Методы обучения орфографии младших школьников. Методическая разработка интегрированного урока в 1-м классе: "Звук [э], Буквы Э, э. Письмо строчной буквы "э"

Разделы: Начальная школа


Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.

В общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут сформированы орфографические навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.

В обучении орфографии прослеживаются три основных направления, которым соответствуют три метода обучения:

Метод языкового анализа и синтеза, который предусматривает постепенное повышение самостоятельности и активности учащихся.

Метод языкового анализа и синтеза простейший и важный, потому что вводится с первых шагов обучения. Обучаясь грамоте, первоклассники учатся слышать звуки, определять их количество, систематически отрабатывать умения на различение согласных и гласных, мягких и твердых, ударных и безударных (на основе их характеристики, сравнения, группировки). Учатся произносить звук в различных позициях и сочетаниях, а затем обозначают его буквой. Учатся писать слова с этой буквой; составляют слоги и слова из звуков и букв.

Звуко-буквенный анализ и синтез служит основой для формирования у учащихся так называемого фонематического слуха, того “чутья”, которое предсказывает им правильные написания букв не только в сильных позициях гласных и согласных, но и в слабых.

Как же возникает фонематический слух? Что способствует его развитию?

Фонематический слух образуется в процессе речевой деятельности. Его развитию способствуют:

  • аналитические и синтаксические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом уровнях;
  • работа над артикулированием звуков;
  • специальные упражнения в словообразовании. Например, образовать однокоренные слова разных частей речи с корнем -гор- (гора, гористый, горный); -сад- (садик, садовод, садовник, садить, садовый);
  • специальные упражнения в словоизменении. Например: гора - горы; сад - в саду; жил, жила, жили (склонение, спряжение).
  • выразительное чтение;
  • специальные упражнения в проговаривании, т.е. развитие кинестезий - ощущений положения и передвижения органов речи; общее языковое развитие.

Чем обширнее речевой опыт у учащегося, тем успешнее формируется у него и языковая интуиция, и фонематический слух.

Метод запоминания, заучивания образцов или имитативный метод, предполагающий репродуктивную деятельность учащихся.

С точки зрения умственного развития учащихся этот способ оценивается отрицательно, тем не менее, он широко используется в практике обучения, и это объясняется достаточно вескими причинами.

Первая причина состоит в том, что запоминание - важнейший элемент усвоения, без него обойтись невозможно. Прочное запоминание, долгое хранение в памяти, быстрое и точное извлечение из “хранилищ” памяти и воспроизведение - таковы ступени овладения любыми знаниями. Какое-либо игнорирование запоминания недопустимо в обучении. Вопрос лишь в том, как происходит запоминание: механически или осознанно, в результате лишь простого восприятия объекта (в данном случае графического образа слова) или в результате операций с объектом. Запоминание осуществляется и на основе звуко-буквенного анализа, и на основе решения орфографических задач.

Вторая причина. В процессе усвоения орфографии должны быть включены разные рецепторы и соответственно различные виды памяти, должны работать разные факторы: зрительный, слуховой, рукодвигательный, речедвигательный и, безусловно, мыслительный. Соответственно им методика обеспечивает использование приемов обучения, опирающихся на эти факторы.

Третья причина состоит в том, что школьники должны усвоить правописание большого количества слов традиционного написания, т.е. непроверяемых, а также тех, которые могут быть проверены лишь на более поздних ступенях обучения на основе правил и которые в начальных классах усваиваются на основе запоминания.

К данному направлению обучения относятся такие конкретные методические приемы, как разнообразные приемы списывания, обычно осложненного грамматическими, фонетическими, лексическими и орфографическими заданиями, зрительные диктанты, использование “Орфографического словарика” и самостоятельно составляемых словарей, проговаривание слов, вывешивание плакатов - списков трудных слов, “печатание” слов, приемы самопроверки путем сравнения с образцом и др.

Запоминание графического состава слова также не может быть универсальным способом обучения орфографии, в первую очередь потому, что огромное количество opфограмм - все случаи правописания падежных окончаний у склоняемых частей речи и личных окончаний у глагола, все дифференцирующие написания, многие случаи правописания приставок и суффиксов - не может быть усвоено на основе запоминания, ибо они не постоянны. И соотнесение звуков и букв, и запоминание, заучивание графического состава слов - необходимые звенья в общей системе формирования орфографических умений и навыков.

