Урок-эксперимент по теме: "Происхождение обвалов и оползней"

Разделы: ОБЖ


Тип урока: Урок-эксперимент.

Цели и задачи урока:

  1. Воспитание у учащихся потребности предвидеть возможные жизненные ситуации.
  2. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.
  3. Формирование психологического стереотипа “окружающая среда – это система, живущая по определенным законам, и, чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах”.
  4. Сформировать у учащихся представление о чрезвычайных ситуациях, связанных с самопроизвольным перемещением крупных объемов грунта или горных пород.

Образовательно-воспитательные задачи:

  1. Выявление творческих способностей учащихся при анализе обстановки и составлении плана выхода из нее.
  2. Формирование психологического стереотипа “чтобы преодолеть опасность, надо знать, откуда она возникает, чем грозит и как надо ее преодолеть”.
  3. Умение работать в группе.

Коррекционные задачи:

  1. Коррекция мыслительной деятельности.
  2. Коррекция устной речи – правильность, четкость воспроизведения ответов на вопросы, расширение словарного запаса учащихся.
  3. Коррекция техники чтения.

Дидактические задачи:

  1. Сформировать знания о способах защиты и самоспасения при обвалах и оползнях.
  2. Создать у учащихся надлежащую психологическую установку на предстоящую учебную работу, раскрыть роль получаемой информации для выживания в условиях современного мира.

Формы работы:

  1. Беседа на основании экспериментов.
  2. Словесно-наглядный метод – передаю знания учащимся в форме монолога-диалога и иллюстрирую свою речь наглядными пособиями.
  3. Фронтальная беседа.
  4. Практическая деятельность с элементами исследования в группах.

Эксперимент несет функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Разрабатывается и проводится как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала. Необходимо сопровождение эксперимента комментариями, позволяющими учащимся увеличить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы.

Данный урок посвящен изучению нового материала.

I этап: Подготовительный этап. Постановка задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

II этап: Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме.

III этап: Изучение нового материала:

- определение его места в системе знаний учащихся

- его осмысление

- выполнение практических заданий

- обобщение

IV этап: Постановка задач на практическое применение полученных знаний, дифференцированный контроль за усвоением знаний учащихся.

Опорные знания и межпредметные связи:

  1. Природоведение – тема “Выветривание”.
  2. География – тема “Изменение равнин”, “Подземные воды”.
  3. Видеофрагменты: “Анатомия катастроф”, “Штормовое предупреждение”.
  4. Русский язык – работа со специальными терминами.

Оборудование урока:

Рисунки, модели, плакаты, картины, таблицы по физической географии, карточки с вопросами, видеофильм.

При постановке экспериментов использую подручный материал: песок, полиэтиленовая пленка черного цвета, стекло.

Для серии экспериментов, иллюстрирующих образование осыпей, оползней и селей, понадобятся следующие материалы и оборудование: немного песка, два стекла размеров 20 х 20 см, спичечный коробок, изображающий модель дома, емкость на 0,5 литра, кусок темного полиэтилена, покрытого мелкими проколами, кусок целого полиэтилена, бумага.

Содержание учебного материала

Подготовительный этап:

  1. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
  2. Постановка задач урока.

Организация познавательной деятельности:

Эксперимент I:

Влажный полиэтилен приклеивается на окно. Внимание учащихся необходимо обратить на то, что сцепление полиэтилена со стеклом обеспечивается за счет тонкой пленки воды, которая смачивает полиэтилен и стекло.

В течение урока вода испарится через отверстия в полиэтилене, и он, отвалившись от стекла, упадет на пол.

С помощью наводящих вопросов подвожу учащихся к выводу о том, что обвалы происходят в результате нарушения сцепления части горных пород с основным массивом.

Эксперимент II:

Слабовлажный песок поместить на одно из стекол и слегка утрамбовать. Прислонить стекло так, чтобы оно с плоскостью стола составляло угол 70-80 градусов, причем песок не осыпался. Дать песку просохнуть. После высыхания песка произвести сильный удар по столу. Подсохший песок отвалится от стекла и упадет на поверхность стола.

