Цель:
- обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;
- развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также в предложениях с прямой речью;
- научить оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;
- расширять и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.
Оборудование: таблицы-схемы оформления простых и сложных предложений, предложений с прямой речью; портрет писательницы Любови Ворониной; картинки животных (сорока, медведь, тетерев).
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте. (Дети садятся, записывают число в тетрадях).
Актуализация знаний. Уплотненный опрос у доски.
Для того, чтобы нам можно было работать на уроке, прежде всего мы должны выполнить ряд упражнений на доске.
(Учитель вызывает 5 учеников к доске для работы по заранее заготовленным заданиям).
1 ученик. Вставить пропущенные орфограммы.
Объяснить значение слова цитата.
2 ученик. Вставить орфограммы. Составить устно предложения со словом карнавал.
- к.рн.вал
- л.тали
- в.лялись
- стру.ки
- гры.ть
3 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.
П.дули студеные ветры и з.ма з.гудела (в) трубу так нач.ла свой ра..ка.. “Снег идет” Любовь В.р.нкова.
4 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения.
Пришла бабу.ка (с) к.ло.ца и ск.зала вот и сн.жок пош.л.
5 ученик. Вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.
Алёнка ск.рее вых.ди - к нам з.ма пришла прокричала Таня девочке в окно.
1 |
“П,” - а. |
6 |
А: “П.” |
2 |
“П.” - а. |
7 |
А: “П?” |
3 |
“П?” - а. |
8 |
А: “П!” |
4 |
“П!” - а. |
9 |
А: “П…” |
5 |
“П…” - а. |
Проверка домашнего задания.
Пока дети работают у доски, проверим, как вы выполнили домашнее задание, какие цитаты вы нашли и составили с ними предложения. Дети зачитывают предложения и называют номер схемы, к которой относится предложение. (Заслушиваются 5-6 предложений)
Ну что ж, молодцы! Вы постарались и нашли очень интересные, поучительные цитаты. Особенно интересные цитаты у Антона, Софьи. Почему? (Они касаются жизненных ситуаций, поучительные).
Проверка отвечающих у доски.
А теперь, ребята, сосредоточим внимание и послушаем ответы учащихся у доски.
1-й ученик читает слова и объясняет их написание. Дополнительные вопрос: Что общего у всех этих слов? (Все они словарные).
2 ученик объясняет пропущенные орфограммы. Дополнительный вопрос: Какое слово лишнее? (карнавал - словарное слово).
Составлено предложение : На новогоднем карнавале все мальчики и девочки были в масках и карнавальных костюмах. Схема предложения:
3 ученик читает предложение, объясняет знаки препинания. Оно выглядит так: “Подули студеные ветры, и зима загудела в трубу.” - так начала свой рассказ “Снег идет” писательница Любовь Воронкова. Схема: “П.”- а. (№2, №9).
4 ученик. Пришла бабушка и сказала: “Вот и снежок пошёл!” Схема: А: “П!” (№8)
5 ученик. “Алеша, скорее выходи - к нам зима пришла!” - прокричала Таня девочке в окно. Схема №4.
Определение темы урока.
Ну что ж, я рада тому, что все вы очень хорошо справились со своими заданиями. Молодцы!
Прошу всех еще раз обратить внимание на задания №3, 4, 5, на таблицу со схемами и определить тему нашего урока.
Правильно. Прямая речь. Запишите название темы в тетрадь.
Давайте повторим, о чем говорят нам схемы I группы (1-5).
После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. “П,” - а. “П!” - а. “П?” - а. “П…” - а.
О чем говорят схемы второй группы (6-9)?
Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”
Запись предложения на доске.
Молодцы! Теоретический материал знаете. Посмотрим, как вы умеете применять правила на письме. Запишем предложение на доске и в тетрадях.
Поэт Петр Вяземский писал:
“Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…”
Что это за предложение?
Это предложение с цитатой; после слов автора надо поставить двоеточие, высказывание автора о языке взять в кавычки, т.е. цитата оформляется на письме так же, как и прямая речь. А: “П…” , схема №9.
Ребята, а как вы понимаете высказывание П. Вяземского о языке?
Что значит “исповедь народа”?
Как понимать слова “слышится природа народа”? (Это идет речь о корнях русского народа, о происхождении народа, зарождении его языка).
Только ли о языке русского народа там можно сказать? Конечно, нет. И о других народах, их языках мы можем сказать словами поэта.
Физминутка.
Графический диктант.
Важно, ребята, очень хорошо различать слова автора и прямую речь. Вот сейчас следующая работа будет посвящена именно такому заданию. Т.е. вы будете записывать только схемы предложений с прямой речью.
Учитель читает предложения , а дети нумеруют схемы предложений в тетрадях.
- На конверте Лиля написала большими буквами: “Вручить Дедушке Морозу”. А: “П.”
- Снежинки летели, падали, кружились, и снова падали.
- Утром Коля проснулся, подошёл к окну и воскликнул: “Мама! Снег идет!” А: “П!”
- “Ура! Мы идем на каток!”- закричали Коля с Олей. “П!” - а.
- “Нельзя кататься по тонкому льду. Это опасно для жизни”. - предупреждают учителя своих учеников, когда наступают морозы и замерзают водоемы. “П”. - а.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.- Стоят голые деревья и ждут зимней одежды, а ели и сосны стали еще зеленее.
А кому еще опасно находиться ранней зимой на льду? (Рыбакам)
Работа в паре.
Проверка выполнения задания. Каждый свою работу сверяет с работой соседа.
Есть сомнения?
Тогда посмотрите на доску и сверьте свои схемы со схемами на доске.
У кого были ошибочки?
Постарайтесь быть повнимательнее, т.к. сейчас предстоит самая сложная работа.
Диктант по сказке Н. Сладкова “Всему свое время”.
Детям предлагается посмотреть на картинки сороки, тетерева, медведя. Спрашиваю:
- Что случилось с этими героями однажды зимой? (Дети вспоминают и рассказывают содержание сказки.)
- А как сказка называется?
- Кто автор этой сказки? (Сказка Н. Сладкова “Всему свое время”).
Вот сейчас по этой сказке мы и напишем небольшой диктант, где будут и слова автора, и прямая речь.
Всему свое время
Надоела зима. Вот бы лето сейчас! “Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?” - спрашивает Сорока. Косач жалуется: “Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные - от мороза!” “На правом боку лежу - малина мерещется, на левом - мед липовый”, - ворчит Миша. “Понятно! Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!” - прострекотала Сорока. И зима провалилась.
Повторное чтение текста. Взаимопроверка работ.
Задание на компьютере.
Выполняет один ученик, проверяет другой. Набраны тексты двух предложений с цитатами. Расставить знаки препинания.
Итог урока.
Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Мы с вами проделали большую и нужную работу.
Объявляются оценки за урок.
Проверяется задание на компьютере.
Рефлексия. Закончи предложение...
Я положительно оцениваю…
Мне нужно обратить внимание…
Я хочу поблагодарить…
Мне было интересно…
Мне показалось важным…