Программа воспитательной работы "Воспитание доброты"

Разделы: Классное руководство


Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас воспитательную деятельность.

Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.

Принимая первый класс, я в течение года внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие три года. Таким образом, с самого начала я твердо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.

Для себя я составляю ориентировочную программу всей воспитательной деятельности на весь выпуск. Анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала самым важным в своей работе – воспитание доброты у детей. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.

Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Размышляя над методами воспитания, я поняла, что общая программа, одна на всех, на сегодняшний день не годится. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

Поэтому я составила ориентировочные направления своей работы, с помощью которых буду идти к намеченной цели. Все эти направления акцентируют внимание на “Я ” каждого ребенка.

Забегая вперед, скажу, что дети при такой организации наших классных дел живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую немного эти пожелания и придаю им форму реального дела.

При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, так как сами же их и предложили. Я ничего насильно им не навязываю, каждое мое предложение обсуждается детьми, и, если они одобряют, я включаю его в свою программу.

Основные направления моей программы таковы:

Тема: “Я, моя семья, мои друзья ”.

Цели и направления работы.

Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.

Я – равноправный член семьи.

Чтобы помочь детям почувствовать роль личности в семье, изучаю ребят, особенности их характера, интересы, роль каждого ребенка в конкретной семье. В контакте с родителями веду целенаправленную деятельность по воспитанию у ребенка чувства самоуважения через его добрые дела и поступки. Родителям полезно обращать внимание ребенка на то, что он играет значимую роль в семье, им важно знать его мнение, дорога его помощь.

Моя семья – моя радость.

Ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия.

Мои родители – какими они были раньше? Как они поженились? Как они работают? Какую пользу приносит их работа обществу?

Кто мои бабушка и дедушка? Как они росли сами? Как они растили моих маму и папу? Где работали мои бабушка и дедушка? Что умеют делать мои бабушка и дедушка? Почему они слабы? Я – их помощник. Я учусь быть послушным и терпеливым.

Познакомимся с “волшебными ” словами. Когда и как ими пользоваться? Как вежливо вести себя в магазине, в транспорте? Как разговаривать по телефону? Как вести себя в гостях и принимать гостей? Как занять гостей?

Мои друзья.

Учимся взаимопониманию с одноклассниками (начинаю работу в этом направлении с организации дежурства в кассе).

Ориентировочные мероприятия.

1 класс.

  • Моя любимая мамочка (беседа).
  • Мамины руки не знают скуки (беседа).
  • Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).
  • Почему меня так назвали (рассказ детей).
  • Как я появился на свет (беседа).
  • Мои бабушка и дедушка (беседа).
  • Путешествие Незнайки в магазин (ролевая игра).
  • Данила – мастер (конкурс поделок из природного материала).

2 класс.

  • Где работают мои родители (беседа).
  • Что означает моя фамилия (беседа).
  • Как образовалась моя семья (беседа).
  • Работа и мои родители (рассказ детей).
  • Как росли мои бабушка дедушка (рассказ детей).
  • Почему я непослушен. Учимся вырабатывать характер (беседа).
  • У меня зазвонил телефон (ролевая игра).
  • Бабушкины секреты (копилка секретов).

3 класс.

  • Мой папа – мастер на все руки (беседа).
  • Для чего я рожден (диспут).
  • Как растили бабушка и дедушка моих маму и папу (рассказ детей).
  • Как работали мои бабушка и дедушка (рассказ детей).
  • Оч! – умелые ручки (мастерская Самоделкина).
  • Если вы вежливы (ролевая игра).
  • Мамы всякие нужны, мамы всякие важны (дискуссия).

4 класс.

  • Труд родителей вливается в труд моей Родины (диспут).
  • Я маме дорогой дам подарок трудовой (поделки к 8 Марта).
  • Что умеют бабушкины руки (рассказ детей).
  • Старость – это всегда слабость (диспут).
  • У кого будет мое отчество (беседа).
  • Я – будущая надежда семьи (диспут).

Тема: “Я, мы и природа ”.

Цели и направления работы.

Мое место в природном и социальном окружении. Содержание этого раздела направлено на становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Ведущая идея – неразрывная связь человека и природы.

Формирования представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Роль и место “Я ” в этой среде.

Обучение методами познания природы, восприятия окружающей среды посредством органов чувств.

Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Охрана окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место “Я” и “МЫ” в реализации этой задачи.

В работе с детьми и их родителями использую экскурсии, наблюдения, чтение детской литературы, конкурсы знатоков природы, викторины, утренники.

Ориентировочные мероприятия.

1 класс.

  • Не ломайте веточку (беседа).
  • Изготовление и развешивание кормушек для птиц (материал: пакеты, картон ).
  • Старичок – лесовичок (ролевая игра).
  • Вопросы деда Всеведа (конкурс загадок).
  • В царстве Снежной Королевы (выставка детского творчества).

2 класс.