Подвожу учащихся к выводу о том, что осыпи и обвалы часто связаны своим образованием со взрывами и землетрясениями, а иногда даже сильным шумом.

Вот мы и затронули почти все механизмы образования обвалов и оползней. Теперь рассмотрим их подробнее с использованием научных терминов и фактов.

Обвалом называется быстрое отделение (отрыв) и падение массы горных пород (земли, песка, камней, глины) на крутом склоне вследствие потери устойчивости поверхности склона, ослабления связности, цельности горных пород.

Это происходит под влиянием процессов выветривания, движения подземных и поверхностных вод, подмыва или растворения породы. К обвалу может привести и легкое колебание почвы в результате взрыва, землетрясения.

Разновидностью обвала является вывал – обрушение отдельных глыб и камней из грунтов на отвесных склонах.

Обвал особенно опасен, когда в его зоне оказываются люди, постройки, реки, дороги, линии связи и электропередачи, газо- и нефтепроводы, другие важные сооружения и объекты.

Обвалы условно подразделяются:

- очень малые (объем менее 5 куб. м )

- малые (5 - 50 куб. м)

- средние (50 – 1000 куб. м )

- крупные (более 1000 куб. м )

Изредка в природных условиях наблюдаются гигантские обвалы, в результате которых обрушиваются миллионы и даже миллиарды кубических метров породы.

Демонстрирую детям памятку. Просмотр фрагмента видеофильма.

Эксперимент III:

На стекло поместить горсть сухого песка. Постепенно наклонять стекло, опирая его нижним краем на застеленную часть стола. Обращаю внимание учащихся на тот момент, когда песок начнет сыпаться.

Делаем вывод о том, что рыхлые грунты плохо держатся на плоскостях с крутым падением, начинают осыпаться и оползать. Наводящими вопросами выясняем, что с точки зрения осыпей и обвалов наиболее опасны вертикальные склоны, особенно состоящие из рыхлых горных пород.

Оползнями называют скользящие смещения масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Чаще всего оползни возникают на склонах холмов, гор, оврагов, откосах насыпей дорог, на крутых берегах рек.

Демонстрирую строение оползня на основе схемы.

Развитию оползней способствуют природные причины:

- крутизна склонов;

- землетрясение;

- переувлажнение склонов осадками;

- увеличение крутизны склона в результате подмыва водой;

- ослабление прочности твердых пород при выветривании, вымывании;

- наличие в толще грунта размягченных глин, плывунов;

- чередование водоупорных и водоносных пород.

Антропогенные причины (вызванные деятельностью человека):

- вырубка лесов и кустарников на склонах;

- производство взрывных работ;

- распахивание склонов, чрезмерный полив огородов на склонах;

- разрушение склонов котлованами, траншеями;

- закупоривание, засорение мест выхода подземных вод;

- строительство жилья и промышленных объектов на склонах, что ведет к разрушению склонов, увеличению силы тяжести, направленной вниз по склону.

По механизму оползневого процесса оползни подразделяются на оползни сдвига, выдавливания, вязко-пластичные, гидродинамические внезапного разжижения.

По месту образования оползни различают на горные, прибрежные, снежные и оползни искусственных земляных сооружений (котлованов, каналов, отвалов пород).

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Можно ли играть в самодельных подземельях, вырытых в рыхлом грунте?
  2. Есть ли опасность обвалов в городе?
  3. С какими элементами зданий и сезонами года связана повышенная опасность обвалов в городских условиях?
  4. Возможна ли ситуация, когда в результате крупного оползня или обвала течение рек перекрывается?

Оценивание учащихся, комментирование оценок.

Домашнее задание:

  1. Изучить конспект по данной теме.
  2. Дать формулировки терминов: “обвал”, “вывал”, “оползень”.