Формирование системы дополнительного образования в профессиональном лицее

Разделы: Администрирование школы


Подготовка специалистов в современных условиях предполагает изменение требований к конечному результату образовательного процесса. Программы обучения, основанные на государственных стандартах, включают в себя профессиональные навыки, соответствующие специалисту второго или третьего разрядов. Иногда этого уровня достаточно для трудоустройства и адаптации на работе, но чаще всего работодатели предъявляют более высокие требования соответствующие пятому, шестому разряду. Например, при выполнении отделочных работ в помещениях специалисты должны не только выполнить непосредственные работы, но и предусмотреть как те или иные виды отделки будут сочетаться с предполагаемым интерьером помещения, с родом его использования, будет ли данное помещение использоваться под офис или это будет жилое помещение и т.д. При выполнении внешних отделочных работ специалисты также должны знать, каким образом фасад здания будет сочетаться с окружающим ландшафтом. ЗУНы, полученные при обучении по профессии “Мастер отделочных строительных работ”, не предполагают получения данных знаний и умений.

Подобные проблемы существуют практически по всем профессиям, подготавливаемым в нашем лицее. С переходом к рыночной экономике появились три группы интересов по отношению к профессиональному образованию – интересы личности, работодателя и государства. Для того, чтобы удовлетворить интересы работодателя, необходимо пересмотреть содержание образовательных программ. Работа в этом направлении усложняется еще и тем, что, к сожалению, в настоящее время квалификационные характеристики по ряду профессий либо отсутствуют, либо безнадежно устарели. Т.е. профессиональным лицеям наряду с пересмотром содержания образования необходимо еще и самостоятельно проводить исследования по выявлению необходимых навыков для пятого, шестого разрядов.

Кроме того, для улучшения качества обучения необходимо учитывать специфику развития экономики региона и спроса регионального рынка труда.

С другой стороны, нельзя забывать о потребностях самой личности при получении образования. Мы сталкиваемся с тем, что необходимо оценивать не только интеллектуальные, но и эмпатические способности личности, т.е. умение выстраивать отношения с людьми на основе получаемых знаний. Именно такой подход позволяет разработать индивидуальную стратегию развития и рекомендовать каждому учащемуся наиболее подходящую сферу деятельности.

Еще одна особенность современного образования заключается в том, что оно становится перманентным и осуществляется в процессе всей жизни, не ограничиваясь возрастными рамками, которые раньше отводились государством для социализации. Следовательно, меняется и основная задача образования – это не сообщение нормативных знаний, а ориентация в предметных областях знаний – чтобы человек мог быстро перестроить систему полученных им знаний в соответствии с изменением деятельности, которой в данный момент он занимается. В результате, с одной стороны, образовательные системы приобретают мобильный и толерантный характер, а с другой стороны меняется социокультурная модель возраста, в силу чего образование начинает ориентироваться на андрогорику - педагогику взрослых, которая в свою очередь, исходит из положения, что в процессе обучения и социализации колоссальное значение имеет избирательность работы с информацией, учет личностных интересов, независимо от возраста. Другими словами мы должны научить человека учиться. Когда двенадцатилетнего Микеланджело привели к знаменитому мастеру для обучения, на его вопрос, что он, Микеланджело, умеет рисовать, мальчик ответил: “Я еще ничего не могу, зато я умею учиться”. К сожалению, многие люди, возраст которых давно превышает юношеский, умением учиться похвастаться не могут.

Т.к. классическая система образования в нашей стране достаточно инерциальная перед профессиональными лицеями встает вопрос создания мобильных, легко реагирующих на быстрые изменения требований времени к выпускникам, структур.

В профессиональном лицее №17 г. Иркутска уже созданы и продуктивно работают следующие структурные подразделения:

  • учебно-деловой центр, кадровое агентство “Специалист”
  • ремонтно-строителный участок
  • учебно-производствееное предприятие (столярный цех)
  • туристская фирма “БайкалЛицТур”
  • рекламное агентство “Специалист”
  • учебно-информационный центр
  • салон красоты “Соната”
  • парикмахерская “Соната”
  • учебно-производственные мастерские (штукатурный цех, сварочный цех, каменный цех, столярный цех, цех по работе с материалами КНАУФ, парикмахерская, проектная мастерская).

Все эти структурные подразделения, работая в режиме, как учебных мастерских, так и реально действующих предприятий помогают вносить своевременные коррективы в содержание образовательных программ по профессиям, подготавливаемым в лицее. Кроме того, они дают возможность нашим учащимся, независимо от их возраста, осваивать различные социальные роли, владение которыми помогает им в профессиональной деятельности.

