Урок изучения нового материала "Урок-путешествие" по теме: "Образ христианского храма в архитектуре родного города"

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательная: сформировать представление учащихся о белокаменном родного города.

Развивающая:

  • разбудить непосредственность чувственного переживания и воображения,
  • развивать духовную, чувственно-оценочную связь человека с объектом,
  • на практике воплощать образы русского храма.

Воспитывающая:

  • пробуждать чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Тип урока: изучение нового материала. Урок – путешествие.
Оборудование.
Для учителя.
Зрительный ряд: подборка открыток с изображением памятников архитектуры города Троицка (белокаменное зодчество), репродукции с картин Троицких художников с изображением христианских храмов.
Литературный ряд: Лидия Хрипко “Здравствуй, Троицк!”, “Троицку 250! 255…”, “Красота не умирала”.
Музыкальный ряд: песнопения, литургии.
ТСО: магнитофон, диапроектор.

Для учащихся.
Учебные принадлежности: формат А4, карандаш, ластик, краски или фломастеры.

Оформление доски:

Число…
Тема: “Образ христианского храма в архитектуре родного города.”
Эпиграф: “Искони “в Начале было Слово…”,
Так и Троицк назван неспроста:
Осияна “Троица” Рублева,
Троицк – святость, духа высота!”
Размещены репродукции картин троицких художников.

План урока.

Первый этап – подготовительный: подготовка к изучению нового материала.
Второй этап – мотивационно-ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности учащихся на уроке.
Третий этап – основной: ознакомление с новым материалом.
Четвертый этап – первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Пятый этап – заключительный: подведение итогов урока.
Шестой этап – задание на дом.

Ход урока.

Первый этап.

Тихо звучит музыка, способствующая вхождению в урок. Проверка готовности к уроку. Взаимное приветствие.

Второй этап.

Учитель объявляет тему урока и читает эпиграф.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о христианских храмах, о храмах, которые находятся в нашем городе, об их истории, и истории нашего города.

И конечной целью нашей работы будет созданный вами образ города Троицка.

Вы должны будете выполнить несколько поисковых эскизов и, выбрав один из них доработать его в соответствии с законами композиции и цвета для выполнения по нему работы в технике “Лоскутная пластика”. А сейчас, мы с вами отправимся в путешествие по городу.

Третий этап.

На фоне музыки, звучит стихотворение Лидии Хрипко. “Здравствуй Троицк”.

ЗДРАВСТВУЙ, ТРОИЦК!

В небе клик журавлей
клином гаснет вдали…
Троицк-город старинный,
грань российской земли.

Был казачьим ты станом,
русской крепкой рукой…
Ширь степь Казахстана
там, за Уем-рекой…

Пугачевские рати
помнят Троицкий бор:
знать, у пушек со знатью
был суров разговор.

Новых былей картина-
замирает без слов…
Троицк -
город старинный!
Ты и молод,
и нов!

1 экскурсовод.

Есть на Урале города, которые представляют собой целые страницы в истории и культуре нашего Отечества. К таким городам относится и город Троицк. Наш небольшой степной город играл заметную роль в жизни дореволюционной России. Благодаря своему торговому значению, он был известен далеко за пределами страны. В торговле состояла вся жизнь Троицка, торговля же наложила отпечаток на всю его культуру, на внешний облик, на архитектуру.

История города как бы материализовалась в разнообразных жилых и общественных зданиях, в многочисленных торговых постройках, в пышных купеческих особняках, в своеобразной узорной кирпичной кладке, в чередовании кирпича, дерева, штукатурки в затейливом плетении деревянных и железных кружев.

Архитектурно–художественное значение Троицка велико. Знаменитые зодчие здесь не работали, но здания Троицка – это прекрасные образцы материальной культуры, их можно назвать живыми реликвиями. Особая ценность этого архитектурного наследия в том, что оно сохранилось почти целиком.

2 экскурсовод.

Свято-Троицкий собор, или как его ещё называли в просторечии Уйский или Старый собор, является ровесником г. Троицка.

