Урок риторики по теме: "Вежливый отказ", 2 класс

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить с понятием “Вежливый отказ”.

2. Учить детей различать такие понятия как: вежливая речь, вежливое поведение

3. Воспитывать в детях, навык вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать отказ.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

  • Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Весёлым, интересным, познавательным…)
  • От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).
  • Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое.

Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской:

(На доске рисунок “кислого” солнышка ).

Встало солнце кислое,
Смотрит, небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…


И спешат несчастные
Кислые прохожие …

И едят ужасно
Кислое мороженое

Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому, что кислое

Было настроение.

  • Почему прохожие в стихотворении “несчастные”? (У них “кислое” настроение).
  • Что значит “кислое” настроение?
  • А как мы узнаём, что у человека “кислое” настроение?

2. А сейчас проведём речевую разминку.

  • Если правильно выполните задание, то прочтёте в средних клеточках слово, которое показывает “кислое” настроение. Какие предлоги нужно употреблять в данных словосочетаниях. Напишите их в клеточках.

  • Так какое же слово показывает “кислое” настроение? (Слеза).
  • Дети, а как можно “поднять” настроение? Можно ли это сделать с помощью комплимента?

Поднимите настроение “солнышку”:

(Учащиеся говорят комплименты “солнышку”, а учитель незаметно переворачивает табличку с грустным солнышком на улыбающееся ).

  • Поднялось ли у нас настроение?
  • Весело ли стало нам?
  • Попробуйте сделать вывод! (Нужно говорить людям добрые, вежливые слова. И им, и нам становится от этого лучше, радостнее).
  • Так что такое “ВЕЖЛИВОСТЬ”? (Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).

(На доску вывешивается табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

  • В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так:

“Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”.

Т.е. вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.

3. Сообщение темы и цели урока.

  • Попробуйте сами сформулировать тему урока! ( ).

(Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находится табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

  • Что входит в понятие “Вежливость”?
1. Общение
2. Поведение
3. Приветствие
4. Благодарность
5. Просьба
    • Всегда ли мы можем выполнить чью-либо просьбу? (Ответом на просьбу может быть согласие или отказ).
    • Сегодня на уроке будем говорить о том, что такое ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ.

Рассмотрите схемы и посмотрите небольшие сценки. Какая сценка соответствует первой схеме, а какая – второй?

СЦЕНКА №1
Учитель: Серёжа, я прошу тебя сейчас почистить клетку с попугаями.
Сережа: Извините, Ксения Николаевна, сейчас я не могу. В раздевалке меня уже ждёт бабушка.
Учитель: Ну, если ждёт бабушка, то ладно. Но завтра попугаи ждут тебя.

СЦЕНКА №2.
Учитель: Ванюша, я бы хотела, чтобы ты записал свой весёлый рассказ и украсил его рисунками. Я пошлю твою работу на конкурс.
Ваня: Хорошо, сделаю и принесу завтра.
Учитель: Спасибо.

- Так какая схема относится к первой сценке (2), а какая – ко второй сценке? (1). Почему?

Бывает так, что тебя о чём-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу, а иногда и не хочешь. Как вежливо отказать в просьбе?

(Ответы учащихся).

- Помните ли вы начало стихотворения Б. Заходера “Муравей”?

СЦЕНКА №3.

Сказали Волу:

  • Уважаемый Вол!
    Отвезите, пожалуйста,
    В школу стол.
    И вот, что ответил Вол:
  • Ну, вот ещё,
    Охота была!
    Найдём
    Какого-нибудь
    Осла!
  • Согласился ли Вол выполнить просьбу или нет?
  • По вашему мнению, отказ Вола был вежливым или грубым?
  • Почему вы так думаете?
  • Допустим, отвечает воспитанный, вежливый Вол. А вы назовите слова, которые смягчают отказ.

1 ученик: Рад бы помочь,
Но ехать невмочь.
Мне отдавили
копыта.
Фирма сейчас закрыта.

2 ученик: Извини, я занят сейчас.
Сделаю в следующий раз.

  • Так что же включает в себя вежливый отказ? (Вежливый отказ включает ИЗВИНЕНИЕ, ПРИЧИНУ ОТКАЗА, ОБЕЩАНИЕ выполнить её позже).

4. Закрепление.

(Фронтальная работа по тетради №2 “Риторики” с печатной основой.Стр. 24.Задание №29).

Если ты не можешь выполнить просьбу, то используй добрые слова согласия, уважения, понимания. Твой отказ смягчится, если ты объяснишь причину отказа или пообещаешь выполнить просьбу в другое время.

- Рассмотрите схему построения отказа:

К сожалению, НО
Охотно бы, не могу Причина отказа + обещание
С удовольствием, никак
С радостью, не могу
Извини (-те), на днях
Прости (-те), завтра
Спасибо, Позже

а) Закрепление – по вариантам:

I вариант - №30 – стр. 24., II вариант - №32 – стр. 26.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и простым карандашом поставьте оценку, а я после урока проверю и поставлю ниже 2 оценки красным стержнем. Первую – тому, кто выполнял работу, вторую – тому, кто проверял работу.

б) Самостоятельно. Стр. 25, №31.

5. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что включает в себя вежливый отказ?

6. Домашнее задание: Стр. 27, №33 по тетради.