Остановлюсь более подробно на работе УДЦ, КА “Специалист” созданном в 1997 году. В самом начале своей деятельности мы занимались разовыми подготовками взрослого населения, ориентируясь только на спрос самого населения. Это были в основном курсы ПК, предприниматель малого бизнеса, курсы иностранного языка. В процессе работы пришло понимание, что этого не достаточно, что необходима совместная работа с социальными партнерами. Мы вышли на сотрудничество с работодателями (ЗАО “Иркутскпромстрой”, ЗАО “Иркутскжилстрой”, ЗАО “ГипродорНИИ”, “АгродорСпецстрой”, “Мостострой”, частными предпринимателями), Департаментом Федеральной Государственной Службы Занятости населения Иркутской области, Центром занятости населения г. Иркутска, Ремесленной палатой Иркутской области и др.

Работа стала вестись уже с учетом требований работодателей, которые были выявлены при проведении анкетирования (Приложение №1). Проводились целевые наборы, например на курсы “Каменщиков” для ЗАО “ГипродорНИИ” (2000-2001 уч.год), “Электрогазосварщиков” для “Мостостроя”, “АгродорСпецстроя” (2000-2001, 2001-2002 уч.год). Представители фирм участвовали как при приеме на курсы слушателей, так и при их аттестации, практику слушатели проходили на рабочих объектах непосредственно под руководством наставников из числа работников предприятия. Очень интересный опыт работы был по повышению квалификации и переподготовке кадров ЗАО “Иркутскпромстрой”. В целом на этих курсам повысили квалификацию 147 человек данного предприятия. Представители работодателей принимали участие на протяжении всего курса подготовки и переподготовки слушателей с ними были согласованны программы, по которым велось обучение.

Наряду с сотрудничеством непосредственно с работодателями мы работаем с ЦЗН г. Иркутска и Иркутской области, участвуем в программах проводимых ЦЗН:

  1. Конкурсы образовательных учреждений по профессиональной подготовке и переподготовке безработного населения.
  2. Ярмарки вакансий
  3. Профессиональная подготовка, переподготовка, организация стажировок для безработных граждан с последующим трудоустройством.
  4. Работа в рамках целевых программ ЦЗН (трудоустройство молодых специалистов, трудоустройство подростков на летний период, молодежная практика) и др.

Совместно с Ремесленной палатой Иркутской области мы проводили мастер классы для парикмахеров. Принимали участие в выставках “Весна 2003”, “Весна 2004”, что дало нам большой опыт работы с социальными партнерами.

В настоящее время мы имеем возможность проводить профессиональное обучение и дополнительное обучение по 31 направлению.

Кроме работы с взрослым населением мы оказываем дополнительные образовательные услуги учащимся лицея. По каждой профессии это определенный блок дополнительных услуг, который формируется на основании исследований, проводимых лицеем. Например, для обучающихся по профессии:

  • “Реставратор строительный” - рисунок и живопись, компьютерная графика, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, современные технологии в строительстве
  • “Администратор, Туризм” - имиджеология и самоменеджмент, транспортные перевозки, деловой английский (немецкий) язык, стратегический менеджмент, рекреационные ресурсы Байкальского региона.
  • “Парикмахер” – декоративная косметика и основы визажа, маникюр, пользователь ПК (специализированная программа по подбору прически и макияжа)
  • “Мастер отделочных строительных работ” – дизайнер отделочник, современные технологии в строительстве (в том числе и работа с материалами КНАУФ)
  • и др.

У нас есть опыт работы с зарубежными партнерами. Например, заключен договор с НОУ “Корпорация ИнтерОбразование” по подготовке парикмахеров с использованием педагогических материалов, разработанных испанскими академиями “San Valero” и “Ladi Anne” на основе передовых международных технологий. Преподаватели прошли стажировку и осуществляют учебный процесс под контролем представителей Академии SAN VALERO. При успешном окончании обучения выпускники получают Диплом, который, на основании статьи №6 Директивы 199/42/CE Европейского Парламента и Европейского Совета от 07.07.1999 года, дает право на осуществление профессиональной деятельности на территории стран Евросоюза.

