Нестандартные способы повторения на уроках информатики

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Сканворды относятся к такому виду головоломок, которые таят в себе большие педагогические возможности. Их целесообразно применять для повторения материала и актуализации знаний. При разгадывании сканворда по информатике косвенно осуществляется повторение материала из таких ее разделов как “Информация” (кодирование информации) и “Моделирование и формализация” (объединение простых объектов - букв в сложные - слова), но и проверка уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде.

Предложенные сканворды целесообразно использовать для тематического повторения основных определений и терминов при изучении темы “Основы программирования” (изучаемый язык программирования Pascal). Для обобщающего повторения следует сочетать решение сканвордов с практическим повторением умений и навыков.

Учащимся предлагается сканворд. Нужно найти зашифрованные в нем операторы языка программирования Pascal. Из букв, не используемых в названиях операторов, составить название еще одного оператора. Причем, обучаемые не только должны найти в сканворде слова по указанной теме, но и ответить на дополнительные вопросы. Количество вопросов к сканвордам подбирается учителем индивидуально для каждого класса. В сканворде возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

После расшифровки сканворда учитель выясняет, кто из учеников нашел больше всего правильных ответов, и предоставляет ему право назвать их. Остальные проверяют свои решения и при необходимости дополняют ответ. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе - при работе над дополнительными вопросами. Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканвордной сетке? При подготовке вопросов необходимо учесть и то, что все имеющиеся в сканворде слова должны быть в этих вопросах отражены.

Сканворд № 1

Основные типы данных. Структура программы в Pascal’е

Сканворды(два варианта)

Ответы (оба варианты): BEGIN, BOOLEAN, CONST, END, INTEGER, PROGRAM, REAL, USES, VAR. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - CHAR.

Вопросы:

  1. Перечислите служебные слова из сканворда, которые соответствуют каждому из четырёх разделов программы на Паскале.
  2. (Заголовок - PROGRAM; список имён подключаемых библиотечных модулей - USES; раздел описаний - CONST, VAR; раздел операторов - BEGIN, END.)

  3. Укажите все неиспользованные в сканворде служебные слова из раздела описаний программы на Паскале.
  4. (LABEL, TYPE, PROCEDURE, FUNCTION.)

  5. Какое минимальное количество разделов может быть в программе в Паскале? Назовите их.
  6. (Один - раздел операторов.)

  7. Назовите основные типы данных и соответствующие им стандартные имена, используемые в сканворде.
  8. (Целочисленный тип- INTEGER, вещественный тип - REAL, символьный тип - CHAR, логический - BOOLEAN.)

  9. Укажите, какие операции деления возможны над данными целочисленного типа. Поясните их результат и назовите соответствующее стандартное имя, используемое в программе.
  10. (а. Деление с остатком. Результатом является остаток от целочисленного деления. MOD; б. Целочисленное деление. Результатом является целая часть от деления. DIV).

  11. Назовите стандартные имена для обозначения целочисленных типов данных, неуказанных в сканворде. Укажите соответствующий им диапазон значений и количество чисел.
  12. ( BYTE: 0…255, 28 чисел; SHORTING: -128…127, 28 чисел; WORD: 0…65535, 216 чисел; LONGINT: -2147483648…2147483647, 232 чисел.)

  13. Какого типа данных должна быть переменная X, если в программе используется одна из перечисленных функций: ORD(x), CHR(x), PRED(x), SUCC(x)? Как её описать в разделе описания переменных?
  14. (X - данное символьного типа, VAR x: CHAR;)

  15. Укажите типы данных, в которых нет возможности ввода данных с помощью оператора READ.
  16. (Логический тип данных - BOOLEAN.)

  17. Назовите операцию, которая в целочисленном типе данных невозможна, а в вещественном типе данных имеет место. Объясните причину невозможности.
  18. (Обычное деление. Данная операция невозможна над данными целочисленного типа, так как в результате его могут получиться дробные числа, а целочисленному типу могут быть присвоены только целые значения переменных).

Сканворд № 2

Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы

Сканворды(два врианта)

Ответы (оба варианты): BEGIN, CASE, ELSE, END, FOR, IF, READ, REPEAT, THEN, WHILE, WRITE. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - GOTO.

Вопросы:

  1. Перечислите операторы из сканворда, которые могут использоваться для организации линейных алгоритмов.
  2. (BEGIN, END, READ, WHILE.)

  3. Какие форматы записи операторов ввода, вывода не использованы в сканворде?
  4. (READLN, WRITELN.)

  5. Назовите операторы, из указанных в сканворде для программ с разветвляющейся конструкцией.
  6. (IF … THEN … ELSE, CASE, GOTO.)

  7. Укажите форматы условного оператора, нарисуйте их блок-схемы. Перечислите используемые операторы для каждой из форм.
  8. (Неполная - IF … THEN, полная - IF … THEN … ELSE.)

  9. Разбейте операторы, названные в сканворде на операторы условного и безусловного перехода.
  10. (IF … THEN … ELSE, CASE - операторы условного перехода; GOTO - оператор безусловного перехода.)

  11. Какие операторы используются для организации циклических конструкций?
  12. (FOR, REPEAT, WHILE.)

  13. По принципу действия, какие операторы цикла противоположны? Зарисуйте для них блок-схемы.
  14. (REPEAT, WHILE.)

  15. Тело какого цикла выполняется всегда хотя бы один раз? Объясните свой ответ.
  16. (REPEAT, так как сначала выполняются операторы тела цикла, затем проверяется условие.)

  17. Перечислите операторы из сканворда, которые могут использоваться при работе с массивами.
  18. (Все.)

  19. Какие из операторов для заполнения массива случайными числами не вошли в сканворд?
  20. (USES CRT, RANDOMIZE.)

