Пакет документов для организации учебно-исследовательской деятельности лицеистов.
Развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования, опыта, накопленного в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. Предлагаем пакет документов, нормирующих организацию учебно-исследовательской деятельности в лицее.
Положение об исследовательском обществе лицеистов “Аристотель”
1.Общие положения.
1.1.Исследовательское общество лицеистов (далее ИОЛ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях ИОЛ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной работы под руководством ученых, преподавателей ВУЗов, учителей и других специалистов.
1.2. ИОЛ может иметь свое название, эмблему, девиз, удостоверения.
1.3. Членами ИОЛ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в ИОЛ, имеющие склонность к творчеству, рекомендованные учителями.
1.4. Членами ИОЛ являются школьники, постоянно занимающиеся поисковой, учебно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
2. Цели и задачи.
2.1.Целью ИОЛ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
2.2. Задачи ИОЛ: воспитывать интерес к углубленному изучению дисциплин; готовить к выбору будущей профессии, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки учебно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием; развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах УИР; пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства; формировать единое лицейское научное сообщество со своими традициями.
3. Содержание деятельности ИОЛ.
3.1.Организация членами ИОЛ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, науки, техники искусства.
3.2. Проведение обзоров научной и научно-популярной периодики.
3.3. Проведение лицейских прослушиваний, межшкольных НПК.
3.4.Организация творческих встреч с исследователями, учеными.
3.5.Организация и проведение выездных школ, экспедиций, экскурсий.
3.6. Издание сборников “Ученые записки ИОЛ”.
4. Организация работы ИОЛ.
4.1.Высшим органом ИОЛ является общее собрание, проводимое в начале года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы ИОЛ на год, избирается Совет.
4.2.В Совет ИОЛ могут входить школьники, учителя, администрация.
4.3. Совет ИОЛ создает жюри лицейских прослушиваний, НПК, осуществляет прием новых членов общества.
4.4. Тематика УИР определяется совместно с руководителем по согласованию с МО учителей.
4.5. Результаты деятельности ИОЛ за год подводится на итоговой НПК
5. Права и обязанности членов ИОЛ.
5.1. Члены общества обязаны: участвовать в конференциях и прослушиваниях; углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по совершенствованию работы ИОЛ; участвовать в организации выставочных работ; отчитываться о своей работе.
5.2. Члены ИОЛ имеют право: принимать участие в конференциях различного уровня; участвовать в проектировании выездных школ; использовать материальную базу школы для самостоятельных исследований; получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного консультанта; публиковать результаты УИР в печатных органах ИОЛ; принимать участие в работе общего собрания ИОЛ; избирать и быть избранным в руководящие органы ИОЛ; добровольно выйти из состава ИОЛ.
По итогам года за активную работу члены ИОЛ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в региональных, федеральных конференциях.
Положение об учебно-исследовательской работе учащихся лицея
1. Общие положения.
1.1. Учебно-исследовательская деятельность – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Целью учебно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
1.3.Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований; развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.); развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике; способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
2. Организация учебно-исследовательской работы учащихся.
2.1. Руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание учебно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития лицея и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается руководителем по согласованию с методическим объединением учителей.
2.3. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности учебно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.5. Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся лицея) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы территориального, регионального, федерального, международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
3. Виды учебно-исследовательской деятельности лицеистов.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности лицеистов являются: проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования); изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов; экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата; проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. Критерии учебно-исследовательской работы.
Критерии: актуальность выбранного исследования; качественный анализ состояния проблемы; владение автором научным аппаратом; сформулированность и аргументированность собственного мнения; практическая значимость исследования; четкость выводов, обобщающих исследования; грамотность оформления к защите результатов УИР
Положение о прослушивании учебно-исследовательских работ лицеистов.
1. Общие требования.
1.1. Прослушивание учебно-исследовательских работ учащихся, проводимое в форме публичных выступлений, показывает уровень овладения лицеистами элементами учебно-исследовательской работы.
1.2. Прослушивание является составной частью подготовки учащегося к выступлению на лицейской научно-практической конференции.
1.3. Темы учебно-исследовательских работ утверждаются на заседаниях методических объединений учителей.
1.4. Тема работы выбирается учащимся самостоятельно.
1.5. Содержание материала, на основе которого выполняется учебно-исследовательская работа, может выходить за рамки содержания общеобразовательной программы.