  • Растения – составная часть природного окружения человека (беседа).
  • Операция “Росток” – выращивание и посадка отростков комнатных растений.
  • Наблюдаем за птичками (на кормушке за окном класса).
  • Экологическая сказка.
  • Внеклассное занятие “О воде живой и мертвой”.
  • Творческие композиции “Осень”, “Зимние забавы”, “Весна – красна”.
  • Мы водим хоровод (народные традиции).
  • Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок).

3 класс.

  • Не нарушайте тишину (беседа).
  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Вода – эликсир жизни (викторина).
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Водичка, водичка, умой мое личико (ролевая игра).
  • В лесу родилась елочка (дискуссия).
  • Мои друзья – животные (олимпиада)
  • Путешествие в страну чудес (охрана окружающей среды).
  • Мое место в природе. “Природа и я” (дискуссия).
  • Сказка под ногами – путешествие в парк. (Внеклассное занятие).

4 класс.

  • Костер – лесу враг (беседа).
  • Связь человека с природными сообществами (дискуссия).
  • День Земли (пресс-конференция).
  • Растения под охраной (конкурс тематических кроссвордов).
  • Конкурс тематических плакатов “Планета заболела”.
  • Игра “Поле чудес” (растения и животные нашего края).
  • Поберегите тишину (диспут).
  • Экскурсия в краеведческий музей.

Тема: “Мой край родной”.

Цели и направления работы.

Основные цели – расширить представления ребят о нашем городе, научить любить Старый Оскол как свою Родину.

Эстетическая выразительность городской среды: памятники, транспорт, магазины, культурно-просветительные учреждения.

Профессии людей, обеспечивающие функционирование городских систем.

Знакомство со страницами истории нашего города.

Я – своему городу. Научить быть приветливым старооскольцем.

Участвовать в благоустройстве своего города.

Ориентировочные мероприятия.

1 класс.

  • Экскурсия на почту.
  • Где сидит Айболит (беседа о скорой помощи).
  • Три чудесных цвета (ролевая игра по ПДД).
  • Кто двор убирает, как чистоту соблюдать (беседа).
  • Изучаем названия улиц и микрорайонов.
  • Операция “Чистюлька” (субботник по уборке класса).

2 класс.

  • Экскурсия в аптеку.
  • Знакомимся с рекой Осколец.
  • Почему так назвали – микрорайон Юность?
  • Волшебный жезл (ролевая игра по ПДД).
  • Экскурсия в художественный музей.
  • Операция “Кленовый лист”.
  • Конкурс рисунков “День Победы”.

3 класс.

  • Урок “День рождения Старого Оскола”.
  • Почему так названы микрорайоны: Звездный, Юность, Набережный (беседа).
  • Операция “Чистюлька” (генеральные уборки класса в конце четверти).
  • Посещение театра.
  • Посещение музыкального лектория.

4 класс.

  • Экскурсия в краеведческий музей “Природа нашего края”.
  • В честь кого названы улицы нашего города (беседа).
  • Кто ночью не спит (дискуссия).
  • У меня зазвонил телефон (беседа о работе АТС).
  • Знакомимся с рекой Оскол.
  • Экскурсия в ДХШ (выставка работ местных художников).
  • Посещение театра.

Тема: “Воспитание здорового образа жизни ”.

Цели и направления работы.

Физическое, духовное и психическое здоровье – факторы, определяющие здоровье человека.

Основная задача – воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.

Отдых, среда природного окружения: игры, спорт, труд, познавательная деятельность.

Забота об окружающей среде и здоровье; соблюдение режима дня.

Соблюдение гигиенических норм и культуры быта.

Ориентировочные мероприятия.

1 класс.

  • Веселые старты (спортивные соревнования).
  • Твой режим дня (беседа).
  • В гостях у Чистюли (инсценированная викторина).
  • Праздник масленицы.
  • Ошибки Федоры Егоровны (ролевая игра).
  • День здоровья (спортивные соревнования).

2 класс.

  • Шустрики и Мямлики (спортивные соревнования).
  • Сто одежек – все без застежек (внеклассное занятие).
  • Веселые приключения зубной щетки (внеклассное занятие).
  • Как Егорка ехал с горки (соревнования).
  • Конкурс красоты (осанка, походка).
  • В гостях у Мойдодыра (ролевая игра).

3 класс.

  • Тяни-толкай (спортивные соревнования).
  • Как отдыхать летом на природе (беседа).
  • Делу – время, потехе – час (праздник).
  • Веселые приключения Стообеда (внеклассное занятие).
  • Конкурс “Слава богатырская”.
  • Эстафета ловких (спортивные соревнования).
  • Путешествие Незнайки в Мойдодырию (викторина).

4 класс.

  • Делай, как я, делай, как мы, делай лучше нас (спортивные соревнования).
  • Эстафета ловких.
  • Операция “Здоровье” (проверка выполнения режима дня).
  • Кочки и пенечки (спортивные соревнования).
  • Конкурс красоты.
  • Рыцарский турнир.
  • Конкурс рисунков на асфальте “Солнечный круг, небо вокруг”.