Метод решения грамматико-орфографических задач, который в основном совпадает с проблемно-поисковым методом.

Он требует от младших школьников максимальной самостоятельности и умственной активности. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные (то, что дано, известно), условия решения и вопрос (то, что нужно узнать). Но трудность орфографической задачи по сравнению с арифметической состоит в том, что ученик, в сущности, должен сам перед собой поставить эту задачу: в процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от техники письма, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно решить. Трудность усугубляется тем, что этих задач, т.е. орфограмм, очень много: в каждой строке текста от 5 до 10, и время на решение каждой задачи очень ограничено.

Профессор М.Р.Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить вид: проверяемая или нет, если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  4. Определить “шаги”, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Если обратиться к теории проблемного обучения, то можно легко найти в структуре решения орфографической задачи все признаки проблемности: учащийся, ориентируясь в ситуации письма, сам находит объект задачи, осознает его и задачу, формирует задачу, сам находит способ решения этой задачи, сам решает и фиксирует результат, т.е. пишет, претворяет мысленное действие в практику письма.

Иными словами, решение орфографических задач - один из эффективных путей развивающего обучения.

Широко известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя начальных классов - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Уже в 1 классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач некоторых типов. Это задачи:

а) на выбор буквы для обозначения звука (звуко-буквенные), например:

тр(о/а)ва, гру(з/с), ж(и/ы)л, ч(а/я)с, щ(у/ю)ка;

б) на выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения, например:

(Ш/ш)арик, (М/м)аша, (Д/д)он;

в) на определение места знака переноса в слове, например:

оре-хи или о-рехи, лей-ка или ле-йка, коль-цо или кол-ьцо

г) на слитно-раздельное написание слов, например: в класс или вкласс.

Наибольшие трудности вызывает у первоклассников решение задач звуко-буквенного типа, о чем свидетельствуют многочисленные и устойчивые ошибки на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.

Решая задачи звуко-буквенного типа, ребенок выполняет сложные мыслительные действия на основе применения правил. Усвоение орфографической нормы, указанной в правиле, невозможно без овладения необходимыми фонетическими и графическими знаниями и умениями. Программой определен их минимум.

Низкий уровень сформированности у первоклассников фонетических и графических знаний и умений препятствует, прежде всего, осознанию ими области применения правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, т.е. пониманию того, что, когда и почему именно в этих случаях нужно писать в соответствии с данным правилом, следовательно, создает трудности для выделения орфограммы (объекта орфографической задачи).

Поэтому, заранее готовя детей к знакомству с названными орфографическими правилами на уроках обучения грамоте, необходимо, прежде всего, научить детей слышать звуки, определять их количество в словах, систематически отрабатывать умения на различение гласных и согласных звуков и букв, согласных мягких и твердых, гласных ударных и безударных (на основе их сравнения, характеристики, группировки), на постановку ударения. Т.е. работать над формированием фонематического слуха. При этом необходимо уделять внимание и тому, чтобы учащиеся усвоили соответствующую терминологию.

Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь по отдельным видам орфограмм. Поэтому учителю, обучающему детей умениям и навыкам грамотного письма, необходимо знать, во-первых, теоретические основы орфографии, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии, при этом учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Методика орфографии не должна удовлетворяться лишь конечным результатом - отсутствием или наличием ошибок в тетради учащегося. Важно знать, как действует механизм проверки орфограммы, а именно: видит ли ученик орфограмму; если видит, проверяет ли ее каким-либо способом или же пишет по случайному выбору, который тоже может оказаться правильным; на какой ступени алгоритма решения задачи происходит ошибка.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, способствует развитию умственной деятельности учащихся - учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения.

Звук [э]. Буквы Э,э. Письмо строчной буквы э.

1. Организация урока

2. Постановка целей

3. Актуализация знаний учащихся

- Посмотрите и назовите буквы, которые спрятались (ученики называют, учитель прикрепляет на доску буквы Ч Д Т Ц Г И Л).

