Урок русского языка в 4 классе по теме: "Прямая речь". Урок-закрепление

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;
  • развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также в предложениях с прямой речью;
  • научить оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
  • прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;
  • расширять и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.

Оборудование: таблицы-схемы оформления простых и сложных предложений, предложений с прямой речью; портрет писательницы Любови Ворониной; картинки животных (сорока, медведь, тетерев).

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте. (Дети садятся, записывают число в тетрадях).

Актуализация знаний. Уплотненный опрос у доски.

Для того, чтобы нам можно было работать на уроке, прежде всего мы должны выполнить ряд упражнений на доске.

(Учитель вызывает 5 учеников к доске для работы по заранее заготовленным заданиям).

1 ученик. Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить значение слова цитата.

  • ц.тата
  • прои.шествие
  • иметь (в) виду
  • запам.товать
  • пожалу.ста

2 ученик. Вставить орфограммы. Составить устно предложения со словом карнавал.

  • к.рн.вал
  • л.тали
  • в.лялись
  • стру.ки
  • гры.ть

3 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.

П.дули студеные ветры и з.ма з.гудела (в) трубу так нач.ла свой ра..ка.. “Снег идет” Любовь В.р.нкова.

4 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения.

Пришла бабу.ка (с) к.ло.ца и ск.зала вот и сн.жок пош.л.

5 ученик. Вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.

Алёнка ск.рее вых.ди - к нам з.ма пришла прокричала Таня девочке в окно.

1

“П,” - а.

6

А: “П.”

2

“П.” - а.

7

А: “П?”

3

“П?” - а.

8

А: “П!”

4

“П!” - а.

9

А: “П…”

5

“П…” - а.

   

Проверка домашнего задания.

Пока дети работают у доски, проверим, как вы выполнили домашнее задание, какие цитаты вы нашли и составили с ними предложения. Дети зачитывают предложения и называют номер схемы, к которой относится предложение. (Заслушиваются 5-6 предложений)

Ну что ж, молодцы! Вы постарались и нашли очень интересные, поучительные цитаты. Особенно интересные цитаты у Антона, Софьи. Почему? (Они касаются жизненных ситуаций, поучительные).

Проверка отвечающих у доски.

А теперь, ребята, сосредоточим внимание и послушаем ответы учащихся у доски.

1-й ученик читает слова и объясняет их написание. Дополнительные вопрос: Что общего у всех этих слов? (Все они словарные).

2 ученик объясняет пропущенные орфограммы. Дополнительный вопрос: Какое слово лишнее? (карнавал - словарное слово).

Составлено предложение : На новогоднем карнавале все мальчики и девочки были в масках и карнавальных костюмах. Схема предложения:

3 ученик читает предложение, объясняет знаки препинания. Оно выглядит так: “Подули студеные ветры, и зима загудела в трубу.” - так начала свой рассказ “Снег идет” писательница Любовь Воронкова. Схема: “П.”- а. (№2, №9).

4 ученик. Пришла бабушка и сказала: “Вот и снежок пошёл!” Схема: А: “П!” (№8)

5 ученик. “Алеша, скорее выходи - к нам зима пришла!” - прокричала Таня девочке в окно. Схема №4.

Определение темы урока.

Ну что ж, я рада тому, что все вы очень хорошо справились со своими заданиями. Молодцы!

Прошу всех еще раз обратить внимание на задания №3, 4, 5, на таблицу со схемами и определить тему нашего урока.

Правильно. Прямая речь. Запишите название темы в тетрадь.

Давайте повторим, о чем говорят нам схемы I группы (1-5).

После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. “П,” - а. “П!” - а. “П?” - а. “П…” - а.

О чем говорят схемы второй группы (6-9)?

Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

Запись предложения на доске.

Молодцы! Теоретический материал знаете. Посмотрим, как вы умеете применять правила на письме. Запишем предложение на доске и в тетрадях.

Поэт Петр Вяземский писал:

“Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…”

Что это за предложение?

Это предложение с цитатой; после слов автора надо поставить двоеточие, высказывание автора о языке взять в кавычки, т.е. цитата оформляется на письме так же, как и прямая речь. А: “П…” , схема №9.

Ребята, а как вы понимаете высказывание П. Вяземского о языке?

Что значит “исповедь народа”?

Как понимать слова “слышится природа народа”? (Это идет речь о корнях русского народа, о происхождении народа, зарождении его языка).

Только ли о языке русского народа там можно сказать? Конечно, нет. И о других народах, их языках мы можем сказать словами поэта.

Физминутка.

Графический диктант.

Важно, ребята, очень хорошо различать слова автора и прямую речь. Вот сейчас следующая работа будет посвящена именно такому заданию. Т.е. вы будете записывать только схемы предложений с прямой речью.

Учитель читает предложения , а дети нумеруют схемы предложений в тетрадях.

  1. На конверте Лиля написала большими буквами: “Вручить Дедушке Морозу”. А: “П.”
  2. Снежинки летели, падали, кружились, и снова падали.
  3. Утром Коля проснулся, подошёл к окну и воскликнул: “Мама! Снег идет!” А: “П!”
  4. “Ура! Мы идем на каток!”- закричали Коля с Олей. “П!” - а.
  5. “Нельзя кататься по тонкому льду. Это опасно для жизни”. - предупреждают учителя своих учеников, когда наступают морозы и замерзают водоемы. “П”. - а.
  6. А кому еще опасно находиться ранней зимой на льду? (Рыбакам)

  7. Стали дни короче,
    Солнце светит мало,
    Вот пришли морозы,
    И зима настала.

  8. Стоят голые деревья и ждут зимней одежды, а ели и сосны стали еще зеленее.

Работа в паре.

Проверка выполнения задания. Каждый свою работу сверяет с работой соседа.

    Есть сомнения?

    Тогда посмотрите на доску и сверьте свои схемы со схемами на доске.

    У кого были ошибочки?

    Постарайтесь быть повнимательнее, т.к. сейчас предстоит самая сложная работа.

Диктант по сказке Н. Сладкова “Всему свое время”.

Детям предлагается посмотреть на картинки сороки, тетерева, медведя. Спрашиваю:

  • Что случилось с этими героями однажды зимой? (Дети вспоминают и рассказывают содержание сказки.)
  • А как сказка называется?
  • Кто автор этой сказки? (Сказка Н. Сладкова “Всему свое время”).

Вот сейчас по этой сказке мы и напишем небольшой диктант, где будут и слова автора, и прямая речь.

Всему свое время

Надоела зима. Вот бы лето сейчас! “Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?” - спрашивает Сорока. Косач жалуется: “Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные - от мороза!” “На правом боку лежу - малина мерещется, на левом - мед липовый”, - ворчит Миша. “Понятно! Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!” - прострекотала Сорока. И зима провалилась.

Повторное чтение текста. Взаимопроверка работ.

Задание на компьютере.

Выполняет один ученик, проверяет другой. Набраны тексты двух предложений с цитатами. Расставить знаки препинания.

Итог урока.

Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Мы с вами проделали большую и нужную работу.

Объявляются оценки за урок.

Проверяется задание на компьютере.

Рефлексия. Закончи предложение...

Я положительно оцениваю…

Мне нужно обратить внимание…

Я хочу поблагодарить…

Мне было интересно…

Мне показалось важным…