Основная цель общего среднего образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе к самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Основные критерии и базовые основания построения образовательного стандарта направлены на реализацию данной цели. Наиболее ценным критерием образовательного стандарта является разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся, соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащимся, их способностям и возможностям на каждой ступени образования, личностная ориентация содержания образования.
Во время модернизации российского образования профессиональная школа успешно заняла одну из ниш профильности старшей школы: ввела углубленное изучение предметов образовательной области “Технология”. Таким образом, став ресурсным центром, предоставляющим все необходимые условия для проявления подростками 16–18 лет стремления к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения. В совместных условиях мировых скоростей и стрессов создание таких условий позволяет раскрыть молодым людям для себя своё “Я”, сохранив при этом потенциал психического и физического здоровья.
Профильное обучение старших классов ставит перед педагогическими работниками МОУ “Центр образования” следующие задачи:
- показать место и роль школьных предметов в структуре профессий; должна произойти интеграция школьных учебных предметов в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
- предоставить возможность старшим школьникам выполнить большую серию трудовых, технологических, социальных, профессиональных проб и получить минимальные представления о своих потенциальных возможностях и предпочтениях; осуществить социальную педагогическую диагностику готовности к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением;
- сформировать у подростков образы эффективного труженика, благополучной трудовой карьеры, “идеальной профессии”.
Поставленные задачи положительно решаются в МОУ “Центр Образования”. Диагностикой и коррекцией деятельности учащихся и инженерно – педагогического состава занимается психологическая служба; развитие производственного обучения на основе грамотной учебной – методической базы – это фронт деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения; учебно-воспитательная работа в таких условиях обучения ориентируется на внедрении новых педагогических здоровье сберегающих образовательных технологий.
Календарно-тематическая планирование по дисциплинам: технология, физика, химия, биология, математика, информатика, обж, физическая культура, – составлено таким образом, чтобы в обязательный минимум обученности входили знания, умения и навыки об экологии человека, его здоровье и жизнедеятельности.
Так на уроках математики учителя предлагают учащимся специальный материал и задачи, которые могут заинтересовать учащихся не только в лучшем изучении математики, но и проведении любопытных медицинских исследований. На своих уроках учителя рассказывают о японском ученом Ниши, который с помощью дифференцированных и интегральных вычислений вывел идеальную формулу давления и назвал ее “Золотым сечением”. По его словам это и есть ключ к здоровью человека. Изучая тему “Пирамида”, приводятся сведения об исследованиях ученых-медиков: одиннадцатиметровая пирамида, у которой сторона квадратного основания вдвое меньше высоты, способна оказывать эффективное гармонирующее воздействие в радиусе нескольких сотен метров. Установлено, что люди, регулярно употребляющие продукты и воду заряженные в пирамиде, гораздо меньше подвержены туберкулезу, гепатиту, онкологическим заболеваниям и легче от них изваляются, т.е. пирамида явно стимулирует и усиливает обмен веществ в живых организмах, укрепляя иммунную систему. При изучении симметрии – с интересом учащиеся узнают, что смещение макушки, т.е. нарушении симметрии может привести к заболеваниям внутренних органов.
Учителя физики в качестве одной из методических задач выбрали следующую: “Привитие навыков здорового образа жизни учащимся 6–11 кл.”. Поскольку состояние здоровья учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера, ухудшается, то для учителей физики назрела необходимость составления программ, имеющих элементы здоровье сберегающих технологий. Так на уроках физики в целях профилактики здоровья учащихся, учителя считают целесообразно заострять внимание на таких явлениях, как инерция движение транспорта (в целях безопасности пешеходов на дороге), определение положение центра масс (предотвращение травматизма на уроках физической культурой).
Кроме того, серьезно усилена прикладная, практическая направленность различных курсов физики с изучением правил техники безопасности и пожарной безопасности при работе с электроприборами (учащимся сообщается, что ток безопасен до 1мА, а напряжение до 36В и т.д.).
На уроках информатики при работе на компьютере обращается внимание на безопасность для здоровья режима выполнения заданий: учащиеся знакомятся с правилами, позволяющими сохранить зрение, не получать перегрузки нервной системы и избежание психических расстройств, связанных с привыканием к игровым компьютерным программам и виртуальному общению посредством сети Интернет.
Учителя биологии, химии являются активными пропагандистами здорового образа жизни, так как практически каждая тема из курсов “Человек и здоровье”, “Неорганическая химия”, “Органическая химия” связана с обменом веществ и энергии живых биологических систем, в том числе и человека, на атомарно-молекулярном, клеточном, популяционно-видовом и биосферном уровнях.
Таким образом, интегральным результатом здоровьесберегающей направленности содержания общего образования должно стать становление здорового телом и духом человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего достоверными фактами и знаниями, которые позволят ему решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представлениям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.