- Какая буква лишняя? (И)

- Почему? (Обозначает гласный звук, остальные - согласные звуки).

- Какие бывают гласные? (Ударные-безударные, гласные, которые обозначают мягкость согласного и твердость согласного).

Игра. - Посмотрите, на доске два домика - синий и зеленый. Как вы думаете, какие буквы живут в синем домике? (Твердые согласные). А в зеленом домике? (мягкие согласные).

Стоял ясный зимний день. Но к вечеру погода испортилась. Подул ветер, пошел снег, началась метель. Гласные буквы увидели домики и устремились к ним, но в домик пускали только своих. Поставьте каждую гласную букву около своего домика. Чтобы было легче справиться, вспомните, когда согласные бывают твердыми, когда мягкими.

(Дети по одному выходят к доске).

- Молодцы.

- Посмотрите, здесь осталось место еще для одной гласной буквы, с ней мы сегодня и познакомимся.

4. Новая тема.

- Внимание. А теперь послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет,
Без языка, кричит. (Эхо)

- Правильно, это эхо.

- Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? Что они образуют? Слог-слияние).

- Составьте схему слова на доске. (1ученик работает у доски)

- Произнесем еще раз хором первый звук. Слышали раньше этот звук? Верно, слышали в слоге-слиянии и обозначали буквой е.

Итак, [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой Ээ (показ).

1 ученик:

Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нет вот языка.

2 ученик:

Над лучами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.

5. Физкультминутка

6. Работа в прописи

- А теперь будем учиться красиво писать строчную букву э.

  1. Гимнастика для пальчиков;
  2. Письмо узора в широкой строке;
  3. Сравнение печатной и письменной букв э;
  4. Графический анализ буквы: количество элементов, какие:
  5. Показ написания буквы учителем;
  6. Письмо элементов и буквы всю строку:
  7. Показ написания соединения эх; письмо в прописи (1 раз);
  8. чтение слова эхо; письмо в прописи (1 раз);

- Сколько букв в этом слове? (3)

- Сколько звуков? (3)

- Поставьте ударение.

7. Работа над звуком [э]

- Мы красиво написали, а теперь все дружно встали.

- Я называю слово, если вы услышите звук [э], приседаете.

Этот, елка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.

8. Работа над словами с буквой Э

- А сейчас попробуйте составить слова с буквой Э, для этого нужно соединить начало слова и конец (на леске части слов):

аэро, эста, экска, эки, фета, дром, ватор, паж.

Аэродром (территория, на которой производят взлет, посадку и стоянку самолеты)

Эстафета (соревнование двух или более команд в беге, плавании)

Экскаватор (землеройная машина)

Экипаж (команда, которая управляет кораблем, самолетом и т.д.)

9. Работа по учебнику “Русская азбука” с.183

- А теперь прочитаем слова и предложения по учебнику.

  1. Чтение текста “Поиграем в эхо” по цепочке.
  2. Проверка восприятия. - Где можно услышать эхо? Кто из вас слышал эхо?
  3. Самостоятельное чтение текста.
  4. Найдите и прочитайте слова с орфограммами ши, чк, ча, ь на конце слова.

 

10. Физкультминутка

11. Работа в прописи

- Прочитаем еще раз хором название текста. “Поиграем в эхо”.

- Найдите это предложение в прописи. Составьте схему предложения. Почему слово “Поиграем” записано с заглавной буквы? Что ставим в конце предложения? Запишите его, проговаривая слова по слогам.

Запись слов это, эти, этот, этажи.

- Поделите слова на слоги, поставьте ударение.

- Чем похожи слова? (С буквой э). Какое слово лишнее? (Этажи). Почему? (3 слога).

12. Самостоятельная работа

а) По рядам..

1 ряд - из слогов составить слово: эк, сия, я, скур (экскурсия);

2 ряд - из букв составить слово: э з а к м н е (экзамен);

3 ряд - прочитать слово с конца : а к ч и р т к е л э (электричка).

б) В парах. Учитель раздает карточки со словами, которые составляли дети. Задание: подчеркнуть в словах все гласные буквы. Кто выполняет задание, вдвоем поднимает карточку. Взаимопроверка.

14. Итоги урока

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Молодцы! Я благодарю вас за активную работу.