Цели урока:
Образовательная: сформировать представление учащихся о белокаменном родного города.
Развивающая:
- разбудить непосредственность чувственного переживания и воображения,
- развивать духовную, чувственно-оценочную связь человека с объектом,
- на практике воплощать образы русского храма.
Воспитывающая:
- пробуждать чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Тип урока: изучение нового материала. Урок
– путешествие.
Оборудование.
Для учителя.
Зрительный ряд: подборка открыток с изображением
памятников архитектуры города Троицка
(белокаменное зодчество), репродукции с картин
Троицких художников с изображением христианских
храмов.
Литературный ряд: Лидия Хрипко “Здравствуй,
Троицк!”, “Троицку 250! 255…”, “Красота не
умирала”.
Музыкальный ряд: песнопения, литургии.
ТСО: магнитофон, диапроектор.
Для учащихся.
Учебные принадлежности: формат А4, карандаш,
ластик, краски или фломастеры.
Оформление доски:
Число…
Тема: “Образ христианского храма в архитектуре
родного города.”
Эпиграф: “Искони “в Начале было Слово…”,
Так и Троицк назван неспроста:
Осияна “Троица” Рублева,
Троицк – святость, духа высота!”
Размещены репродукции картин троицких
художников.
План урока.
Первый этап – подготовительный: подготовка к
изучению нового материала.
Второй этап – мотивационно-ориентировочный:
разъяснение целей учебной деятельности учащихся
на уроке.
Третий этап – основной: ознакомление с новым
материалом.
Четвертый этап – первичное осмысление и
закрепление связей и отношений в объектах
изучения.
Пятый этап – заключительный: подведение
итогов урока.
Шестой этап – задание на дом.
Ход урока.
Первый этап.
Тихо звучит музыка, способствующая вхождению в урок. Проверка готовности к уроку. Взаимное приветствие.
Второй этап.
Учитель объявляет тему урока и читает эпиграф.
- Сегодня на уроке речь пойдёт о христианских храмах, о храмах, которые находятся в нашем городе, об их истории, и истории нашего города.
И конечной целью нашей работы будет созданный вами образ города Троицка.
Вы должны будете выполнить несколько поисковых эскизов и, выбрав один из них доработать его в соответствии с законами композиции и цвета для выполнения по нему работы в технике “Лоскутная пластика”. А сейчас, мы с вами отправимся в путешествие по городу.
Третий этап.
На фоне музыки, звучит стихотворение Лидии Хрипко. “Здравствуй Троицк”.
ЗДРАВСТВУЙ, ТРОИЦК! В небе клик
журавлей Был казачьим ты станом, Пугачевские рати Новых былей картина- |
1 экскурсовод.
Есть на Урале города, которые представляют собой целые страницы в истории и культуре нашего Отечества. К таким городам относится и город Троицк. Наш небольшой степной город играл заметную роль в жизни дореволюционной России. Благодаря своему торговому значению, он был известен далеко за пределами страны. В торговле состояла вся жизнь Троицка, торговля же наложила отпечаток на всю его культуру, на внешний облик, на архитектуру.
История города как бы материализовалась в разнообразных жилых и общественных зданиях, в многочисленных торговых постройках, в пышных купеческих особняках, в своеобразной узорной кирпичной кладке, в чередовании кирпича, дерева, штукатурки в затейливом плетении деревянных и железных кружев.
Архитектурно–художественное значение Троицка велико. Знаменитые зодчие здесь не работали, но здания Троицка – это прекрасные образцы материальной культуры, их можно назвать живыми реликвиями. Особая ценность этого архитектурного наследия в том, что оно сохранилось почти целиком.
2 экскурсовод.
Свято-Троицкий собор, или как его ещё называли в просторечии Уйский или Старый собор, является ровесником г. Троицка.
Примечателен тот факт, что основателем Троицка и Свято-Троицкого собора был один и тот же человек – И.И.Неплюев.
В том, что в закладке этого храма участвовал лично И.И. Неплюев, кроется богатый смысл. Этим актом он как бы утверждал, что идея Петра I “открыть врата в полуденную Азию” им осуществлена, т.к. Троицкая крепость поистине стала “ключом к вратам азиатским”. В основу сооружения храма был положен проект всемирно известного архитектора Доминико Трезини.
Грандиозная колокольня собора, её знаменитый шпиль и завершающий его позлащенный крест были своеобразным маяком в безбрежной степи, видимым за многие десятки верст, долгожданным завершающим ориентиром для караван-башей, ведущих на Меновой двор Троицка караваны из Индии, Китая и др.
Свято-Троицкий собор поражал своим
великолепием не только троичан, но и видавших
виды гостей города. Своды и стены собора украшены масляной краской, внутри четыре массивные колонны под мрамор легкого оттенка. Посередине возвышается посеребренная люстра, по колоннам и стенам размещены богатые киоты с иконами, по большей части в серебряных вызлощенных ризах. Каждому, кто входил внутрь этого храма, бросался в глаза пятиярусный, как бы облитый золотом иконостас в алтаре с иконами талантливых художников. Огромную ценность собора представляли имеющиеся в нем украшенные драгоценными камнями чаши для причащения. Безусловной достопримечательностью Свято-Троицкого собора был его главный колокол, весящий более 260 пудов. Собор, объявленный Всероссийским памятником истории, дожил до долгожданной поры своего возрождения. |
3 экскурсовод.
