Цели:
- расширить представление о басне как одном из старейших жанров литературы;
- развить навыки выразительного чтения, формировать умение находить в басне мораль, делать выводы для себя;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, рисунки детей, толковые словари Ожегова, Даля, басни.
ХОД УРОКА
“Поэт и мудрец слились в нем воедино”.
Н.В. Гоголь
I. Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок внеклассного чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте) Садитесь. Откройте тетради, запишите число, тему урока. (Работа в тетрадях)
II. Целевая установка.
Как вы поняли, сегодняшний наш урок посвящен творчеству И.А. Крылова. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца – дедушки Крылова, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
О Крылове знаменитый русский критик Белинский писал: “Честь, слава и гордость нашей литературы”. Кто такой Крылов? Как стал писателем? Ответить на эти вопросы нам помогут Таня и Костя.
III. Сообщения о жизни и творчестве И.А. Крылова.
(Выступление учащихся с сообщениями)
- Спасибо, ребята!
- Может у кого-то есть что дополнить?
(Ответы учащихся)
IV. Работа со словарем.
- Именно басни сделали Крылова знаменитым. А какую басню вы впервые услышали в своей жизни? Кто её автор? (Ответы учеников).
- Как вы думаете, что такое басня? (Ответ ученика).
- Давайте обратимся к словарю и узнаем точное определение этого слова. (Ученик диктует, записываем на доске и в тетрадях).
V. Конкурс “Знатоки басен”.
- А сейчас мы проведем конкурс “Знатоки басен”. Вашему вниманию я предлагаю кроссворд. Работать будете по группам, какая команда будет готова, поднимает руку. За правильный ответ команда получает фишку.
1. Разгадывание кроссворда.
Вопросы:
1. Человек, пишущий басни (баснописец).
2. Вид литературного произведения (басня).
3. Известный русский баснописец (Крылов).
4. Начальные или заключительные строки басни с
нравоучительным выводом (мораль).
5. Перенесение человеческих черт на
неодушевленные предметы и явления
(олицетворение).
6. Изображение предмета, за которым скрывается
другое понятие или другой предмет (аллегория).
2. Конкурс “ Кто лучше знает басни Крылова?”
- А сейчас я буду зачитывать отрывки из басен. Ваша задача – угадать, из какой басни эти строки?
1. Да только воз и ныне там.
(“Лебедь, Щука и Рак ”)
2. Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
(“Стрекоза и муравей”).
3. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
(“Квартет”).
4. Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
(“Мартышка и очки”).
5. Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
(“Ворона и Лисица”).
6. Он порча, он чума, он язва здешних мест!
(А Васька слушает да ест”).
(“Кот и повар”).
7. Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
( “Слон и Моська”).
VI. Знакомство с новой басней “Волк и ягненок”.
- Сегодня мы познакомимся с новой басней “Волк и Ягненок”. На ваших партах лежат тексты басни, возьмите их.
(Выразительное чтение басни учителем.)
Анализ басни:
- Сколько в басне героев? Что можно сказать о них?
- Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? (Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает её, и уже безнадежно произносит: “Ах, чем я виноват?…”
- Как же ведет себя Волк?
- Перед вами две иллюстрации к этой басне, они совершенно разные.
Почему художник на первой картине изобразил Волка в мундире? (Ответы детей)
- Окунемся в историю, кто правил раньше на Руси? (Князья, цари)
- Значит….(Ответы учащихся)
- А кто подразумевается под образом Ягнёнка?
- Обратите внимание на речь Ягненка, какие слова он использует, обращаясь к Волку?
- Как вы понимаете слово Светлейший?
- Запишем в тетрадях, Светлейший – в царской России почетное обращение к князю.
- Найдите в басне мораль. (Ответы)
- На чьей стороне правда?
- Да, правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила. Вот почему баснописец говорит, что “у сильного всегда бессильный виноват”… Эта басня – горькая правда о несправедливых порядках.
- Что осуждает Крылов? (Бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость).
VII. Работа по группам.
1-я группа – “Лингвисты” - будет работать над непонятными, сложными словами, которые встретились в басне.
2-я группа – “Мудрецы” - вы должны вспомнить и подобрать пословицы и поговорки, в которых упоминается главный герой Волк.
3-я группа – “Актёры” - подготовят для нас инсценировку басни, а к ней сделают маски.
VIII. Выступление творческих групп.
- Спасибо за выступления.
IX. Заключение.
- Выступление какой группы понравилась вам больше всего? Чем?
- Да, они говорили красиво, четко; каждый старался голосом и мимикой показать того, кого играет.
- Какой человеческий порок выставил на показ И.А. Крылов в этой басне?
- Чему учит эта басня?
- Остальные басни учат нас или рассказывают смешные истории?
- Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в своих баснях?
- Басни он писал в XVIII веке, а в наш XXI век нужны ли они? (Ответы детей).
- Правильно. Великий критик Белинский восхищенно заметил: “Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.
Справедливо звучат и слова Николая Васильевича Гоголя: “Басни Крылова – достояние народное и составляют книгу мудрости народа”. Надеюсь, что и в дальнейшем вы продолжите знакомство с остальными баснями Крылова и почерпнете из них много мудрого и полезного.
X. Домашнее задание.
(Подсчет фишек,выявление победившей команды)
Домашнее задание: составить свою басню.