Цели урока:
1) рассмотреть вопросы, связанные с
существованием периодичности в различных
функциональных структурах;
2) развивать умение анализировать,
классифицировать, выдвигать гипотезы,
аргументировать их, расширить кругозор учащихся;
3) воспитывать бережное отношение к окружающему
миру, своему здоровью, нравственные качества.
Тип урока: урок, интегрированный по содержанию с химией, биологией, астрономией, географией, медициной.
Оборудование: урок проходит в кабинете ОИ и ВТ, с использованием ПК и проектора.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Объявление целей урока.
II. Проверка творческого домашнего задания.
За несколько дней до урока дети получили творческое задание: придумать и изобразить графики периодических функций.
Все выполненные творческие работы разделены на три группы, объединенные общим признаком внутри группы. Представители каждой спроецированы на экран.
Вопросы к классу
а) Исключить лишний график, не соответствующий
условию задания.
б) Функция задана графически, поставить в
соответствие каждой аналитическую запись.
в) Один из графиков лишний. Какой? Почему?
г) Определите периоды изображенных
периодических функций. Какая функция называется
периодической?
III.
1. Как вы понимаете слово
“периодичность”? (Cлово-синоним
“повторяемость”).
2. Сообщается эпиграф к уроку:
Наш мир - не случайность, не хаос, -
Есть система во всем…
А. Стекольников.
Если речь идет о системе, значит, о чем? (О закономерности, либо совокупности закономерностей).
Найдите слова-синонимы к словам:
Не хаос - (порядок), не случайность - (закономерность).
Как вы думаете, что является условием этого порядка? Этой закономерностью? (Периодичность).
3. Сообщается тема урока.
4. Примером частной периодичности может служить таблица элементов Менделеева.
Каждый период начинается металлом, заканчивается неметаллом. Сверху вниз нарастают металлические свойства: в каждом периоде свойства элементов повторяют свойства элементов предыдущего периода, но это неполное повторение.
5. Рядом с таблицей Менделеева я без боязни могу расположить иллюстрацию к биогенетическому закону. Почему?
Сообщение ученика на тему “Биогенетический закон”.
Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет историю развития своего вида (филогенез). Онтогенез - краткое повторение филогенеза.
6. В живой природе можно найти сколько угодно примеров и полной повторяемости, потому что периодичность, ритм являются формой существования всего живого.
В любом организме органы, ткани, клетки работают ритмично. Даже мембраны клеток пропускают ионы в определенном ритме. Нарушения ритма - признак нарушения жизнедеятельности организма.
Система ритмов в живом организме многоярусна.
Нижний – ритмы клеточные и субклеточные, из них складываются тканевые основа для ритмичной деятельности органов (кровообращение, дыхание, эндокринные железы, нервная система).
Сообщение школьного врача о работе сердца, кардиограммы.
7. Еще одно из условий нормального функционирования организма – сон.
Современные исследования показывают, что во сне активность мозга в определенные периоды может быть выше, чем при дневном бодрствовании.
(Менделеев открыл закон во сне.)
8. Массаж биоточек. (Биопауза).
9. Заметьте, один “порядок” порождает другой. Ведь ритмичная работа органов обуславливает ритмичность деятельности организма в целом, его суточный ритм, а он в свою очередь обусловлен периодическим движением.
Сообщение ученика о периодичности движения Земли, смены времен года, суток.
10. Среди ритмов в природе привлекают внимание геологические, проявляющиеся в масштабах миллионов лет, их называют “волнами жизни”.
Ученые считают, что они связаны с космическим влиянием на Землю.
Изучением космических процессов, их влиянием на развитие жизни много занимался выдающийся советский ученый Чижевский.
Он исследовал влияние солнечной активности на рост древесины, интенсивность размножения насекомых, время цветения растений, вековой и годовой ход смертности.
11. Если попытаться нарисовать себе общую картину периодических явлений и процессов в мире так и хочется сказать словами Гераклита: “Этот мировой порядок не создан никем из богов и никем из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами угасающим и мерами вспыхивающим”.
IV. Домашнее задание.
Выполнить творческие работы: используя графики периодических функций, “нарисовать” графические картины.