Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас воспитательную деятельность.
Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.
Принимая первый класс, я в течение года внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие три года. Таким образом, с самого начала я твердо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.
Для себя я составляю ориентировочную программу всей воспитательной деятельности на весь выпуск. Анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала самым важным в своей работе – воспитание доброты у детей. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.
Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Размышляя над методами воспитания, я поняла, что общая программа, одна на всех, на сегодняшний день не годится. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Поэтому я составила ориентировочные направления своей работы, с помощью которых буду идти к намеченной цели. Все эти направления акцентируют внимание на “Я ” каждого ребенка.
Забегая вперед, скажу, что дети при такой организации наших классных дел живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую немного эти пожелания и придаю им форму реального дела.
При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, так как сами же их и предложили. Я ничего насильно им не навязываю, каждое мое предложение обсуждается детьми, и, если они одобряют, я включаю его в свою программу.
Основные направления моей программы таковы:
Тема: “Я, моя семья, мои друзья ”.
Цели и направления работы.
Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.
Я – равноправный член семьи.
Чтобы помочь детям почувствовать роль личности в семье, изучаю ребят, особенности их характера, интересы, роль каждого ребенка в конкретной семье. В контакте с родителями веду целенаправленную деятельность по воспитанию у ребенка чувства самоуважения через его добрые дела и поступки. Родителям полезно обращать внимание ребенка на то, что он играет значимую роль в семье, им важно знать его мнение, дорога его помощь.
Моя семья – моя радость.
Ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия.
Мои родители – какими они были раньше? Как они поженились? Как они работают? Какую пользу приносит их работа обществу?
Кто мои бабушка и дедушка? Как они росли сами? Как они растили моих маму и папу? Где работали мои бабушка и дедушка? Что умеют делать мои бабушка и дедушка? Почему они слабы? Я – их помощник. Я учусь быть послушным и терпеливым.
Познакомимся с “волшебными ” словами. Когда и как ими пользоваться? Как вежливо вести себя в магазине, в транспорте? Как разговаривать по телефону? Как вести себя в гостях и принимать гостей? Как занять гостей?
Мои друзья.
Учимся взаимопониманию с одноклассниками (начинаю работу в этом направлении с организации дежурства в кассе).
Ориентировочные мероприятия.
1 класс.
- Моя любимая мамочка (беседа).
- Мамины руки не знают скуки (беседа).
- Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).
- Почему меня так назвали (рассказ детей).
- Как я появился на свет (беседа).
- Мои бабушка и дедушка (беседа).
- Путешествие Незнайки в магазин (ролевая игра).
- Данила – мастер (конкурс поделок из природного материала).
2 класс.
- Где работают мои родители (беседа).
- Что означает моя фамилия (беседа).
- Как образовалась моя семья (беседа).
- Работа и мои родители (рассказ детей).
- Как росли мои бабушка дедушка (рассказ детей).
- Почему я непослушен. Учимся вырабатывать характер (беседа).
- У меня зазвонил телефон (ролевая игра).
- Бабушкины секреты (копилка секретов).
3 класс.
- Мой папа – мастер на все руки (беседа).
- Для чего я рожден (диспут).
- Как растили бабушка и дедушка моих маму и папу (рассказ детей).
- Как работали мои бабушка и дедушка (рассказ детей).
- Оч! – умелые ручки (мастерская Самоделкина).
- Если вы вежливы (ролевая игра).
- Мамы всякие нужны, мамы всякие важны (дискуссия).
4 класс.
- Труд родителей вливается в труд моей Родины (диспут).
- Я маме дорогой дам подарок трудовой (поделки к 8 Марта).
- Что умеют бабушкины руки (рассказ детей).
- Старость – это всегда слабость (диспут).
- У кого будет мое отчество (беседа).
- Я – будущая надежда семьи (диспут).
Тема: “Я, мы и природа ”.
Цели и направления работы.
Мое место в природном и социальном окружении. Содержание этого раздела направлено на становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.
Ведущая идея – неразрывная связь человека и природы.
Формирования представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Роль и место “Я ” в этой среде.
Обучение методами познания природы, восприятия окружающей среды посредством органов чувств.
Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Охрана окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место “Я” и “МЫ” в реализации этой задачи.
В работе с детьми и их родителями использую экскурсии, наблюдения, чтение детской литературы, конкурсы знатоков природы, викторины, утренники.
Ориентировочные мероприятия.
1 класс.
- Не ломайте веточку (беседа).
- Изготовление и развешивание кормушек для птиц (материал: пакеты, картон ).
- Старичок – лесовичок (ролевая игра).
- Вопросы деда Всеведа (конкурс загадок).
- В царстве Снежной Королевы (выставка детского творчества).
2 класс.
- Растения – составная часть природного окружения человека (беседа).
- Операция “Росток” – выращивание и посадка отростков комнатных растений.
