Этнопедагогический подход к обучению на примере занятия по ДПИ на тему: "Золотая Хохлома"

Разделы: МХК и ИЗО


Развернутый план-конспект занятия

Задачи:

а) научить детей выполнять орнамент в круге, в полосе, правильно составлять композицию, усвоить основные виды хохломского орнамента "травка", "под фон", "кудрина";

б) развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм;

в) воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

Характеристика воспитанников: второй год обучения, 5,6,7 классы

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

а) для учителя: таблица "Поэтапное выполнение травки", серия плакатов, открытки, репродукции хохломской росписи, работы учащихся, наборы хохломской посуды, мел, классная доска;

б) для ученика: краски гуашевые, кисти беличьи, посуда из папье-маше, простой карандаш, стерка.

Источник информации:

Жегалова С. "Росписи Хохломы", М.1991;

"Золотые узоры" М.1988

"Народно-прикладное искусство"

М. 1985г.

Шпикалова Т.Я. "Изобразительное искусство" М.2000

Оформление доски:

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Здороваюсь. Проверяю готовность ребят к занятию, у всех ли есть необходимые принадлежности: кисти, гуашь, посуда из папье-маше, вода.

II. Подготовительный момент (повторение)

Итак, ребята, сегодня у нас на занятии будет очень яркая, интересная тема. Но прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним,

1. Что мы изучали на предыдущих занятиях и как называется общая тема наших занятий?

– Древние корни народного искусства.

2. – Хорошо, а что мы рисовали по этой теме?

– Различные предметы народного быта;

– изучали орнамент, его виды.

3. Молодцы, а какая тема вам больше запомнилась?

– Когда мы рисовали народные праздничные гулянья.

4. Да, пожалуй, эта тема была самой яркой. А какие раньше на Руси были самые распространенные праздники?

– Рождество, "зеленые святки", "широкая масленица", день "Егорья вешнего". (Показываю работу Б.Кустодиева "Масленица")

5. Молодцы, а кто-нибудь может мне рассказать про один из этих праздников?

– Дети рассказывают, кто что помнит о праздниках на Руси.

Итак, молодцы, значит на ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления, продавали всевозможные товары.

А сейчас давайте мы с вами побудем в роли посетителей на оптовой ярмарке щепного товара, немножко окунемся в праздничную атмосферу. (Включаю музыку "Величальная" В.Лаптев, слова народные или"Коробейники")

(Заходят два воспитанника в русских костюмах, с набором хохломской посуды, в роли коробейников)

Коробейники:

– Мы ребята удалые
Мы ребята озорные
Всех на ярмарку зовем
Мы посуду продаем

– А ну честной народ
Подходи посмелей
Покупай товар,
Не робей

– Ребята не зевайте,
Кто хочет покупайте

– Принесли мы вам посуду
Здесь ни глина, ни фарфор,
А чудесных рук творенье
Посмотри, какой декор!

– Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!

Итак, ребята, посмотрите, какой изумительной красоты посуду принесли нам коробейники

1. А Вам захотелось ее купить?

  • Да!

2. Посмотрите внимательно на посуду, что вам напоминает этот узор?

  • Травы, веточки.

Да, действительно, стилизованную травку, а что еще интересного про узор нам могут рассказать коробейники.

Коробейники:

– Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.

– Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.

III. Объяснение нового материала

Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в мир волшебной Хохломы. Мы с вами сегодня начинаем изучать очень интересную тему "Связь времен в народном искусстве", здесь мы с вами будем знакомиться с народными промыслами, и начнем мы с вами, пожалуй, с самого яркого – "хохломской росписи" (коробейники раздают детям хохломские изделия).

3. Спасибо нашим коробейникам за такую красивую посуду, а скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда?

– Да.

4. А вы из нее кушаете?

– Нет, да и т.д.

А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.

Так, по раскопкам Древнего Новгорода видно, что уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.

