Для преодоления недостатков в обучении младших школьников чтению я веду работу по формированию у детей умения читать творчески, т.е. владеть чтением-общением.
Работа с классом включает в себя два направления – техническое, т.е. отработку у учащихся читательских навыков и собственно содержательное, т.е. формирование у них читательской самостоятельности.
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно, прежде всего, в общении с различными литературными источниками. Но книга учит не только тогда, когда ученик умеет работать с книгой, умеет читать. От умения читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимать прочитанное, зависит и воспитание ребенка, и умственное развитие.
Все знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать полноценного читателя, а не гоголевского Петрушку. Непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, а отсюда и нелюбовь к серьезному чтению порождают бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей, авторов учебников и учителей, делает все их усилия бесплодными.
Воспитание настоящих читателей – одна из основных задач моей работы.
По словам К. Д. Ушинского “… чтение – это упражнение в нравственном чувстве”, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышления через чувства.
Специфический вид общения между людьми – с помощью письменных текстов. В нем участвуют автор и читатель. А текст является между ними посредником. Текст – это авторское открытие, осознание им тех или иных сторон действительности и его умение выразить эту действительность средствами языка.
Ребенок воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами являются слова, словосочетания, предложения, а также взаимосвязь между ними. Все эти сигналы воздействуют на детей в процессе чтения. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения ученика воспринимать эти обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.
Как же помочь читателям-школьникам установить правильные взаимоотношения с сигналами текста?
Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод.
Понимание многоступенчато. Первая ступень – это понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст.
Не зная отдельных слов, школьник может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его замысел. В других случаях потеря отдельных слов, не влияя на понимание всего текста, обедняет его восприятие. Неполное и неточное понимание слов не дает возможности представить все реалии, о которых сказано в тексте.
Непонимание смысла слов происходит по разным причинам. Одна из них – это иллюзия понимания, которая возникает в тех случаях, когда текст в целом ясен и смысл отдельных слов как бы вычитывается из контекста. Другая причина нечеткого и неполного понимания восприятия текста – привычка не обращать внимание на непонятные слова.
Иногда дети, сталкиваясь с непонятными словами, “расправляются” с ними по-своему, переиначивая смысл текста. Вот типичные примеры: “И тотчас же щетки, щетки затрещали, как трещетки…”, “как ныне сбирает свои вещи Олег”.
Таким образом, первейшие условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Если детям не прививать чуткое вопросительное отношение к незнакомым словам, словосочетаниям и выражениям, у них развивается невнимание к целым предложениям. В результате они не вычерпывают все содержание текста, довольствуясь скольжением по поверхности смысла. И такое одномерное восприятие не вызывает у них ни тревоги, ни чувств потери.
Успешность в работе над пониманием слова, оборота речи, мысли во многом зависит от дружбы юных читателей со словарями, и справочными изданиями, энциклопедиями. Эта дружба важна для успеха всей долгой читательской жизни - от школьной скамьи до конца нашего интеллектуального бытия.
Для тренировки и выяснения непонятного детям предлагаю ряд таких заданий.
1. Найдите в тексте непонятные слова и
выражения. Выясните их смысл.
2. Найдите в тексте слова, употребленные
иронически – в противоположном значении.
3. Найдите в текстах (дано два текста) слова,
употребленные в переносном смысле.
4. Внимательно прочтите текст. Найдите
утверждение, которое высказано как предложение.
Найдите слово, которое об этом свидетельствует.
5. Найдите слово, употребленное неправильно.
6. Найдите знакомые вам слова в новом, непривычном
употреблении.
7. Найдите в предложениях одинаковые слова и
объясните их значение.
Такие задания можно предлагать учащимся не только в готовом виде, но как поисковые и даже творческие.
Примеры поисковых заданий.
1. Найдите в текстах, которые вы читаете,
непонятные слова и выражения и выясните их
значения.
2. Найдите в текстах, которые вы читаете, слова и
выражения, употребленные в переносном смысле.
3. Прислушивайтесь к нашей повседневной речи.
Употребляют ли окружающие какие-нибудь слова в
переносном смысле? А вы сами?
4. Найдите случаи, когда знакомые вам слова
употреблены в тексте в непривычном смысле или
необычном словосочетании.
Школьники включаются в самостоятельный поиск текстов очень активно. В результате дети приносят иногда очень интересные текстовые находки. Самый высокий, т.е. творческий уровень работы – самостоятельное сочинение детьми собственных миниатюрных текстов.
Вторая ступень – настроить мысль и чувства детей на анализ текста.
Заголовок – это “входная дверь” текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок будоражит весь “личный багаж” ребенка, актуализируя в имеющимся уже опыте представления, на которые будут опираться новые знания. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы, является основной прогнозирования, т.е. дает установку на определенное ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом (на 1 и 2 этапе до чтения и в процессе чтения), в ходе которого происходит понимание содержания и его главной мысли.
Завершается эта работа на 3-м этапе – после чтения текста, когда понятое фиксируется с помощью плана, краткого пересказа прочитанного.
Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированные гипотезы), тем полноценнее будет дальнейшее чтение.
Анализ заголовка до начала чтения строится как ответ на ряд вопросов: что нам уже известно об этом? Что можно предложить, исходя из предыдущих знаний? О чем можно судить по характеру заголовка?
Например, в учебнике русского языка предлагается текст для грамматической работы, одновременно я даю задание выбрать к этому тексту один заголовок из трех данных. Эти три заголовка соотносятся с текстом по-разному: один отражает его содержание слишком широко и неопределенно, другой-недостаточно полно, третий-точно.
Иногда автор стремится к тому, чтобы уже при “входе” в текст читатель знал, что ему предстоит. В таких случаях заголовок – это краткое выражение главной мысли произведения. нередко заголовки используют для того, чтобы сразу поставить перед читателем вопрос, и таким образом направить чтение в русло поиска ответа.
Работая с заголовком, даю ребятам следующие задания:
1. Определите по заголовку и имени автора жанр
произведения.
2. Обратитесь в кладовую своих знаний. Вспомните
заголовки:
а) выражающие главную мысль произведения;
б) сформулированные в виде вопроса;
в) носящие иносказательный характер;
г) обозначающие место, время действия или имя персонажа.
3. Вспомните заглавия произведений:
а) соответствующие содержанию;
б) включающие выразительную деталь.
Итак, проникновение в главную мысль начинается уже у “входа” в текст при встрече с заголовком. Установка на выделение главного организует всю работу над пониманием, направляет ее на всех этапах чтения.
Чтобы легче научиться работать с учебником, я предлагаю детям краткую памятку-инструкцию.
1. До чтения текста
Начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя для дальнейшей работы с текстом.
2. По ходу чтения
Ведите диалог с текстом. Выделяйте, выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предложения и проверяйте их. По ходу диалога старайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы, подчеркивайте выжные мысли, разбирайте конкретные примеры.
3. После прочтения текста
Пытайтесь выразить главную мысль текста. Читайте повторно трудные для вас части текста. Задавайте себе вопросы по всему тексту. Составьте план. Проверяйте себя.
Учащимся, которые освоили определенный уровень владения читательской деятельностью, накопили некоторый читательский кругозор и действовать с книгой и среди книг стало интересно.