По программе Г. В. Дорофеева в 6 классе на данную тему отводится 5 часов. Этот урок является заключительным, т. е. 5-тым по теме: "Действия с десятичными дробями".
Основная цель: формирование навыков вычислений с десятичными дробями. Урок проводится в форме урока-сказки. Поэтому к уроку нужно следующее оборудование: картина из сказки "Конек-Горбунок", проигрыватель (если есть), карточки, таблица.
Данный урок был проведен в 6 классе. Класс средний (по успеваемости): 6 хорошистов, 1 отличник, 4 успевают на "3", 4 успевают между "3" и "4". Ребята в классе дружные, помогают друг другу, на уроке работают все, дети всегда активные. Поэтому в данном классе всегда проводишь что-то интересное, занимательное, нестандартное.
Предлагаю один из уроков в этом классе. (Урок- сказка).
В данном классе у меня три группы:
I группа (на "3"), II группа (на "4"), III группа (на "5").
Подразделение условное, группы иногда увеличиваются или уменьшаются по составу. Поэтому д/з задаю дифференцировано и индивидуально. Требования к группам разные. Уроки провожу, применяя дифференциацию, где возможно.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок, должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение - это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно доставлять удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой - дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.
Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.
Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма.
Рассмотрим урок-сказку в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями".
Задачи урока:
- Повторить и закрепить навыки выполнения действий над десяичными дробями.
- Развитие логического мышления, интуиции, внимания, вычислительных навыков.
- Развитие интереса к предмету, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Напутствие учителя:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Девиз урока: "Знания имей отличные по теме: "Дроби десятичные" - плакат на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня у нас урок по теме: "Действия с десятичными дробями".
II. Устная работа. "Думай и соображай"
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
1) Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:
3,2+1,8=50
7,36-3,36=400
1,4*5=70
4,23*67=28341
4,23*0,67=28341
63-2,7=603
3+1,08=408
1,2*50=600
423*6,7=28341
0,423*0,67=28341
2) Вместо звездочек (*) поставьте число, чтобы получилось верное равенство:
а) 0,7* * = 0,007
б) 3,42* * = 0,342
в) 0,7* * = 7
г) 3,42* * = 342
III. Ребята, обратите внимание на картину. Всем Вам известна эта сказка. Как она называется? Правильно, "Конек-Горбунок". Мы проведем урок-сказку. От нас с вами зависит, чем закончится наша сказка. Сможете ли вы помочь Иванушке и его братьям?
Звучит сказка:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град - столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Задача 1. Расшифруйте, на каком расстоянии находилось село от столицы.
Там пшеницу продавали
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Задача 2. помогите братьям продать пшеницу. Заполните таблицу.
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
0,8 | 1,3 | 2,7 | 4,8 | 2,1 | 3,5 | 4 |
2,8 | 7,3 | 15,5 | 25,6 | 10,1 | 18,3 | 22,8 |
2,8 | 4,7 | 7,5 | 15 | 7,5 | 10,3 | 12,2 |
К доске вызывать 3 уч-ся. (1 строка - слабого, 2 и 3 - средних или сильных уч-ся).
Проверка: 3 сильных уч-ся следом проверяют их решения, комментируют свои оценки, которые поставили им.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе: кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить
Мужички такой печали
Отродяся не видали:
Стали думать да гадать -
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
Задача 3. Расшифруйте код:
"Кодированные упражнения".
Код: (на доске) |
1 207,8 | 6 78 |
2 15,67 | 7 0,78 | |
3 112,9 | 8 1,129 | |
4 11,29 | 9 1,567 | |
5 156,7 | 0 20,78 |
Вызвать по очереди 2 учеников (средних или сильных).
Молодцы, ребята, и с этой задачей Вы справились, помогли поймать злого вора.
А теперь помогите Иванушке достать перстень.
"Что, Иванушка, не весел?
Что головушку повесил?" -
Говорит ему конек.
"Помоги мне, горбунок!
Видишь, вздумал царь жениться,
Знашь, на тоненькой царице,
Так и шлет на окиян" -
Говорит коньку Иван -
"Дал мне сроку три дня только
Тут попробовать изволь-ка
Перстень дьявольский достать!
Да велела заезжать
Эта тонкая царица
Где-то в терем поклониться
Солнцу, месяцу, притом
И спрашать кое об чем…"
Тут конек: "Сказать по дружбе,
Эта службишка, не служба,
Служба, все, брат, впереди,
Ты теперя спать иди,
А назавтра, утром рано,
Мы поедем к окияну."
Задача 4. Решить пример, т. е. помочь Ивану достать перстень.
60,75-6,45*(2,7+4,3)=
Ответ: 15,6
Цель этого задания: умение применять правила порядка выполнения действий к конкретному примеру.
Вызывать уч-ся по очереди 3 слабых.
Уч-ся, которые раньше других выполнят задание, предлагать по карточке занимательного характера. Например:
1 карточка: В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел была равна 3.
1,3 | 0,6 | 1,1 |
0,8 | 1 | |
0,9 |
Карточек сделать несколько экземпляров.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Обязательно ребят поблагодарить за хорошую работу, за проявление чувства коллективизма, за помощь Иванушке. Вспомнить, каков был девиз урока, был ли он достигнут.
Также отметить и слабые стороны, т. е. что некоторым нужно еще поработать, позаниматься дополнительно. Если неясно, приходить на консультацию или обращаться за помощью к своим товарищам. Это для того, чтобы действительно иметь отличные знания по теме: "Дроби десятичные", а также умения важны будут и в дальнейшем обучении.
А также будет проводиться игра: "Отгадай пословицу" на следующем уроке, чтобы принять в ней посильное умение.
V. Дифференцированное домашнее задание
I группа (на “3”) №486, №487 стр. 139 (по учебнику)
II группа ( на “4”) №501 (любой из ж, з, и), №506 стр. 142 (уч.)
III группа (на “5”) №504, №513 (учебник) стр. 142 - 143
+ творческое задание: придумать зашифрованные примеры.
Список литературы
1. Приложение к газете 1 сентября “Математика” №39 2002 год. Стр 1 - 2. Развитие интереса к математике.
2. Журнал “Математика в школе” №6 за 1993 год.
3. Школьный учебник “Математика” 6 класс под редакцией Г. В. Дорофеева, Ч. Ф. Шарыгина 2000 год.