Цели:
- развитие умения обнаруживать гласный звук в слабой позиции; подбирать поверочные слова; овладение способами проверки;
- развитие умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми буквами безударных гласных в корне;
- формирование умения ставить вопросы по изучаемой теме.
Этапы |
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап Определение темы, постановка целей и задач урока. |
Учитель: Мы продолжаем работать по большой теме в курсе русского языка: “Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне”. Тема этого урока: “Слова с безударной гласной в корне”. Задайте вопросы к тому, что вы знаете по теме. Ученики:
Учитель: Задайте вопросы к тому, что вы не знаете. Ученики: Всегда ли безударные гласные в корне можно проверить? Учитель: Определите, какие задачи урока. Ученики:
Учитель предлагает познакомиться с планом работы, предложенным на доске:
Один ученик приглашается для самостоятельной работы за доску, выполняет задание: Обозначь изучаемую орфограмму “маячком”, докажи. На поля, крикливых, тянулись, приближается, стоял, у двора. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап Актуализация, воспроизведение и корректировка знаний. |
Учитель: О каком времени года вспомнили, выполняя домашнее упражнение? Ученики: Мы вспомнили об осени. Это стихотворение написал А.С. Пушкин. Учитель: Откройте учебники на той странице, где выполняли задание. Какие знания пригодились при выполнении Упражнения? Ученики: Нам нужно было вспомнить, что гласные а, о, е, и, я требуют поверки; как проверять эти гласные. Учитель: Как проверить? Ученики проговаривают правило по “цепочке”, т.е. один ученик произносит первое слово из правила, второй - второе и так далее. Проверка ученика у доски с помощью светофоров обратной связи. (Если ребята согласны, то они показывают зелёный свет светофора, если – нет, то – красный.) Учитель: Задайте дополнительные вопросы по теме ученику у доски. Ученики:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап Подготовительный к комплексному применению знаний. |
Учитель: Рассмотрите внимательно картину. (вывешивается картина “Зима”) Какие ассоциации она вызывает? Запишем на доске: снег Подберите к данным словам однокоренные слова, запишите их, поставьте ударение, выделите изучаемую орфограмму, обозначьте корень. За доской работают трое учеников, остальные в парах самостоятельно. Проверка.
Проверка. Учитель или ученики объясняют смысл непонятных слов, в данном случае это было слово “озимые” – посевы, зимующие под снегом. Задания для проверки: I вариант – прочтите слова, в которых безударный гласный требует проверки; II вариант – прочтите слова, являющиеся проверочными, докажите. Ученики выделяют слово “м_роз”, т.к. гласный стоит в слабой позиции и подобрать проверочное слово невозможно. Проверяют по словарю. Выполняют фонетический разбор слова, сопоставляют гласный звук и букву гласного в первом слоге. Учитель: Что нужно сделать со словом, если нельзя проверить? Ученики: Запомнить! Учитель обобщает и систематизирует знания. Динамическая физминутка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Комплексное применение знаний в изменённых условиях. |
На доске 3 записи: 1.“В, тумане, х (а/о) лодное, солнце, вст(о/а)ёт. Тр(и/е)щат, д(е/и)ревья, мороза, от” Задание проговаривается устно: Установи связь слов в предложении. Объясни выбор орфограммы. 2. “На еловую ветку … снегирь. Выставил … красную грудку и брюшко. Какой он …!”. Задание проговаривается устно: Определите “ошибкоопасные” места, обозначьте “маячком”; подберите подходящие по смыслу слова. 3. “На лисной паляне лежыт пущистый кавёр. Оставили на нём следы разные звери” Задание проговаривается устно: Проверьте запись, укажите количество ошибок, докажите выбор буквы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V этап. Самостоятельная работа. Контроль и самоконтроль. |
Учитель: Прочтите все записи. Можно ли сказать, что записан текст? Отредактируйте его. Назовите признаки текста, общую тему, выделите главную мысль, озаглавьте. Запишите, как запомнили. Взаимопроверка. Для самостоятельной работы: 1. Карточки, в которых предлагается сгруппировать и записать слова с безударными гласными в слабой позиции. 2. Предлагаются упражнения из учебника по теме урока на выбор ученика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI этап. Итог урока. |
Учитель: Подведём итог урока. Для этого вернёмся к теме урока, задачам, поставленным в начале урока и плану. Какой “узелок” завяжем на память? Учитель заслушивает ответы детей, благодарит за работу. |
ЛИТЕРАТУРА
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М., “Дрофа”, 1999.
- Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М., “Аквариум”, 2003.