Также пользовались спросом чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими, ведь порой в доме жило до 3 поколений одной семьи. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды. И не случайно на одной из них, около 0,5 метра в диаметре, дан хозяйке наказ: "Неси" и "Не плещи".(Показываю обеденную чашу с надписью " Неси" и "Не плещи")

Но посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

5. Итак, ребята, а теперь давайте послушаем наши поисковые группы. Что они интересного нам могут рассказать о том, где и когда возникла хохломская посуда и почему она называется именно хохломской?

– Поисковые группы и ребята рассказывают об истоках Хохломы.

Молодцы, ребята, а теперь в кратце я вам попытаюсь рассказать, раскрыть секрет Хохломы, как же эта посуда становится золотой!

(Объясняю технологию изготовления хохломских изделий, показываю "белье")

Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.

Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!

6. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

– Это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

7. А какие виды орнамента мы знаем?

– геометрический – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.)

– растительный – узор состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы, листья);

– орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение, образ птицы.

– зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животного.

8. Замечательно, а теперь давайте подумаем, а какие из этих видов встречаются в Хохломе?

– растительный, орнитоморфный.

9. Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?

– красный, черный, золотой.

Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

Существует три основных вида хохломского орнамента:

а) верховое "травное" письмо

б) роспись "под фон"

в) "кудрина"

а) Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название.

(Показываю таблицу с элементами травного орнамента)

Самые маленькие и тонкие травинки называются – "осочки". "Травинки" рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это "капельки" "Завитки" – это то же, что и "усики" только уже с нажимом на кисть.

Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке).

В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "осочки", "усики", "листочки", "ягодки".

Разновидностью "травного" письма является роспись "под листок"

Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков, и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется "травный" орнамент.

Все элементы орнамента располагаются на основном "завитке" (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести "усик" слева направо, закругляем, второй "усик" ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д.

В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "завитки" и "кустики".

"Травинки" разной формы располагаются на "завитке"-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются "осочки" и "капельки". Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту.

б) Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер разживляет штрихами силуэтные формы листьев, цветов, плодов, в конце выполняет вокруг стеблей легкие "травные прописки".

в) Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

Но прежде чем приступить к самостоятельной работе хочу вам напомнить, что это искусство возникло очень давно, промысел берет свое начало в XVII веке. И знания, умения, опыт передавались из поколения в поколение. И, пожалуй, самым известным и прославленным потомственным мастером является Степан Павлович Веселов – мастер "травного" орнамента.

Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись. Вы будете смотреть, а я с доброй помощью мастеров Хохломы, их мудрых советов постараюсь помочь вам проникнуть в таинство рождения прекрасной росписи и вооружимся приемами работы. Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давал мастер Степану Веселову, когда тот только начинал постигать секреты Хохломы: "Только ты, Степанка, пиши травку пузастенькую, нажим в середине делай! Худая осочка не баско смотрится" и т.д. Сам Веселов говорил: "Учись у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!"

Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А коли согласны, то и за работу пора приниматься, которая была бы близка сердцу!

IV. Самостоятельная работа

Итак, ребята работа расчитана на два урока, самые лучшие работы будут на выставке. Выбирайте, какой из видов хохломы вам больше приглянулся. Можете наметить сначала карандашом, а потом, не забывая смотреть на таблицу, выполняем элементы, составляя свою композицию. С работ и изделий не срисовываем и создаем свою композицию.

Все приступаем, не забываем про основные цвета, используемые в Хохломе. (Ребята приступают к выполнению орнамента на изделиях из папье-маше, сделанных на предыдущем занятии. Во время самостоятельной работы хожу по рядам, провожу индивидуальную работу, зачитываю наставления хохломских мастеров)

V. Итог занятия

Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:

– целостность композиции;

– выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

– умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

– декоративность композиции;

– аккуратность исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.

Провожу игру: из набора посуды выбрать три вида хохломского орнамента

VI. Домашнее задание

На следующем занятии будет самое интересное, мы с вами будем завершать работу. Принести кисти, краски, работы, материалы о Хохломе. Все молодцы, большое спасибо. Все свободны.

Примеры работ воспитанников изостудии "Творец" по данной теме: