Сканворды относятся к такому виду головоломок, которые таят в себе большие педагогические возможности. Их целесообразно применять для повторения материала и актуализации знаний. При разгадывании сканворда по информатике косвенно осуществляется повторение материала из таких ее разделов как “Информация” (кодирование информации) и “Моделирование и формализация” (объединение простых объектов - букв в сложные - слова), но и проверка уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде.
Предложенные сканворды целесообразно использовать для тематического повторения основных определений и терминов при изучении темы “Основы программирования” (изучаемый язык программирования Pascal). Для обобщающего повторения следует сочетать решение сканвордов с практическим повторением умений и навыков.
Учащимся предлагается сканворд. Нужно найти зашифрованные в нем операторы языка программирования Pascal. Из букв, не используемых в названиях операторов, составить название еще одного оператора. Причем, обучаемые не только должны найти в сканворде слова по указанной теме, но и ответить на дополнительные вопросы. Количество вопросов к сканвордам подбирается учителем индивидуально для каждого класса. В сканворде возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.
После расшифровки сканворда учитель выясняет, кто из учеников нашел больше всего правильных ответов, и предоставляет ему право назвать их. Остальные проверяют свои решения и при необходимости дополняют ответ. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе - при работе над дополнительными вопросами. Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканвордной сетке? При подготовке вопросов необходимо учесть и то, что все имеющиеся в сканворде слова должны быть в этих вопросах отражены.
Сканворд № 1
Основные типы данных. Структура программы в Pascal’е
Ответы (оба варианты): BEGIN, BOOLEAN, CONST, END, INTEGER, PROGRAM, REAL, USES, VAR. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - CHAR.
Вопросы:
- Перечислите служебные слова из сканворда, которые соответствуют каждому из четырёх разделов программы на Паскале.
- Укажите все неиспользованные в сканворде служебные слова из раздела описаний программы на Паскале.
- Какое минимальное количество разделов может быть в программе в Паскале? Назовите их.
- Назовите основные типы данных и соответствующие им стандартные имена, используемые в сканворде.
- Укажите, какие операции деления возможны над данными целочисленного типа. Поясните их результат и назовите соответствующее стандартное имя, используемое в программе.
- Назовите стандартные имена для обозначения целочисленных типов данных, неуказанных в сканворде. Укажите соответствующий им диапазон значений и количество чисел.
- Какого типа данных должна быть переменная X, если в программе используется одна из перечисленных функций: ORD(x), CHR(x), PRED(x), SUCC(x)? Как её описать в разделе описания переменных?
- Укажите типы данных, в которых нет возможности ввода данных с помощью оператора READ.
- Назовите операцию, которая в целочисленном типе данных невозможна, а в вещественном типе данных имеет место. Объясните причину невозможности.
(Заголовок - PROGRAM; список имён подключаемых библиотечных модулей - USES; раздел описаний - CONST, VAR; раздел операторов - BEGIN, END.)
(LABEL, TYPE, PROCEDURE, FUNCTION.)
(Один - раздел операторов.)
(Целочисленный тип- INTEGER, вещественный тип - REAL, символьный тип - CHAR, логический - BOOLEAN.)
(а. Деление с остатком. Результатом является остаток от целочисленного деления. MOD; б. Целочисленное деление. Результатом является целая часть от деления. DIV).
( BYTE: 0…255, 28 чисел; SHORTING: -128…127, 28 чисел; WORD: 0…65535, 216 чисел; LONGINT: -2147483648…2147483647, 232 чисел.)
(X - данное символьного типа, VAR x: CHAR;)
(Логический тип данных - BOOLEAN.)
(Обычное деление. Данная операция невозможна над данными целочисленного типа, так как в результате его могут получиться дробные числа, а целочисленному типу могут быть присвоены только целые значения переменных).
Сканворд № 2
Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы
Ответы (оба варианты): BEGIN, CASE, ELSE, END, FOR, IF, READ, REPEAT, THEN, WHILE, WRITE. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - GOTO.
Вопросы:
- Перечислите операторы из сканворда, которые могут использоваться для организации линейных алгоритмов.
- Какие форматы записи операторов ввода, вывода не использованы в сканворде?
- Назовите операторы, из указанных в сканворде для программ с разветвляющейся конструкцией.
- Укажите форматы условного оператора, нарисуйте их блок-схемы. Перечислите используемые операторы для каждой из форм.
- Разбейте операторы, названные в сканворде на операторы условного и безусловного перехода.
- Какие операторы используются для организации циклических конструкций?
- По принципу действия, какие операторы цикла противоположны? Зарисуйте для них блок-схемы.
- Тело какого цикла выполняется всегда хотя бы один раз? Объясните свой ответ.
- Перечислите операторы из сканворда, которые могут использоваться при работе с массивами.
- Какие из операторов для заполнения массива случайными числами не вошли в сканворд?
- Напишите простейшую программу с минимальным набором операторов.
(BEGIN, END, READ, WHILE.)
(READLN, WRITELN.)
(IF … THEN … ELSE, CASE, GOTO.)
(Неполная - IF … THEN, полная - IF … THEN … ELSE.)
(IF … THEN … ELSE, CASE - операторы условного перехода; GOTO - оператор безусловного перехода.)
(FOR, REPEAT, WHILE.)
(REPEAT, WHILE.)
(REPEAT, так как сначала выполняются операторы тела цикла, затем проверяется условие.)
(Все.)
(USES CRT, RANDOMIZE.)
( BEGIN
WRITE;
END.)
