Этап: автоматизация звука в словах.
Цели:
- Закреплять правильное произношение звука в словах;
- Развивать фонематический слух / умение определять наличие звука в словах /, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь /составлять предложения по данным словам /.
- Развивать подвижность речевого аппарата, процессы мышления / умение действовать по образцу/, целостность зрительного восприятия;
- Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.
Наглядность оформлена в виде книги форматом А3, иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лягушка, белка, еж./, предметные картинки, названия которых содержат звук “ш”.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Массаж биологически активных зон /приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие/.
-- Растираем “грабельками” /раздвинутые пальцы рук / лоб – все посторонние мысли уходят;
-- Растираем ушки – голова будет лучше думать;
-- “Вилочкой” /указательный и средний пальцы / массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными;
II. Артикуляционная гимнастика.
Для того, чтобы нас не покидало хорошее настроение, соберем на бумаге разрезанную на части, нарисованную улыбку.
Улыбнись также – вытяни губы в “ трубочку” - “улыбка”. А теперь подготовим к работе язычок./На обратной стороне собранной “улыбки” картинки – символы артикуляционных упражнений/.
По ступенькам пошагаем / выполняется упражнение “ступеньки”/,
В барабаны поиграем / упражнение “барабанщик”/,
Малярами побывали / упражнение “маляр” /,
На лошадке поскакали / упражнение “лошадка” /.
III. Сообщение темы занятия.
Язычок готов продолжать учиться правильно произносить звук “ш” в словах.
IV. Уточнение правильной артикуляции. /Дает представление о том, как работают органы артикуляции, формирует “ физиологический” образ звука /.
Что происходит с губами, когда произносится звук “ш”?
Как располагается язык?
Какая воздушная струя?
V. Изолированное произношение звука. /Устанавливается взаимосвязь артикуляции, слуха и движения /.
Произнеси звук “ш” со змейкой./ И.п. Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук “ш”, выполняется волнообразное движение руками вперед. /
VI. Работа по теме.
1). Вхождение в сказку.
Сегодня звук “ш” ведет нас в сказку. Чтобы попасть в нее, нужно наполниться волшебной силой.
Сделаем глубокий вдох ртом, выдох – носом, шумный вдох /будто пьем воздух / - выдох. /Выполняется несколько раз./ Чувствуешь, как наполняешься волшебной силой.
Книжка открывается – сказка начинается./Наглядность оформлена в виде книги формата А3. Иллюстрации соответствуют содержанию сказки./
Жил – был заяц. Звали его Тошка. Он был такой зануда, вечно всем недоволен. Сидит он на пеньке, сам себе бормочет: “ Хороши штанишки у нашего малышки”.
2). Фонетическая разминка.
Да это же скороговорка. Давай покажем зайцу, как ее говорить./ Проговаривается медленно, шепотом, ускоряя темп,/
Хорошо у тебя получается, а заяц все равно не доволен. Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.
- Ты, что, заяц, такой хмурый?
- Да... Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу.
- Да ты, что, заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Одни картинки на конвертах чего стоят. Рассмотри их.
3). Работа по развитию фонематического слуха.
Назови картинки на конвертах./ Матрешка, шуба, петушок, самовар, краски, карандаш./ Найди картинки в названиях, которых нет звука “ш”. Определи, где живет звук “Ш” в остальных словах./ Начало, середина, конец./
- Ну, что, заяц, понравилось?- спрашивает сорока.
- Ай,- только махнул рукой заяц и побежал прочь. Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.
- Добрый день, сосед! – поприветствовал его паучок.
- Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.
- А давай, я научу тебя в моих узорах разбираться, тогда не соскучишься. Согласился заяц, да и мы, давай, поучимся.
4). Работа по развитию целостного зрительного восприятия.
/Паутина представлена в виде наложенных изображений предметов./
Какие предметы видишь в паутине? /По мере называния - мишка, кошка, шапка, шарик – выкладываются предметные картинки на квадратное полотно./
Назови предмет в правом верхнем углу, левом нижнем и так далее. Ребенок называет предмет, а затем отраженно произносит названное логопедом словосочетание:
Плюшевый мишка, пушистая кошка, шерстяная шапка, воздушный шарик.
Вот и рассмотрели паутину. Много узоров паучок знает, да только у косого терпения не хватает их распутывать. Заяц зевнул:
-Как только тебе не надоедает целый день нитки путать – тоска зеленая.
- Кванечно, тоска! Кругом лес дремучий, разве здесь интересную жизнь найдешь!
- Уж не ты ли, пучеглазая, знаешь, где ее искать?- насмешливо спросил заяц.
- А квак же, на болоте. Вот где жизнь! Днем охотимся, по вечерам концерты закатываем. Квультурный отдых.
5). Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук. Давай и мы послушаем лягушачий концерт. Но сначала соберем еще одну певунью из лягушачьего хора./Лягушка состоит из отдельных элементов./
Итак, все готово. Расселись лягушки по местам и ну горланить так, что даже первый звук в словах теряется.
6). Развитие навыков звукового анализа.
Верни звук “ш” в слова, поставь его первым и произнеси слово.
- куры, - рамы, - апка, - аги, - орты.
-Ну и концерт, тоска зеленая, - чуть не заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг шишка шлеп прямо ему по макушке. Задрал заяц голову и увидел белку.
7). Развитие связной речи.
Рассмотри ее. А теперь попробуй составить предложение, используя слова
Белка – дупло, белка – шишка, белка – шишка – дупло.
Обратился заяц к белке:
- Эй, ты, что со скуки шишками бросаешься?
- Какое там со скуки. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай. Мне скучать некогда.
Решил заяц на дерево полезть – интересной жизни поискать. А белка рассмеялась.
- Смешной ты, интерес надо в себе искать! Тогда нигде скучать не будешь.- сказала белка и поскакала по своим делам.
8). Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.
Заяц насупился:
- Ишь выдумала смешной я ей!
Изобрази мимикой, как нахмурился заяц.
Тут из норки ежик вылез:
- Что ты там бурчишь, заяц?
Заяц обиженно ответил:
- Белка насмехается, говорит интерес надо в себе искать. А где же он прячется в ушах или на хвосте?
VII. Итог занятия.
А ты как думаешь, где прячется интерес?
А ежик ответил зайцу:
-В руках, да в голове!
Как ты это понимаешь?
Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда.
Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла и мы снова в обычном мире. Но прежде чем попрощаемся, я хочу пожелать, чтобы ты всегда был занят интересным, полезным делом и никогда не скучал.