Все образовательные услуги, оказываемые лицеем, направлены на то, чтобы наши учащиеся имели возможность получить дополнительные профессиональные знания, умения и навыки как в профессиональной подготовке, так и по дополнительным программам, которые помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Вся эта работа направлена на возможность быстрой корректировки содержательной части образовательных программ. Кроме, этого, как уже говорилось ранее, нам необходимо научить учащихся учиться, не зависимо от их возраста. По окончании обучения в профессиональном лицее у молодых людей очень часто проявляется юношеский максимализм. Всего хочется сразу: хорошей работы, высокой заработной платы, уважения и самоуважения в обществе. Следствием этого могу быть конфликты на работе и в семье, стрессы несбывшихся надежд и как следствие - опасность поиска релаксирующих средств в алкоголе, наркотиках и т.д. Для того чтобы, предотвратить подобные разочарования в будущем, показать, что тяжелые ситуации случаются не только с ними и показать пути преодоления этих трудностей во всех группах, не зависимо от получаемой профессии, введен предмет “Планирование карьеры”, который преподают педагоги-психологи. В рамках данного предмета идет восполнение, в том числе, дефицита знаний из “жизненного опыта” (например, технология поиска работы, составление грамотного резюме, как вести себя при собеседовании с работодателем и др.) ведется работа, которая поможет будущему специалисту в самопознании, рефлексии.

Учащиеся профессионального лицея уже определились с выбором профессии и очень важно помочь учащимся определить свой жизненный потенциал, раскрытие которого может происходить путем самообразования. Активизация мыслительного процесса будущего специалиста в данном направлении поможет подготовить его к неизбежности повышения квалификации, постоянного овладения современными производственными технологиями в рамках профессии, за ее пределами, инициативы в получении образования на протяжении всей жизни.

Преодоление этой проблемы, возможно несколькими путями, например, попытаться сформировать поисковые комбинаторные парадигмы, позволяющие человеку ориентироваться не на установочные знания, а на способы обращения к этим знаниям. Один из путей в достижении этой цели внедрение в образовательные программы ключевых компетенций. Принимая участие в работе международного Российско–Шотландского проекта по теме: “Ключевые компетенции в подготовке кадров” (2000-2004г.г.), были выявлены наиболее значимые ключевые компетенции, необходимые человеку не зависимо от того, кем он работает и чем занимается:

  • умение общаться
  • умение решать проблемы
  • умение работать с другими
  • владение информационными технологиями
  • самоуправление.

Обучение данным компетенциям, в том числе и через дополнительное образование, создает условия для эффективного становления личности, что позволяет, облегчить процесс вхождения в социум и современный рынок труда. В лицее успешно ведется на протяжении последних двух лет модуль “общение и сотрудничество” в группах: ПУ-02-339, АТ-03-332. Учащиеся поделены, на основании психологического тестирования, на подгруппы, одна из которых занимается по модулю “общение”, другая по модулю “сотрудничество”.

Модуль “общение” направлен на овладение учащимися навыков межличностного взаимодействия, как в устной, так и в письменной форме, реализация программы идет в форме занятий тренингов. Достижение поставленной цели предполагает решение задач по развитию умственных навыков по следующим способам общения:

  • понимание информации представленной в письменной форме
  • представление информации в письменной форме
  • понимание информации выраженной в устной форме
  • передача информации в устной форме с ответами на относящиеся к ним вопросы.

Модуль “сотрудничество” направлен на отработку навыков и умений по планированию работы и эффективной работы при выполнении группового задания. Результатом данного обучения является умение:

  • составить план действий в сотрудничестве с другими
  • выполнение деятельности в соответствии с планом в сотрудничестве с другими
  • проанализировать деятельность и личный вклад в работу группы.

После окончания данных модулей получены отклики учащихся, которые подтверждают, что знания и навыки, приобретенные в процессе изучения данных модулей, помогли им при прохождении производственной практики на предприятиях. Т.е. они облегчают учащимся адаптацию в новых для них условиях.

Во многом наша работа и задачи, которые мы перед собой ставим, совпадает с направлениями деятельности в международном Российско-Британском проекте “Система непрерывного образования на базе учреждений профессионального образования”, в работе которого мы являемся пилотной площадкой. На 2004-2005г.г. выработаны мероприятия по развитию непрерывного профессионального образования в рамках международного проекта. Целями этих мероприятий являются:

  • повышение роли работодателей в определении содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования.
  • развитие механизма взаимодействия учебных заведений НПО Иркутской области с региональными работодателями.
  • формирование условий для развития форм непрерывного образования в учебных заведениях системы НПО Иркутской области.