- Наблюдаем за птичками (на кормушке за окном класса).
- Экологическая сказка.
- Внеклассное занятие “О воде живой и мертвой”.
- Творческие композиции “Осень”, “Зимние забавы”, “Весна – красна”.
- Мы водим хоровод (народные традиции).
- Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок).
3 класс.
- Не нарушайте тишину (беседа).
- Изготовление кормушек для птиц.
- Вода – эликсир жизни (викторина).
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Водичка, водичка, умой мое личико (ролевая игра).
- В лесу родилась елочка (дискуссия).
- Мои друзья – животные (олимпиада)
- Путешествие в страну чудес (охрана окружающей среды).
- Мое место в природе. “Природа и я” (дискуссия).
- Сказка под ногами – путешествие в парк. (Внеклассное занятие).
4 класс.
- Костер – лесу враг (беседа).
- Связь человека с природными сообществами (дискуссия).
- День Земли (пресс-конференция).
- Растения под охраной (конкурс тематических кроссвордов).
- Конкурс тематических плакатов “Планета заболела”.
- Игра “Поле чудес” (растения и животные нашего края).
- Поберегите тишину (диспут).
- Экскурсия в краеведческий музей.
Тема: “Мой край родной”.
Цели и направления работы.
Основные цели – расширить представления ребят о нашем городе, научить любить Старый Оскол как свою Родину.
Эстетическая выразительность городской среды: памятники, транспорт, магазины, культурно-просветительные учреждения.
Профессии людей, обеспечивающие функционирование городских систем.
Знакомство со страницами истории нашего города.
Я – своему городу. Научить быть приветливым старооскольцем.
Участвовать в благоустройстве своего города.
Ориентировочные мероприятия.
1 класс.
- Экскурсия на почту.
- Где сидит Айболит (беседа о скорой помощи).
- Три чудесных цвета (ролевая игра по ПДД).
- Кто двор убирает, как чистоту соблюдать (беседа).
- Изучаем названия улиц и микрорайонов.
- Операция “Чистюлька” (субботник по уборке класса).
2 класс.
- Экскурсия в аптеку.
- Знакомимся с рекой Осколец.
- Почему так назвали – микрорайон Юность?
- Волшебный жезл (ролевая игра по ПДД).
- Экскурсия в художественный музей.
- Операция “Кленовый лист”.
- Конкурс рисунков “День Победы”.
3 класс.
- Урок “День рождения Старого Оскола”.
- Почему так названы микрорайоны: Звездный, Юность, Набережный (беседа).
- Операция “Чистюлька” (генеральные уборки класса в конце четверти).
- Посещение театра.
- Посещение музыкального лектория.
4 класс.
- Экскурсия в краеведческий музей “Природа нашего края”.
- В честь кого названы улицы нашего города (беседа).
- Кто ночью не спит (дискуссия).
- У меня зазвонил телефон (беседа о работе АТС).
- Знакомимся с рекой Оскол.
- Экскурсия в ДХШ (выставка работ местных художников).
- Посещение театра.
Тема: “Воспитание здорового образа жизни ”.
Цели и направления работы.
Физическое, духовное и психическое здоровье – факторы, определяющие здоровье человека.
Основная задача – воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.
Отдых, среда природного окружения: игры, спорт, труд, познавательная деятельность.
Забота об окружающей среде и здоровье; соблюдение режима дня.
Соблюдение гигиенических норм и культуры быта.
Ориентировочные мероприятия.
1 класс.
- Веселые старты (спортивные соревнования).
- Твой режим дня (беседа).
- В гостях у Чистюли (инсценированная викторина).
- Праздник масленицы.
- Ошибки Федоры Егоровны (ролевая игра).
- День здоровья (спортивные соревнования).
2 класс.
- Шустрики и Мямлики (спортивные соревнования).
- Сто одежек – все без застежек (внеклассное занятие).
- Веселые приключения зубной щетки (внеклассное занятие).
- Как Егорка ехал с горки (соревнования).
- Конкурс красоты (осанка, походка).
- В гостях у Мойдодыра (ролевая игра).
3 класс.
- Тяни-толкай (спортивные соревнования).
- Как отдыхать летом на природе (беседа).
- Делу – время, потехе – час (праздник).
- Веселые приключения Стообеда (внеклассное занятие).
- Конкурс “Слава богатырская”.
- Эстафета ловких (спортивные соревнования).
- Путешествие Незнайки в Мойдодырию (викторина).
4 класс.
- Делай, как я, делай, как мы, делай лучше нас (спортивные соревнования).
- Эстафета ловких.
- Операция “Здоровье” (проверка выполнения режима дня).
- Кочки и пенечки (спортивные соревнования).
- Конкурс красоты.
- Рыцарский турнир.
- Конкурс рисунков на асфальте “Солнечный круг, небо вокруг”.