ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с понятием “Вежливый отказ”.
2. Учить детей различать такие понятия как: вежливая речь, вежливое поведение
3. Воспитывать в детях, навык вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать отказ.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Весёлым, интересным, познавательным…)
- От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).
- Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое.
Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской:
(На доске рисунок “кислого” солнышка ).
Встало солнце кислое,
Смотрит, небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие …
И едят ужасно
Кислое мороженое
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому, что кислое
Было настроение.
- Почему прохожие в стихотворении “несчастные”? (У них “кислое” настроение).
- Что значит “кислое” настроение?
- А как мы узнаём, что у человека “кислое” настроение?
2. А сейчас проведём речевую разминку.
- Если правильно выполните задание, то прочтёте в средних клеточках слово, которое показывает “кислое” настроение. Какие предлоги нужно употреблять в данных словосочетаниях. Напишите их в клеточках.
- Так какое же слово показывает “кислое” настроение? (Слеза).
- Дети, а как можно “поднять” настроение? Можно ли это сделать с помощью комплимента?
Поднимите настроение “солнышку”:
(Учащиеся говорят комплименты “солнышку”, а учитель незаметно переворачивает табличку с грустным солнышком на улыбающееся ).
- Поднялось ли у нас настроение?
- Весело ли стало нам?
- Попробуйте сделать вывод! (Нужно говорить людям добрые, вежливые слова. И им, и нам становится от этого лучше, радостнее).
- Так что такое “ВЕЖЛИВОСТЬ”? (Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).
(На доску вывешивается табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).
- В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так:
“Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”.
Т.е. вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Попробуйте сами сформулировать тему урока! ( ).
(Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находится табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).
- Что входит в понятие “Вежливость”?
|
|
|
|
|
- Всегда ли мы можем выполнить чью-либо просьбу? (Ответом на просьбу может быть согласие или отказ).
- Сегодня на уроке будем говорить о том, что такое ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ.
Рассмотрите схемы и посмотрите небольшие сценки. Какая сценка соответствует первой схеме, а какая – второй?
СЦЕНКА №1
Учитель: Серёжа, я прошу тебя сейчас
почистить клетку с попугаями.
Сережа: Извините, Ксения Николаевна, сейчас я
не могу. В раздевалке меня уже ждёт бабушка.
Учитель: Ну, если ждёт бабушка, то ладно. Но
завтра попугаи ждут тебя.
СЦЕНКА №2.
Учитель: Ванюша, я бы хотела, чтобы ты записал
свой весёлый рассказ и украсил его рисунками. Я
пошлю твою работу на конкурс.
Ваня: Хорошо, сделаю и принесу завтра.
Учитель: Спасибо.
- Так какая схема относится к первой сценке (2), а какая – ко второй сценке? (1). Почему?
Бывает так, что тебя о чём-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу, а иногда и не хочешь. Как вежливо отказать в просьбе?
(Ответы учащихся).
- Помните ли вы начало стихотворения Б. Заходера “Муравей”?
СЦЕНКА №3.
Сказали Волу:
- Уважаемый Вол!
Отвезите, пожалуйста,
В школу стол.
И вот, что ответил Вол: - Ну, вот ещё,
Охота была!
Найдём
Какого-нибудь
Осла!
- Согласился ли Вол выполнить просьбу или нет?
- По вашему мнению, отказ Вола был вежливым или грубым?
- Почему вы так думаете?
- Допустим, отвечает воспитанный, вежливый Вол. А вы назовите слова, которые смягчают отказ.
1 ученик: Рад бы помочь,
Но ехать невмочь.
Мне отдавили копыта.
Фирма сейчас закрыта.
2 ученик: Извини, я занят сейчас.
Сделаю в следующий раз.
- Так что же включает в себя вежливый отказ? (Вежливый отказ включает ИЗВИНЕНИЕ, ПРИЧИНУ ОТКАЗА, ОБЕЩАНИЕ выполнить её позже).
4. Закрепление.
(Фронтальная работа по тетради №2 “Риторики” с печатной основой.Стр. 24.Задание №29).
Если ты не можешь выполнить просьбу, то используй добрые слова согласия, уважения, понимания. Твой отказ смягчится, если ты объяснишь причину отказа или пообещаешь выполнить просьбу в другое время.
- Рассмотрите схему построения отказа:
К сожалению, | НО | ||||
Охотно бы, | не могу | Причина отказа + обещание | |||
С удовольствием, | никак | ||||
С радостью, | не могу | ||||
Извини (-те), | на днях | ||||
Прости (-те), | завтра | ||||
Спасибо, | Позже |
а) Закрепление – по вариантам:
I вариант - №30 – стр. 24., II вариант - №32 – стр. 26.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и простым карандашом поставьте оценку, а я после урока проверю и поставлю ниже 2 оценки красным стержнем. Первую – тому, кто выполнял работу, вторую – тому, кто проверял работу.
б) Самостоятельно. Стр. 25, №31.
5. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что включает в себя вежливый отказ?
6. Домашнее задание: Стр. 27, №33 по тетради.