Урок-повторение по темам:
“Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы”
в форме игры “Пирамида”
Предложенный урок целесообразно использовать для повторения основных определений и терминов при изучении языка программирования Pascal. Интеллектуальная игра проводится одним из заключительных уроков по темам: “Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы”.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторение пройденного материала по темам: “Основные операторы языка Pascal”, “Линейные алгоритмы”, “Ветвления”, “Циклы”, “Массивы”;
- выявление уровня знаний учащихся по этим темам;
- закрепление навыков грамотности написания терминов - операторов языка Pascal;
Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- выявление творчески мыслящих учащихся;
- развитие у учащихся познавательного интереса, наглядно-образного мышления, внимания;
- формирование компьютерной грамотности и потребности у учащихся в приобретении знаний;
Воспитательные:
- воспитание внимания друг к другу, взаимовыручки, ответственности в ходе командной игры;
- привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
- воспитание бережного отношения к компьютерной технике.
Форма проведения урока: командная игра “Пирамида”.
Оборудование урока:
- персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point, пакетом Borland Pascal;
- файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;
- карточки с частями речи;
- карточки со сканвордом № 1, сканвордом № 2.
План урока
Организационный момент
При входе в класс учащиеся получают карточку со словом. Варианты карточек:
язык система периферийные технологии каталог оперативная тактовая редактор алгоритм неделя |
линейный электронное память текстовый информатики счисления устройства программирования корневой информационные |
Команды можно формировать по наличию определенной части речи на карточке у учащегося: в одну команду - прилагательные, в другую - существительные. Карточки со словами учащиеся сохраняют при себе до второго тура.
1 тур
Командам предлагается для разгадывания Сканворд №1 (приведен выше), кроме дополнительных вопросов. За каждое правильное отгаданное слово в сканворде команда зарабатывает по 1 баллу. Та команда, у которой будет наибольшее количество заработанных баллов, начинает первая “строить фундамент своей будущей пирамиды”. (В это же время другая команда отвечает на дополнительные вопросы Сканворда № 1.)
Команда может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации, которая расположена в Приложении1.ppt. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только один человек из команды (смотрите <Рисунок1>). Выбрав, один из разделов 1 тура команда решает, кто будет объяснять слова из каждого выбранного раздела. Этот участник команды и занимает место за компьютером учителя, остальные участники данной команды не видят, что происходит на экране монитора. Данному учащемуся можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а его команде нужно отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл. За каждым разделом “скрывается” пять терминов.
Рис.1
В презентации Приложение1.ppt при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.
Когда три раздела 1 тура разгаданы, команда возвращается за свой круглый стол и отвечает на дополнительные вопросы Сканворда № 1. (Другая команда в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)
Разделы 1 тура:
Портфель программиста
Слова-термины: компьютер, программа, язык программирования, алгоритм, задача.
Начало всех начал
Слова-термины: запуск Pascal, набор текста, компиляция, запуск программы, просмотр результатов.
Из чего же алфавит?
Слова-термины: буквы, цифры, специальные символы, арифметические операции, знаки отношений.
А типы разные бывают
Слова-термины: real, integer, char, boolean, byte.
Готовность номер один
Слова-термины: *, /, SQRT, ABS, SQR.
Раздел имущества
Слова-термины: заголовок, список имен подключаемых модулей, раздел описаний констант, раздел описаний переменных, раздел операторов.
2 тур
Команды меняют свои составы по правилу: найди свою пару и образуй новую команду. У каждого учащегося есть карточка со словами, которую он получил при входе в класс. Необходимо составить свою пару существительное - прилагательное, а затем из этих пар сформировать новые команды.
Варианты пар:
язык программирования,
система счисления,
устройства периферийные,
технологии информационные,
каталог корневой,
память оперативная,
частота тактовая,
редактор текстовый,
алгоритм линейный,
неделя программирования.
Командам предлагается для разгадывания Сканворд № 2 (приведен выше). Та команда, у которой на данный момент времени наибольшее количество заработанных баллов, первая приступает к следующему этапу “построения своей пирамиды”. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt. (В это же время другая команда отвечает на дополнительные вопросы Сканворда № 2. В частности, блок-схемы, являющиеся ответом на четвертый и седьмой дополнительный вопрос, должны быть оформлены в текстовом процессоре Microsoft Word и сохранены в отдельный файл.) Все остальное аналогично 1 туру.
Разделы 2 тура:
С геометрией дружны
Слова-термины: параллелограмм, эллипс, прямоугольник, шестиугольник, ромб;
Буквы разные писать
слова-термины: : ; [ ] , ( )
Направо пойдешь
Слова-термины: условие, полная форма, действие, неполная форма, CASE;
День, ночь
Слова-термины: параметр, шаг, зацикливание, тело, GOTO;
На 1 - ый, 2 - ой рассчитайся
Слова-термины: индекс, имя, тип, элемент, RANDOM;
Тише едешь - дальше будешь
Слова-термины: действие, переменная, константа, присвоение, вывод.
Финал
Команда с наименьшим количеством баллов на данный момент выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации Приложение1.ppt. В финале от каждой команды участвует по одному человеку. Стоимость слов-терминов в финале разная:
real - 1 балл,
for - 1,5 балла,
repeat - 2 балла,
program - 3 балла,
clrscr - 3,5 балла,
uses crt - 5 баллов.
В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества баллов, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества баллов в соответствии с их стоимостью.
Подведение итогов
Определяется команда-победитель по сумме баллов всей игры. Она зарабатывает один час дополнительной работы в Интернет.