Тема: Устное народное творчество.
Цели:
1.Воспитывать эстетически развитого читателя;
2.Учить владеть речью, как средством передачи мыслей и чувств;
3.Развивать речь учащихся;
4.Развивать индивидуальные творческие способности детей;
5.Прививать любовь к чтению, искусству, театру.
Оборудование: карта путешествия, пословицы, загадки на облачках, ромашка со скороговорками, жетоны и книжки для награждения.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие.
Веселья Вам да радости
Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому – песенка.
Удобно ли вам, всё ли слышно? Всем ли место хватило?
Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране “ Устное народное творчество”.
- Что означают слова “ Устное народное творчество”?
- Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?
(Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, ступа и метла)
- На чём ездил Емеля Дурачок? (На печи)
Мы тоже будем путешествовать на печи. Во время нашего путешествия за каждый правильный ответ вы получите жетон. Победит тот, кто наберёт большее количество жетонов.
- Кто помнит заклинание? Чтобы добраться до первой станции, надо произнести это заклинание! (По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь на станцию “Пословицы”)
1 Станция “Пословицы”
Учитель:
-О чём бывают пословицы?
-Какие пословицы о труде вы знаете?
(Делу - время, потехе – час. Терпенье и труд всё перетрут. Семь раз примерь, один раз отрежь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
-А какие пословицы о дружбе вам известны?
(Нет друга – ищи, а нашёл - береги. Все за одного, один за всех. Старый друг лучше новых двух.)
А теперь конкурс:
-Нужно к каждой пословице найти её концовку.
-Объясните смысл этих пословиц.
Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание хором.
2 станция “Считалки”
Учитель:
-Какие считалочки вы знаете?
-Давайте вместе выучим русскую народную считалочку:
Начинается считалочка:
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Конкурс считалочек: выбирается лучшая считалочка.
-Ребята расскажите, зачем нужны считалочки?
-Нам пора отправляться дальше в путь на следующую станцию. Что нужно сделать, чтобы пуститься в путь?
3 станция “Песни”
Учитель:
-Какие русские народные песни вы знаете?
-Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
(Трещотки, ложки, свистульки, балалайки, гусли, гармошки)
Конкурс исполнителей русских народных песен. (Можно исполнить песни: “Во поле берёзка стояла”, “Калинка, калинка…” и другие.). Молодцы!
-А мы с вами отправляемся дальше, на станцию игр.
4 станция “Игры”
Учитель:
-На этой станции мы немного отдохнём, поиграем. Какие игры вы знаете? (По желанию детей можно поиграть в “Кошки-мышки”, “Ручеёк”, “Каравай”)
5 станция “Скороговорки”
Учитель:
-На этой станции нам предлагается провести конкурс. Кто быстрее произнесёт незнакомую скороговорку, написанную на лепестке ромашки.
Дети тренируются, а остальные вспоминают знакомые скороговорки.
Например:
Влас у нас, а
Афонас у вас.
Жутко жуку жить на суку.
Резиновую Зину купили в магазине.
В гостях Илья, а дома свинья.
Крышу красят красной краской.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Выбирается лучший скороговорщик.
6 станция “Загадки”
Учитель:
-А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Каждый желающий выбирает себе загадку, которая записана на облачках, читает и отгадывает.
(Количество загадок и тематику определяет учитель)
7 станция “Сказки”
Учитель:
-Ребята, вы хорошо умеете отгадывать загадки, а умеете ли вы отгадывать загадки о сказках и сказочных героях? Давайте попробуем отгадать загадки, которые вам приготовили герои сказок.
-Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы должны будете отгадать, из какой сказки эти слова?
-А эту загадку прислал нам сам Змей Горыныч, он спрашивает?
- Если вы отгадаете эту загадку, то вас ждёт сюрприз:
Ребята из театрального кружка могут показать сказку “Репку”.
Учитель:
-А теперь подведём итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас жетонов. У кого больше всех жетонов выходите к доске. Вы награждаетесь именными медалями и книгой “Русские народные сказки”.
Наше путешествие на этом заканчивается, но мы с вами еще будем путешествовать по сказкам А.С.Пушкина, поэтому говорю вам: “До свидания!”