Задачи
1. Обучающая:
- закрепление умения проверять написание безударной гласной в корне (овладение способами проверки).
2. Развивающие:
- развитие умения составлять текст из предложений, устанавливая связь между предложениями;
- совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;
- развитие умения разбирать слова по составу, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- развитие умения сопоставлять схемы со словом, предложением;
- развитие коммуникативных навыков; контроль, самоконтроль учебной деятельности, своей и друга.
3. Воспитательная:
- воспитание потребности умственного труда (учиться, быть прилежным).
Принципы:
I этап
- наглядности;
- воспитывающего обучения;
- активности (игровой момент);
- учет возрастных особенностей.
II этап
- активности (сигнальные карточки, поощрения);
- коммуникативный (умение работать в парах, четверках);
- сознательности (формирование приемов самостоятельной работы);
- доступности и посильности (учет возможностей детей в преодолении трудностей);
- прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
- систематичности и последовательности (от текста к звукам).
III этап
- индивидуализации и посильности (темп движения);
- прочности (установление разных видов контроля).
Формы обучения:
- коллективная (фронтальная);
- индивидуальная;
- групповая (пары, четверки).
Методы:
- организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
1. наглядный;
2. словесный (рассказ, беседа);
3. практический (упражнения).
- стимулирования и мотивации (игровой момент, похвала от героев, получение “5” при выполнении заданий);
- контроля и самоконтроля:
- устный и письменный;
- фронтальный и групповой;
- текущий и итоговый;
- самостоятельности ученика:
- под руководством учителя;
- самостоятельная учебная деятельность.
Приемы обучения:
- конструирование (текст);
- построение языковых структур (схемы предложений, слов);
- наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
Ход урока
I этап. Подготовка к основному этапу занятия.
Игровой момент.
Путешествие в «Страну невыученных уроков».
- Кто из литературных героев попал в эту страну?
- Почему?
- Какое правило не знал Витя по грамматике?
- Почему Витя допускал ошибки в словах?
Вывод:
- надо быть внимательными и аккуратными;
- рассуждать и доказывать.
- А вы, ребята, хотите продемонстрировать свои знания и пройти испытания?
Тогда в путь - в «Страну невыученных уроков»!
II этап. Закрепление знаний правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Чтобы попасть в эту страну, надо составить из предложений текст.
1) Работа с текстом.
Задание: из предложений составить текст. Доказать, что это текст.
(работа в четвёрках)
- Мяч катился по лесной тропинке.
- Вдруг вдали показался высокий холм.
- За холмом появился красивый замок.
- На воротах замка висел большой замок.
Проверка: ответ от одной-двух четвёрок.
- Кто охранял вход в замок? (? и ! знаки). Сегодня на уроке они будут задавать вопросы и оценивать ваши ответы (появляются ? и ! знаки – человечки).
а) Определение темы урока.
?: Определить орфограмму в словах с выделенными буквами.
(появляются буквы – человечки - а, о , е , и , я)
Правило проверки слов с безударной гласной в корне.
!: Молодцы! Так держать!
б) Работа с сигнальными карточками (индивид. работа)
Катился, лесной, тропинке, вдали, холмах, появился, показался, висел, красивый, большой.
(Оценивает учитель от лица ! знака)
2) Работа с предложением.
?: Найти и записать предложения, соответствующие схемам (схемы на доске)
Проверка: ! знак показывает правильный ответ.
Взаимопроверка (работа в парах). «5» от соседа.
3) Работа со словом.
Задание: разобрать слова по составу (самостоятельная работа)
I вариант: лесной.
II вариант: красивый.
? знак: Соотнеси слова со схемами (на доске варианты схем).
! знак оценивает.
- Что делали, чтобы выделить корень? (подбирали родственные слова).
- Какие слова называются родственными?
(Задают вопросы и оценивают ? и ! знаки).
? знак: Подобрать родственные слова к слову «лесная». (Ответы детей).
4) Звуко-буквенный анализ слова.
Гласные буквы-человечки напоминают, что родственные слова подбирали к словам с безударной гласной в корне, которая требует проверки.
? знак: Из перечисленных слов записать сначала проверочное слово, а затем проверяемое. (Самостоятельная работа).
Проверка: лес - лесная, лесник.
? знак: Выполнить звуко-буквенный разбор слова «лесная». (6 букв, 7 звуков)
! знак оценивает.
? знак: Когда в словах количество букв и звуков бывает различным? (ответы детей)
Подведение итогов II этапа.
! знак: Я рад, что вы справились со всеми заданиями! Так держать!
А теперь предстоит двигаться по Стране невыученных уроков каждому по своему маршруту.
III этап: Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану. (Контроль знаний).
№ урока | Названия темы урока | Задания на “5” | ||
Критерии к заданиям | От друга | От самого себя | От учителя | |
Выполнение задания по образцу | Выполнение задания с самоконтролем | Контрольное выполнение задания | ||
Закрепление знаний о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне | Учебник Стр. 87-88, упр. 232 Образец: Катит – каток, катить. |
Печатная тетрадь Стр. 33, упр. 56 (I часть) |
Выполнение теста, см. Тест №1. | |
Приложение: Упр. 232. Задание: прочитай слова, выпиши слова в таком порядке: сначала проверочное, потом – проверяемые. Гроза, грозный, грозит; катить, каток, катит; ходьба, выход, ходит; даль, далеко, далёкий; носильщик, носить, носит; свет, светлячок, светить. |
Приложение: Упр. 56 Задание: вставь пропущенные буквы. П_так, дл_на, сп_ртивный, б_да, с_нева, ш_лун, п_сти, м_сной, в_зание, м_рской, л_ства, с_ринка, т_мнота, тр_ва, л_нивый. (Проверка у доски). |
Тест № 1
Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне.
1. Безударную гласную можно проверить:
а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.
2. Безударная гласная в корне слова:
а) побег;
б) столик;
в) старушка;
г) маленький.
3. Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
4. Проверочными словами к слову г… ра являются:
а) гарь;
б) горький;
в) домовой;
г) дома.
5. Слово дом - проверочное для слов:
а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.
6. В словах нельзя проверить безударную гласную в корне:
а) мороз;
б) зима;
в) холод;
г) пальто.
7. Всю ночь л__тает,
Мышей по__дает,
А станет св__тло,
Л__тит в дупло.
В словах пропущены буквы:
а) е;
б) и;
в) е, и;
Дополнительные задания:
Печатная тетрадь: стр. 37, упр. 63.
Задание: из текста выписать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Лесные голоса.
На утренних и вечерних зорях все лесные жители подают свои голоса. Токуют тетерева, пищат рябчики, трещат сойки, звонкими голосами поют дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги.
Карточка №1
1. Вставь пропущенные буквы:
Пол_скать белье, пол_скать щенка, отв_рить картофель, отв_рить дверь, пос_деть на скамейке, пос_деть к старости, прож_вать на даче, прож_вать мясо, сл_зать с забора, сл_зать сметану, зап_вать лекарство, зап_вать песню.
IV этап. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.