Примечателен тот факт, что основателем Троицка и Свято-Троицкого собора был один и тот же человек – И.И.Неплюев.

В том, что в закладке этого храма участвовал лично И.И. Неплюев, кроется богатый смысл. Этим актом он как бы утверждал, что идея Петра I “открыть врата в полуденную Азию” им осуществлена, т.к. Троицкая крепость поистине стала “ключом к вратам азиатским”. В основу сооружения храма был положен проект всемирно известного архитектора Доминико Трезини.

Грандиозная колокольня собора, её знаменитый шпиль и завершающий его позлащенный крест были своеобразным маяком в безбрежной степи, видимым за многие десятки верст, долгожданным завершающим ориентиром для караван-башей, ведущих на Меновой двор Троицка караваны из Индии, Китая и др.

Свято-Троицкий собор поражал своим великолепием не только троичан, но и видавших виды гостей города.

Своды и стены собора украшены масляной краской, внутри четыре массивные колонны под мрамор легкого оттенка. Посередине возвышается посеребренная люстра, по колоннам и стенам размещены богатые киоты с иконами, по большей части в серебряных вызлощенных ризах. Каждому, кто входил внутрь этого храма, бросался в глаза пятиярусный, как бы облитый золотом иконостас в алтаре с иконами талантливых художников. Огромную ценность собора представляли имеющиеся в нем украшенные драгоценными камнями чаши для причащения. Безусловной достопримечательностью Свято-Троицкого собора был его главный колокол, весящий более 260 пудов. Собор, объявленный Всероссийским памятником истории, дожил до долгожданной поры своего возрождения.

3 экскурсовод.

КРАСОТА НЕ УМИРАЛА!

БЫЛ Михайловский собор,
СЛЫЛ жемчужиной Урала…
Боже!

Ты прости позор!:

Красота не умирала!
Три крыла, зовущих в синь,
Три луча - огонь нетленный,
Три главы: Отец и Сын,
Дух святой - дары Вселенной.
Триединство божества –
Это Троица святая –
погибала, но жива,
вновь над Троицком взлетая!
И Архангел Михаил
Поле битвы не оставил,
наши души сохранил,
в них – незримый храм поставил.
Вновь, как Феникс возрожден,
Жив собор… И Троицк дышит:
колокольный перезвон –
кто захочет,
тот услышит!

В 60-х годах XIX века началось строительство нового православного храма - во имя Архангела Михаила. Идея строительства нового храма диктовалась тем, что Уйский старый собор стал тесным для всё увеличивающегося числа прихожан. Троичане называли Михайло-Архангельский собор жемчужиной в ожерелье других храмов и зданий города. Троичане старшего поколения помнят, как величественно выглядел собор, как великолепно он украшал центр города, как гармонировал собор с тем, что его окружало. По грошам и копейкам собирали средства на постройку первозаглавного храма, безвестные мастеровые воздвигали это рукотворное чудо архитектуры, не жалели денег на его строительство купцы и так называемые – отцы города.

Но разве могли они предполагать, что спустя всего несколько десятков лет другие “отцы города” не пожалеют народных денег на то, чтобы взорвать этот храм.

Произошло это варварство в 1967году. После окончания строительства и освящения соборного храма ранее безымянная площадь получила название - Михайловская.

4 экскурсовод.

Церковь во имя Александра Невского, в просторечии называемая Амурской церковью, обслуживала прихожан предместий Амур, Кирсараи и др

Для большинства троичан эта церковь известна как казачья или тюремная. В чем дело, откуда такая разноречивость? В том, что первоначально церковь, воздвигнутая на плац-парадной площади, была рассчитана на проведение молебнов для расквартированного в соседних казармах казачьего полка. В годы гражданской войны, в черную годину белочешского мятежа и карательных экспедиций колчаковцев, казачья церковь превратилась в тюремную.

5 экскурсовод.