  21. Напишите простейшую программу с минимальным набором операторов.
  22. ( BEGIN

    WRITE;

    END.)

Урок-повторение по темам:
“Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы”
в форме игры “Пирамида”

Предложенный урок целесообразно использовать для повторения основных определений и терминов при изучении языка программирования Pascal. Интеллектуальная игра проводится одним из заключительных уроков по темам: “Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы”.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение пройденного материала по темам: “Основные операторы языка Pascal”, “Линейные алгоритмы”, “Ветвления”, “Циклы”, “Массивы”;
  • выявление уровня знаний учащихся по этим темам;
  • закрепление навыков грамотности написания терминов - операторов языка Pascal;

Развивающие:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • выявление творчески мыслящих учащихся;
  • развитие у учащихся познавательного интереса, наглядно-образного мышления, внимания;
  • формирование компьютерной грамотности и потребности у учащихся в приобретении знаний;

Воспитательные:

  • воспитание внимания друг к другу, взаимовыручки, ответственности в ходе командной игры;
  • привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
  • воспитание бережного отношения к компьютерной технике.

Форма проведения урока: командная игра “Пирамида”.

Оборудование урока:

  • персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point, пакетом Borland Pascal;
  • файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;
  • карточки с частями речи;
  • карточки со сканвордом № 1, сканвордом № 2.

План урока

Организационный момент

При входе в класс учащиеся получают карточку со словом. Варианты карточек:

язык
система
периферийные
технологии
каталог
оперативная
тактовая
редактор
алгоритм
неделя
линейный
электронное
память
текстовый
информатики
счисления
устройства
программирования
корневой
информационные

Команды можно формировать по наличию определенной части речи на карточке у учащегося: в одну команду - прилагательные, в другую - существительные. Карточки со словами учащиеся сохраняют при себе до второго тура.

1 тур

Командам предлагается для разгадывания Сканворд №1 (приведен выше), кроме дополнительных вопросов. За каждое правильное отгаданное слово в сканворде команда зарабатывает по 1 баллу. Та команда, у которой будет наибольшее количество заработанных баллов, начинает первая “строить фундамент своей будущей пирамиды”. (В это же время другая команда отвечает на дополнительные вопросы Сканворда № 1.)

Команда может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации, которая расположена в Приложении1.ppt. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только один человек из команды (смотрите <Рисунок1>). Выбрав, один из разделов 1 тура команда решает, кто будет объяснять слова из каждого выбранного раздела. Этот участник команды и занимает место за компьютером учителя, остальные участники данной команды не видят, что происходит на экране монитора. Данному учащемуся можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а его команде нужно отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл. За каждым разделом “скрывается” пять терминов.

Рис.1

Рис.1

В презентации Приложение1.ppt при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, команда возвращается за свой круглый стол и отвечает на дополнительные вопросы Сканворда № 1. (Другая команда в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)

Разделы 1 тура:

Портфель программиста

Слова-термины: компьютер, программа, язык программирования, алгоритм, задача.

Начало всех начал

Слова-термины: запуск Pascal, набор текста, компиляция, запуск программы, просмотр результатов.

Из чего же алфавит?

Слова-термины: буквы, цифры, специальные символы, арифметические операции, знаки отношений.

А типы разные бывают

Слова-термины: real, integer, char, boolean, byte.

Готовность номер один

Слова-термины: *, /, SQRT, ABS, SQR.

Раздел имущества

Слова-термины: заголовок, список имен подключаемых модулей, раздел описаний констант, раздел описаний переменных, раздел операторов.

2 тур

Команды меняют свои составы по правилу: найди свою пару и образуй новую команду. У каждого учащегося есть карточка со словами, которую он получил при входе в класс. Необходимо составить свою пару существительное - прилагательное, а затем из этих пар сформировать новые команды.

Варианты пар:

язык программирования,
система счисления,
устройства периферийные,
технологии информационные,
каталог корневой,
память оперативная,
частота тактовая,
редактор текстовый,
алгоритм линейный,
неделя программирования.

Командам предлагается для разгадывания Сканворд № 2 (приведен выше). Та команда, у которой на данный момент времени наибольшее количество заработанных баллов, первая приступает к следующему этапу “построения своей пирамиды”. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt. (В это же время другая команда отвечает на дополнительные вопросы Сканворда № 2. В частности, блок-схемы, являющиеся ответом на четвертый и седьмой дополнительный вопрос, должны быть оформлены в текстовом процессоре Microsoft Word и сохранены в отдельный файл.) Все остальное аналогично 1 туру.

Разделы 2 тура:

С геометрией дружны

Слова-термины: параллелограмм, эллипс, прямоугольник, шестиугольник, ромб;

Буквы разные писать

слова-термины: : ; [ ] , ( )

Направо пойдешь

Слова-термины: условие, полная форма, действие, неполная форма, CASE;

День, ночь

Слова-термины: параметр, шаг, зацикливание, тело, GOTO;

На 1 - ый, 2 - ой рассчитайся

Слова-термины: индекс, имя, тип, элемент, RANDOM;

Тише едешь - дальше будешь

Слова-термины: действие, переменная, константа, присвоение, вывод.

Финал

Команда с наименьшим количеством баллов на данный момент выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации Приложение1.ppt. В финале от каждой команды участвует по одному человеку. Стоимость слов-терминов в финале разная:

real - 1 балл,

for - 1,5 балла,

repeat - 2 балла,

program - 3 балла,

clrscr - 3,5 балла,

uses crt - 5 баллов.

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества баллов, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества баллов в соответствии с их стоимостью.

Подведение итогов

Определяется команда-победитель по сумме баллов всей игры. Она зарабатывает один час дополнительной работы в Интернет.