книга Е.П. Топаловой “Художники с пеленок”.
Придерживаясь задач развития базисной программы “Истоки” разработала перспективный план занятий на год по рисованию и аппликации для детей 2 – 3-х лет (Приложение 1).
На занятиях по изобразительной деятельности дети получают специальные знания, умения и навыки. Задания и упражнения позволяют не только сформировать у малышей все необходимые навыки и умения, но и воспитывать интерес и любовь к рисованию, развивать творческие способности, воображение, речь.
Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами.
Для малышей сверхзадачей является познать предметы, их свойства, качества. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.
Основным художественным занятием в этом возрасте являются “игры с художественными материалами”. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.
В своей работе я использую разные техники рисования, доступные детям: рисование карандашами (для малышей предпочтительно подбирать карандаши с маркировкой М и 2М), фломастерами “Карапуз” (т.к. они более удобны для маленькой ручки ребенка), мелками, тушью, красками – гуашь, акварель; рисуем тычками, печатками, пальчиками, ладошками.
Выбор тем может быть неограничен. В рисовании малышу в два-три года доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (“листочки”), штрихов карандашом, фломастером (“дождь”), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (“дорожки”, “ленточки” и т.п.) это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании.
Для того чтобы наиболее разнообразить работы, я предлагаю малышам дорисовать детали не только нарисованным и аппликативным изображениям, но и к поделкам – оригами. С каким интересом и восхищением малыши воспринимают живые картинки! С большим удовольствием дорисовывают хвост объемному петушку или украшают рыбку чешуйками, которая вот-вот уплывет с листочка. Работы получаются очень необычными и оригинальными (Рисунок 1, 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы занятий по лепке и рисованию перекликаются (Приложение 2).
Для того чтобы заинтересовать малышей к занятиям лепкой, вначале предлагаю им, как и в рисовании дополнить изображение, например, леплю силуэт дерева на картоне (типа барельефа), а ребенок изображает пластилином листочки, или предлагаю силуэт черепашки, а малыш украшает ей панцирь. Для малышей эта работа увлекательна и интересна. Затем последовательно знакомлю детей с формообразующими движениями.
Создала в группе развивающую среду по изобразительной деятельности для свободного и совместного творчества взрослых и детей.
Перечень оборудования для игр – занятий по изодеятельности в 1 младшей группе.
- Бумага белая плотная (альбомная), тонированная, цветная, картон
- Мольберт (высота 55 – 60 см или 65 – 68 см)
- Стенд для просмотра рисунков на высоте удобной детям.
- Цветные карандаши
- Краска гуашь
- Чашки для краски
- Кисти мягкие № 8, 10, 12, 22, 24
- Стаканы-“непроливайки”
- Салфетки для осушения кистей
- Подставки для кистей
- Клеенка
- Фартук для ребенка, если рисует за мольбертом
- Фломастеры
- Восковые мелки
- Цветные мелки (школьные)
- Тычки разных размеров
- Цветная тушь
- Поролоновые губки
- Тряпочка для рук
- Таз с водой
- Акварельные краски
- Печатки (разных форм)
В приемной нашей группы “Колобки” открыта галерея детского творчества “Очень любят малыши краски и карандаши”, которая работает для воспитанников, родителей и педагогов МДОУ.
В помощь педагогам и родителям подготовила красочный материал (буклеты, памятки, рекомендации):
- “Взял я в руки карандашик…”
- “Рисование – это интересно!”
- “Я рисую!”
- “В стране Акварели”
- “Рисуем вместе с родителями” и т.п.
Для детей и взрослых детского сада провела презентацию выставки детских работ “Рисунки из ладошки” (Приложение 3).
Работы наших воспитанников участвовали в выставке на 2 региональной научно-практической конференции “Детский сад – путевка в ХХI век”.
Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.
В раннем творчестве детей выражено счастье, которое приносит детям искусство. Вместе с тем, назначение детского творчества смягчать жизненные бури. Поэтому надо, чтобы в детстве было как можно больше творческой радости жизни, так как она – залог будущей душевной силы и равновесия.
Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет на другие сферы деятельности, научит искать нестандартные решения самых разных проблем.
А пока пусть мои малыши купаются в ярких красках окружающего мира, чтобы в дальнейшем они могли в полной мере проявлять свои способности, умели думать, фантазировать, мыслить.