ЦЕЛИ:
- Развитие умения правильно, последовательно излагать свои мысли, включая элементы описания, уметь при этом оформлять их письменно, развитие способности точного употребления слов в устной и письменной речи.
- Формирование умения применять правила проверки безударных гласных в корне, правильно употреблять в речи имя существительное в разных падежных формах и соответственно писать нужное окончание.
- Побуждать интерес к написанию текста. Воспитывать творческую активность, доброе и бережное отношение ко всему живому?
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
На уроках природоведения изучили тему “Животные и птицы леса” (много говорили о жизни снегирей).
ИЗО “Зимние гости” (изображали снегиря).
На уроках развития речи сочиняли стихотворения про зиму, про птицу, про перелётных зимних гостей.
Экскурсии (непосредственные наблюдения за снегирями).
ОБОРУДОВАНИЕ:
- рисунки детей (снегири);
- грам.запись (медленная музыка);
- орфографические словари (у детей, у учителя);
- опорные таблицы с падежными окончаниями;
- опорные слова; на доске словосочетания с пропущенными орфограммами;
- на доске план сочинения.
1. Оргмомент.
Настроить детей.
- Сегодня у нас творческая работа, будем учиться
писать сочинение
повествовательного характера с элементами
описания.
2. А тему сочинения поможете определить мне вы; отгадав загадку.
Пусть я птичка-невеличка.
У меня друзья; привычка.
Как начнутся холода.
Прямо с севера сюда.
- О ком идет речь?
Записываем тему “Встреча со снегирем”.
3. Беседа
- Какое время года наступило?
- Кто скажет по-другому?
- Как еще можно сказать о зиме?
(Пришла, наступила, явилась, на пороге зима, красавица, волшебница, матушка, зимушка…)
- Как выглядит земля с приходом зимы?
(Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным покрывалом)
- Как изменились деревья, с наступлением зимы?
(Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).
- Какие еще изменения происходят в это время года?
(Крепчает мороз, прилетает перелетные птицы)
Вспомните отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Все, о чем мы сейчас сказали, будет 1 частью сочинения.
Как можно озаглавить эту часть?
Iч. На пороге зима.
- А кто кроме людей не очень рад проказам матушки зимы? (Птицы).
- В какое время года прилетают Снегири?
(В холодное, суровое)
- Откуда они прилетают?
(Их родина - север).
- Где вы встречались с этими вестниками зимы?
(В парке, на деревьях, около дома, на тропинке, в снегу и т.д.)
- Что можно сказать о головке?
(Чёрная)
- О крыльях и хвосте?
(Темные)
- О спинке?
(Голубовато-серая)
- Каков клюв у снегиря?
(Короткий, толстый, черного цвета)
- Что бросается в глаза у этих перелетных гостей?
(Грудка? брюшко)
- Как оно выглядит?
- Подберите синонимы.
(Красного цвета, алая как заря; ярко-красная)
- С чем можно сравнить? перепутать снегиря?
(Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины)
- Чем питается Снегирь?
(Почками, семенами деревьев, кустарников, рябиной).
- Отличаются ли самцы от самочек? (Да)
- Чем?
(Окраской, у самочки бледная окраска).
- Что еще знаете о снегирях?
- Что мы забыли упомянуть?
- Что можно сказать в общем о данной птице? Какова она?
(Красавица, красногрудые красавцы, хороша птица).
- Синонимы к слову снегирь?
(Вестник зимы, перелетный гость, красногрудый красавец, северная птица).
(Обратиться к рисункам).
Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди - отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.
- Все, что мы сказали про снегирей, это и будет основная часть сочинения.
- Как озаглавим?
II ч. Красногрудый красавец.
- Обрадовала ли вас встреча со снегирем? Чем?
(Редко встречаются).
- Хотели бы вы еще встретиться с ним? Зачем?
(Понаблюдать).
- 0 чём мы должны помнить в зимнее время во отношению к птицам?
(Защитить, вскормить; не обижать; помнить всегда. Птицы - это красота; радость людям навсегда.)
- - Как озаглавим III часть?
Помните, о птицах всегда!
4. Орфографическая подготовка.
Ну а чтобы в вашем сочинении было как можно меньше ошибок вспомните:
- Как проверить безударную гласную в корне?
- А что надо сделать, чтобы правильно нависать безударное окончание имени существительного?
Эти слова помогут нам, когда начнете писать сочинение (выделение орфограмм)
Явилась; красавица
белоснежным одеялом
крепчает мороз, в природе :
однажды
на ветках деревьев
порхают с ветки на ветку
узнали по ярко-красной грудке
рады прилету, обрадовала встреча
5. План сочинения составлен, опорные слова разобраны.
- Чем можно дополнить сочинение?
(Эпиграфом)
- Вспомните что такое эпиграф?
(Спросить эпиграфы у детей, которые они сочинили сами на уроке развития речи.)
- Замечательно!
6. Физкультурная пауза.
(Музыка "Снегири - герои", "Иванушки". Повторяй движения за мной.)
7. Самостоятельная работа.
Написание сочинений.
8. Чтение выборочных сочинений.
Читают сами дети.
9. Итог урока.
- Чему учились на уроке?