Весь опыт работы лицея говорит о том, что необходимо продолжать вести педагогический мониторинг. Когда мы рассматриваем вопрос педагогического мониторинга, как правило, за основу своих исследований мы берем исследования, связанные с учащимися, и делаем диагностику, основываясь на том, что изучаем все виды деятельности учащихся (данные методики отработаны поэтому не буду на них останавливаться). Необходимо помнить, что качество образовательных услуг складывается из:

  • качества человека
  • качество содержания образования
  • качество образовательных технологий

По поводу качества человека и качество содержания образования уже говорилось ранее, а вот качество образовательных технологий мы можем оценить только изучая и прогнозируя деятельность самих преподавателей и мастеров п/о. Например, анализ количества учащихся занимающихся на “4” и “5” по предметам дополнительного образования в одной группе на примере 1-го полугодия 2003-2004 уч. года:

наглядно показывает, что % количества учащихся, занимающихся на “4” и “5” у разных преподавателей сильно отличается. Получив такую картину, администрация лицея корректирует свою работу по изучению причин низких показателей и их устранению. Т.е. как и в случае с учащимися, строится индивидуальная программа работы с преподавателем, которая включает в себя оказание методической помощи преподавателю, в случае необходимости направление его на курсы повышения квалификации либо делается вывод о целесообразности привлечения данного преподавателя для дальнейшей работы.

Вся работа лицея направлена на то, чтобы выпускники - как лицеисты, так и взрослое население, были востребованы на рынке труда и безболезненно входили в социум. Для дальнейшего развития работы в лицее по формированию дополнительного образования в 2003-2004 уч. году создана служба маркетинга. Деятельность этой службы организована по следующим направлениям:

  1. Изучение тенденций развития рынка труда.
  2. Изучение конкуренции на рынке образовательных услуг.
  3. Повышение конкурентоспособности образовательных программ и услуг, предоставляемых лицеем.
  4. Организация системы мероприятий по продвижению услуг лицея, для привлечения потенциальных потребителей.
  5. Организация управления лицея для максимального удовлетворения запросов потребителя.

Т.е. мы пришли к тому, что необходимо организовывать работу по профессиональному образованию, в том числе и дополнительному на трехуровневой основе - это “лицей – обучающийся – социальные партнеры (предприятие)”.

А данная работа невозможна без серьезных исследований как на рынке образовательных программ, так и на рынке труда, которой и занимается служба маркетинга лицея с привлечением всех необходимых специалистов.

Проведя анализ работы УДЦ, КА “Специалист” за последнее 3 года:

Количество учащихся получивших дополнительные образовательные услуги:

Количество граждан, подготовленных, переподготовленных, повысивших квалификацию

2002

2003

2004

-         по договору со службой занятости;

46

94

28

-         по договору с предприятиями;

6

36

28

-         за счет собственных средств граждан;

129

59

58

-         количество учащихся лицея получивших дополнительные образовательные услуги

457

953

933

ВСЕГО:

638

1142

1047

можно сделать вывод: с увеличением числа учащихся лицея, получающих дополнительные образовательные услуги, уменьшается количество учащихся из числа взрослого населения. Т.е. необходимо пересмотреть организацию работы по оказанию дополнительных образовательных услуг в целом.

Администрацией лицея сделан вывод о необходимости создания Центра дополнительного профессионального образования, работа которого будет строиться на основе накопленного опыта работы.

Центр дополнительного профессионального образования (далее ЦДПО) будет объединять работу всех структурных подразделений лицея по оказанию ДПО. ЦДПО создан в январе 2005 года, управление ЦДПО осуществляется руководителем, который подчиняется непосредственно директору лицея и Совету лицея. При ЦДПО создается Координационный совет, который будет осуществлять работу по координации деятельности ЦДПО и определению стратегии деятельности центра. Координационный совет непосредственно подчиняется Совету лицея. В состав Координационного совета входят: директор лицея, руководитель ЦДПО, руководитель УДЦ, КА “Специалист”, заместители директора и председатели методических объединений лицея (профессиональных циклов). При необходимости в качестве консультантов или экспертов привлекаются работники лицея или независимые специалисты. ЦДПО и Координационный совет работают на основании Устава лицея и положения о ЦДПО и Координационном совете.

Исходя из опыта работы лицея, ЦДПО имеет свое штатное расписание, свою материальную базу для проведения занятий и работает в тесном сотрудничестве со всеми структурными подразделениями лицея.

Кроме работы по оказанию образовательных услуг в функции ЦДПО также входит исследовательская работа по следующим направлениям:

  • определение перечня профессий и дополнительного образования, востребованных на местном рынке труда
  • отработка содержания образования (с точки зрения работодателей)
  • создание материальной базы для проведения ДПО
  • научное и учебно-методическое обеспечение работы ЦДПО
  • создание банка данных педагогических кадров привлекаемых для работы в ЦДПО
  • повышение квалификации педагогических кадров привлекаемых для работы в ЦДПО.

Создание Центра дополнительного профессионального образования позволяет продолжать работу по оказанию образовательных услуг на более высоком профессиональном уровне и формированию системы дополнительного профессионального образования на базе ГОУ НПО Профессионального лицея №17 г. Иркутска.