КРАСОТА НЕ УМИРАЛА! БЫЛ Михайловский
собор, Ты прости позор!: Красота не умирала! |
В 60-х годах XIX века началось строительство нового православного храма - во имя Архангела Михаила. Идея строительства нового храма диктовалась тем, что Уйский старый собор стал тесным для всё увеличивающегося числа прихожан. Троичане называли Михайло-Архангельский собор жемчужиной в ожерелье других храмов и зданий города. Троичане старшего поколения помнят, как величественно выглядел собор, как великолепно он украшал центр города, как гармонировал собор с тем, что его окружало. По грошам и копейкам собирали средства на постройку первозаглавного храма, безвестные мастеровые воздвигали это рукотворное чудо архитектуры, не жалели денег на его строительство купцы и так называемые – отцы города.
Но разве могли они предполагать, что спустя всего несколько десятков лет другие “отцы города” не пожалеют народных денег на то, чтобы взорвать этот храм.
Произошло это варварство в 1967году. После окончания строительства и освящения соборного храма ранее безымянная площадь получила название - Михайловская.
4 экскурсовод.
Церковь во имя Александра Невского, в
просторечии называемая Амурской церковью,
обслуживала прихожан предместий Амур, Кирсараи и
др Для большинства троичан эта церковь известна как казачья или тюремная. В чем дело, откуда такая разноречивость? В том, что первоначально церковь, воздвигнутая на плац-парадной площади, была рассчитана на проведение молебнов для расквартированного в соседних казармах казачьего полка. В годы гражданской войны, в черную годину белочешского мятежа и карательных экспедиций колчаковцев, казачья церковь превратилась в тюремную. |
5 экскурсовод.
А вот ныне действующая церковь во имя Дмитрия Солунского в свое время считалась как кладбищенская. | |
При Казанском женском монастыре
проживали 31 монахиня и 112 послушниц. Монастырь
был основан в 1851 году и располагался рядом с
православным кладбищем. Сейчас на территории
монастыря размещается авиационно-техническое
училище. Все без исключения православные церкви города как бы выполняли роль идеологических центров. С их амвонов звучали не одни молитвы, но и проповеди, призывающие верующих не только “возлюбить ближнего своего”, но и “не держать зла к иноверцам”, делать все, чтобы сила покаяния и прощения всегда превосходила силу мстительности и греха. И совсем не случайно поэтому в нашем городе никогда не возникали национальные противоборства, не одна из этнических общин не довлела над другой, не кичилась своим превосходством. |
Четвертый этап:
Учитель.
Известный художник, философ и ученый П. Флоренский в своем трактате “Иконостас” сказал:
“Храм есть путь горного восхождения. Так - во времени: богослужение, это внутреннее движение, внутреннее расчленение храма, ведет по четвертой координате глубины - горе. Но так же – и в пространстве: организация Храма, направляющая от поверхности оболочек к средоточному ядру, имеет тоже значение. Пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, как разъяснено ранее, есть лестница Иакова, и от видимого она ведет к невидимому, но весь алтарь, как целое, есть уже место невидимого, область, оторванная от мира, пространство неотмерное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостижимое место.
Алтарь означает человеческую душу, а сам Храм- тело… В алтаре нужно видеть таинство.
Непостижимой Троицы, в Храме – ее познаваемый в мире смысл и силы… Космическое изъяснение: алтарь- символ неба, Храм- символ земли”.
- Вот и заканчивается наше путешествие, что из него вам запомнилось?
Обобщает высказывания учащихся.
А сейчас мы переходим к творческой работе, в которой вы должны будите отразить все свои впечатления об образе города.
Творческая работа.
При выполнении творческой работы учащиеся должны учитывать законы композиции и цвета.
Выполнить с начала несколько эскизов – поисков маленького размера затем, выбрав лучший, увеличить его и выполнить в цвете.
В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель оказывает необходимую индивидуальную помощь. Стремиться поддерживать атмосферу творческого подъема и живой активности ребят.
Когда основная часть учеников определились в работу, негромко звучит музыка.
Пятый этап: итог урока.
Ученики выставляют свои работы к учебной доске для коллективного обсуждения. Учитель направляет разговор, активизируя внимание на оригинальные и выразительные находки пластического решения, на смелость фантазии отдельных работ, на уровень умелости воплощения замысла. Лучшие работы класс награждает дружными аплодисментами.
В заключение вам и мне будет очень приятно услышать стихи Вадима Андриянова.
Белокаменные, златоглавые
Словно лебеди величавые,
Вы по всей Руси
Колокольный звон
Донесли до нас
Из глубин веков
Веру чистую, красоту и свет
Церковь белая -
Предков нам завет.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Технико- экономические требования |
Оценка “ 5 ” |
Оценка “ 4 ” |
Оценка “ 3 ” |
Оценка “ 2 ” |
Качество выполненной работы |
Изделие выполнено в соответствии с законами композиции и цвета |
Изделие выполнено точно в соответствии с законами композиции и цвета, но допущены неточности. |
Изделие выполнено с небольшими отклонениями от законов композиции и цвета. |
Изделие выполнено с большими отклонениями от законов композиции и цвета и не может быть исправлено при доработке. |
Затраты времени на выполнение работы. |
Работа выполнена в срок или раньше срока. |
На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%. |
На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%. |
На выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%. |
Соблюдение технологии при выполнении работы. |
Работа выполнялась в соответствии с технологией. |
Работа выполнялась в соответствии с технологией; отклонения не имели принципиального значения. |
Работа выполнялась с отклонениями от технологии на 25%. |
Работа выполнена в полном несоответствии с технологией. |
Соблюдение правил техники безопасности |
Обязательно при выполнении всех работ. |
Шестой этап: постановка домашнего задания.
Дома выполнить эскиз в натуральную величину, принести ткань, клей ПВА или флизелин, нитки, ножницы, иглы и портновские булавки.