А вот ныне действующая церковь во имя Дмитрия Солунского в свое время считалась как кладбищенская.
При Казанском женском монастыре проживали 31 монахиня и 112 послушниц. Монастырь был основан в 1851 году и располагался рядом с православным кладбищем. Сейчас на территории монастыря размещается авиационно-техническое училище.

Все без исключения православные церкви города как бы выполняли роль идеологических центров. С их амвонов звучали не одни молитвы, но и проповеди, призывающие верующих не только “возлюбить ближнего своего”, но и “не держать зла к иноверцам”, делать все, чтобы сила покаяния и прощения всегда превосходила силу мстительности и греха. И совсем не случайно поэтому в нашем городе никогда не возникали национальные противоборства, не одна из этнических общин не довлела над другой, не кичилась своим превосходством.

Четвертый этап:

Учитель.

Известный художник, философ и ученый П. Флоренский в своем трактате “Иконостас” сказал:

“Храм есть путь горного восхождения. Так - во времени: богослужение, это внутреннее движение, внутреннее расчленение храма, ведет по четвертой координате глубины - горе. Но так же – и в пространстве: организация Храма, направляющая от поверхности оболочек к средоточному ядру, имеет тоже значение. Пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, как разъяснено ранее, есть лестница Иакова, и от видимого она ведет к невидимому, но весь алтарь, как целое, есть уже место невидимого, область, оторванная от мира, пространство неотмерное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостижимое место.

Алтарь означает человеческую душу, а сам Храм- тело… В алтаре нужно видеть таинство.

Непостижимой Троицы, в Храме – ее познаваемый в мире смысл и силы… Космическое изъяснение: алтарь- символ неба, Храм- символ земли”.

- Вот и заканчивается наше путешествие, что из него вам запомнилось?

Обобщает высказывания учащихся.

А сейчас мы переходим к творческой работе, в которой вы должны будите отразить все свои впечатления об образе города.

Творческая работа.

При выполнении творческой работы учащиеся должны учитывать законы композиции и цвета.

Выполнить с начала несколько эскизов – поисков маленького размера затем, выбрав лучший, увеличить его и выполнить в цвете.

В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель оказывает необходимую индивидуальную помощь. Стремиться поддерживать атмосферу творческого подъема и живой активности ребят.

Когда основная часть учеников определились в работу, негромко звучит музыка.

Пятый этап: итог урока.

Ученики выставляют свои работы к учебной доске для коллективного обсуждения. Учитель направляет разговор, активизируя внимание на оригинальные и выразительные находки пластического решения, на смелость фантазии отдельных работ, на уровень умелости воплощения замысла. Лучшие работы класс награждает дружными аплодисментами.

В заключение вам и мне будет очень приятно услышать стихи Вадима Андриянова.

Белокаменные, златоглавые
Словно лебеди величавые,
Вы по всей Руси
Колокольный звон
Донесли до нас
Из глубин веков
Веру чистую, красоту и свет
Церковь белая -
Предков нам завет.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

 

Технико- экономические требования

Оценка “ 5 ”

Оценка “ 4 ”

Оценка “ 3 ”

Оценка “ 2 ”

Качество выполненной работы

Изделие выполнено в соответствии с законами композиции и цвета

Изделие выполнено точно в соответствии с законами композиции и цвета, но допущены неточности.

Изделие выполнено с небольшими отклонениями от законов композиции и цвета.

Изделие выполнено с большими отклонениями от законов композиции и цвета и не может быть исправлено при доработке.

Затраты времени на выполнение работы.

Работа выполнена в срок или раньше срока.

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

На выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

Соблюдение технологии при выполнении работы.

Работа выполнялась в соответствии с технологией.

Работа выполнялась в соответствии с технологией; отклонения не имели принципиального значения.

Работа выполнялась с отклонениями от технологии на 25%.

Работа выполнена в полном несоответствии с технологией.

Соблюдение правил техники безопасности

Обязательно при выполнении всех работ.

Шестой этап: постановка домашнего задания.

Дома выполнить эскиз в натуральную величину, принести ткань, клей ПВА или флизелин, нитки, ножницы, иглы и портновские булавки.