Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одну из них, поистине благородную и человечную, давно нам знакомую, но так и не претворенную в жизнь – всестороннее и гармоническое развитие личности, – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Однако опыт работы, например, В.А. Сухомлинского, позволяет утверждать, что были, да и сейчас есть, педагоги и ученые, которые работают, занимаются исследованиями, беря за основу в своих изысканиях именно эту проблему, пытаясь своими новшествами помочь решению задачи о целостном, гармоничном, всестороннем развитии ребенка.
И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.
Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.
Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению, программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.
Таким образом, литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно-художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т.е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика.
Нижеописанный урок посвящен анализу рассказа Н.Н. Носова “Огурцы”. Урок проводился мною в третьем классе Кыргыдайской средней школы. На уроке использованы методы коллективного способа обучения: поабзацная проработка текста по методике Ривина, вопросники.
Тема урока: Береги честь смолоду. Рассказ Н.Н. Носова “Огурцы”.
Цели урока:
- Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования творческого пересказа.
- Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.
- Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения.
- Воспитание у младших школьников любви к своему родному краю, уважения к труду людей, ответственности за свои поступки.
Оборудование: тетради для уроков чтения, маршрутные листы, иллюстрация к рассказу “Огурцы”, книги Н.Н. Носова.
План урока:
- Организационная часть.
- Пятиминутное чтение.
- Сообщение целей и задач урока.
- Проверка домашнего задания.
- Беседа.
- Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.
- Чтение учителем начала рассказа.
- Чтение продолжения рассказа учащимися.
- Обсуждение. Работа по вопросникам.
- Поабзацная проработка текста учащимися.
- Домашнее задание.
- Обобщение урока.
Описание урока.
Организационная часть урока
Пятиминутное чтение. Это упражнение включает в себя чтение художественных книг в режиме жужжащего чтения. Применение этого метода способствует развитию техники чтения.
Сообщение целей урока
На уроке проводится проверка домашнего задания по составлению концовки к рассказу Е.И. Пермяка “Самое страшное”, знакомство с творчеством детского писателя Н.Н. Носова, чтение его рассказа “Огурцы”.
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке было дано задание придумать концовку к рассказу Е.И. Пермяка “Самое страшное”. (В этом рассказе речь идет о мальчике Вове, который своим поведением обидел всех). Рассказывание или чтение учащимися своих вариантов. Выявление самых лучших работ. Сделать вывод.
Далее приводим один пример домашнего задания.
Когда Вове стало одиноко, он пошел в сарай, сел и стал думать. “Почему все отвернулись от меня? Что плохого я сделал?” – думал он. И вспомнил, что он всем и всегда делал только плохо. Ему стало очень стыдно, и он заплакал. Услышав его плач, из дома пришла бабушка. Она ласково обняла внука и сказала: “Ну, вот Вова, хорошо, что ты осознал свою ошибку. Теперь утри слезы и давай с сегодняшнего дня начинай новую жизнь”. Вова вытер слезы, поцеловал бабушку и сказал: “Спасибо тебе, бабушка. Начиная с сегодняшнего дня и всегда, я буду вести себя хорошо, у всех попрошу прощения за все плохое, что я им сделал”.
Прошло много лет. Мальчик Вова вырос и стал учителем. И он всегда и всем говорил: “Никому не делай плохо, и тебе никогда не станет одиноко”.
Беседа о том, как учащиеся понимают смысл пословицы “Береги платье снову, а честь смолоду”.
Краткое сообщение учителя о творчестве Н.Н. Носова, выставка его книг. Сообщение названия рассказа “Огурцы”.
Чтение учителем начала рассказа. Дается задание внимательно прослушать начало рассказа, чтобы при самостоятельном чтении продолжения рассказа, они смогли увязать дальнейшее развитие сюжета.
Чтение самих учащихся. Акцент делается не на беглость чтения, а на понимание.
Обсуждение. Работа по вопросникам. Составление вопросов к тексту и ответы на них. Работа ведется в парах сменного состава. Если учащиеся затрудняются учителю необходимо самому задавать вопросы по тексту. (Заранее подготовленные). Далее приводится вариант вопросника.
- Кто написал рассказ “Огурцы”?
- О ком рассказывается в произведении?
- Что сделали мальчики? Хорошо ли они поступили?
- Кто из мальчиков тебе больше понравился? Почему?
Поабзацная проработка текста. Учащиеся делят текст на части и по ним прорабатывают его в парах сменного состава. Далее приводится алгоритм работы по методике Ривина. Этот алгоритм разработан специально для учащихся национальных школ, так как русский язык является не родным языком.
- Раздели свой текст на абзацы (части). Каждый абзац (часть) может содержать не более 6 строк.
- Внимательно прочитай про себя I абзац и перескажи себе его содержание.
- Прочитай своему напарнику I абзац и перескажи ему содержание I абзаца.
- Послушай ответ напарника.
- Смени напарника. Расскажи новому напарнику I абзац и послушай его рассказ.
- Прочитай II абзац и перескажи себе содержание этого абзаца.
- Прочитай второму напарнику II абзац и перескажи ему содержание I и II абзацев.
- Смени напарника. Третьему напарнику расскажи содержание I и II абзацев и послушай его рассказ.
- Прочитай III абзац и перескажи себе содержание этого абзаца.
- Прочитай третьему напарнику III абзац и перескажи содержание I; II и III абзацев.
- Послушай ответ третьего напарника.
- Продолжай работу, пока не закончишь проработку текста.
- Если закончишь проработку текста, расскажи одному товарищу. Если ты уверен в своем хорошем ответе, расскажи учителю.
Домашнее задание. Придумать начало к рассказу. Можно воспользоваться наводящим вопросом:
- Как ты думаешь, что могло предшествовать тому одному разу, когда Павлик взял с собой Костю на рыбалку?
Обобщение. О чем и о ком вы узнали на этом уроке? Как понравился вам урок? Чем мы занимались на уроке? и т.д.