Развитие творческих способностей на уроках русского языка. Сочинение (повествование с элементами описания)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Развитие умения правильно, последовательно излагать свои мысли, включая элементы описания, уметь при этом оформлять их письменно, развитие способности точного употребления слов в устной и письменной речи.
  • Формирование умения применять правила проверки безударных гласных в корне, правильно употреблять в речи имя существительное в разных падежных формах и соответственно писать нужное окончание.
  • Побуждать интерес к написанию текста. Воспитывать творческую активность, доброе и бережное отношение ко всему живому?

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На уроках природоведения изучили тему “Животные и птицы леса” (много говорили о жизни снегирей).

ИЗО “Зимние гости” (изображали снегиря).

На уроках развития речи сочиняли стихотворения про зиму, про птицу, про перелётных зимних гостей.

Экскурсии (непосредственные наблюдения за снегирями).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • рисунки детей (снегири);
  • грам.запись (медленная музыка);
  • орфографические словари (у детей, у учителя);
  • опорные таблицы с падежными окончаниями;
  • опорные слова; на доске словосочетания с пропущенными орфограммами;
  • на доске план сочинения.

1. Оргмомент.

Настроить детей.

- Сегодня у нас творческая работа, будем учиться писать сочинение
повествовательного характера с элементами описания.

2. А тему сочинения поможете определить мне вы; отгадав загадку.

Пусть я птичка-невеличка.
У меня друзья; привычка.
Как начнутся холода.
Прямо с севера сюда.

- О ком идет речь?

Записываем тему “Встреча со снегирем”.

3. Беседа

  • Какое время года наступило?
  • Кто скажет по-другому?
  • Как еще можно сказать о зиме?

(Пришла, наступила, явилась, на пороге зима, красавица, волшебница, матушка, зимушка…)

  • Как выглядит земля с приходом зимы?

(Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным покрывалом)

  • Как изменились деревья, с наступлением зимы?

(Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).

  • Какие еще изменения происходят в это время года?

(Крепчает мороз, прилетает перелетные птицы)

Вспомните отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

И вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Все, о чем мы сейчас сказали, будет 1 частью сочинения.

Как можно озаглавить эту часть?

Iч. На пороге зима.

  • А кто кроме людей не очень рад проказам матушки зимы? (Птицы).
  • В какое время года прилетают Снегири?

(В холодное, суровое)

  • Откуда они прилетают?

(Их родина - север).

  • Где вы встречались с этими вестниками зимы?

(В парке, на деревьях, около дома, на тропинке, в снегу и т.д.)

  • Что можно сказать о головке?

(Чёрная)

  • О крыльях и хвосте?

(Темные)

  • О спинке?

(Голубовато-серая)

  • Каков клюв у снегиря?

(Короткий, толстый, черного цвета)

  • Что бросается в глаза у этих перелетных гостей?

(Грудка? брюшко)

  • Как оно выглядит?
  • Подберите синонимы.

(Красного цвета, алая как заря; ярко-красная)

  • С чем можно сравнить? перепутать снегиря?

(Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины)

  • Чем питается Снегирь?

(Почками, семенами деревьев, кустарников, рябиной).

  • Отличаются ли самцы от самочек? (Да)
  • Чем?

(Окраской, у самочки бледная окраска).

  • Что еще знаете о снегирях?
  • Что мы забыли упомянуть?
  • Что можно сказать в общем о данной птице? Какова она?

(Красавица, красногрудые красавцы, хороша птица).

  • Синонимы к слову снегирь?

(Вестник зимы, перелетный гость, красногрудый красавец, северная птица).

(Обратиться к рисункам).

Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди - отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.

  • Все, что мы сказали про снегирей, это и будет основная часть сочинения.
  • Как озаглавим?

II ч. Красногрудый красавец.

  • Обрадовала ли вас встреча со снегирем? Чем?

(Редко встречаются).

  • Хотели бы вы еще встретиться с ним? Зачем?

(Понаблюдать).

  • 0 чём мы должны помнить в зимнее время во отношению к птицам?

(Защитить, вскормить; не обижать; помнить всегда. Птицы - это красота; радость людям навсегда.)

  • - Как озаглавим III часть?

Помните, о птицах всегда!

4. Орфографическая подготовка.

Ну а чтобы в вашем сочинении было как можно меньше ошибок вспомните:

  • Как проверить безударную гласную в корне?
  • А что надо сделать, чтобы правильно нависать безударное окончание имени существительного?

Эти слова помогут нам, когда начнете писать сочинение (выделение орфограмм)

Явилась; красавица
белоснежным одеялом
крепчает мороз, в природе :
однажды
на ветках деревьев
порхают с ветки на ветку
узнали по ярко-красной грудке
рады прилету, обрадовала встреча

5. План сочинения составлен, опорные слова разобраны.

  • Чем можно дополнить сочинение?

(Эпиграфом)

  • Вспомните что такое эпиграф?

(Спросить эпиграфы у детей, которые они сочинили сами на уроке развития речи.)

- Замечательно!

6. Физкультурная пауза.

(Музыка "Снегири - герои", "Иванушки". Повторяй движения за мной.)

7. Самостоятельная работа.

Написание сочинений.

8. Чтение выборочных сочинений.

Читают сами дети.

9. Итог урока.

- Чему учились на уроке?