1.6. Учебно-исследовательская работа представляется к прослушиванию в виде, соответствующем требованиям к рукописи, предназначенной для публикации в сборнике исследовательского общества лицеистов “Аристотель” “Ученые записки лицея”
1.7. Учебно-исследовательская работа должна содержать анализ учебной, научно-популярной и научно-методической литературы по теме исследований.
1.8. Анализ литературы по теме работы призван показать умение выделять существенное, четко и ясно излагать суть проблемы и формулировать собственную точку зрения.
2. Требования к содержанию.
2.1. Учебно-исследовательская работа лицеиста должна состоять, как минимум, из следующих частей:
2.1.1. Первая часть “Введение” должна обосновывать актуальность избранной темы, показывать умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования.
2.1.2. Вторая часть “Теоретическая” должна содержать изложение теоретического материала, на которое опирается данное исследование.
2.1.3. В случае, если работа опирается на эксперимент, выполненный лицеистами самостоятельно, доклад должен содержать “практическую” часть, состоящую из описания проведенных экспериментальных исследований с необходимыми рисунками, таблицами, схемами.
2.1.4. В последней части “Выводы” учащийся анализирует результаты проделанной работы, делает обобщающее заключение. Помимо общих выводов о работе, лицеист отвечает на вопросы рефлексивного характера: что я узнал, выполняя работу?; какая часть работы вызвала наибольшие трудности? Почему?; что изменилось во мне во время выполнения работы? и т. д.
3. Научное руководство.
3.1.Научное руководство учащимися, готовящими учебно-исследовательскую работу, осуществляется руководителем учебно-исследовательской мастерской и проводится на занятиях в форме индивидуальной или групповой работы.
3.2. Научное руководство или консультирование возможно специалистами вузов и других научных учреждений.
4. Процедура защиты учебно-исследовательской работы.
4.1. Учебно-исследовательская работа представляется на прослушивание вместе с рецензией научного руководителя и учителя-оппонента.
4.2. Научный руководитель и рецензент представляют заключение на учебно-исследовательскую работу в письменном виде в научно-методическую часть лицея
4.3. Работа представляется к рецензии не позднее, чем за 3-4 дня до прослушивания в виде, позволяющем передать ее на рецензию.
4.4. Процедура защиты представляет собой: краткое выступление автора работы (до 10 минут); ответы на вопросы; выступление рецензента; выступление научного руководителя; свободная дискуссия; итоговая оценка за учебно-исследовательскую работу выставляется после обсуждения комиссией и вносится в протокол.
5. Процедура оценки учебно-исследовательской работы.
5.1. В качестве критерия установления оценки выступает согласованное коллегиальное мнение членов жюри по соотнесению овладения автором работы навыками ведения самостоятельного учебного исследования.
5.2. При выставлении оценки членам жюри предлагается использовать нижеприведенную шкалу, выраженную в процентах: доклад по теме – 50%; ответы на вопросы – 25%; актуальность, значимость данной работы – 15%; оформление работы – 10%.
Положение об ученической конференции “Первые шаги в науку” лицеистов
Лицейская ученическая конференция “Первые шаги в науку” проводится ежегодно в феврале для подведения итогов учебно-исследовательской, поисковой, опытно-экспериментальной, проектной работы учащихся.
1. Цели и задачи лицейской ученической конференции.
Цели и задачи: создание места демонстрации успеха учащихся, занимающихся учебно-исследовательской и экспериментальной работой; формирование у учащихся глубокого интереса к основам наук; выявление творчески одаренных детей, склонных к учебно-исследовательской работе; профессиональная ориентация выпускников лицея на подготовку высококвалифицированных кадров для науки, народного хозяйства региона; организация учебы педагогических работников в области исследовательской деятельности с учащимися.
2. Сроки и участие в лицейской ученической конференции.
2.1.Лицейская ученическая конференция проводится в последнюю субботу февраля.
2.2. В конференции могут принять участие лицеисты 2-11-х классов по направлениям предлагаемых секций. Время выступления до 10 минут.
2.3 В ходе работы планируется проведение секций: литература и начальное литературное творчество; мировая художественная культура; иностранных языков и страноведение; история и историческое краеведение; этнография и фольклор; экспериментальная и теоретическая физика; ИВТ и программирование; юных натуралистов; медицина и физиология; математика; география и географическое краеведение; химия; биология и экология; проба пера; психология.
По желанию участников могут быть сформированы и другие секции.
2.4. Заявки на участие предоставлять до 10 февраля президенту исследовательского общества лицеистов по форме: Ф.И.О., выступающего на конференции с сообщением, класс; тема сообщения; секция; руководитель, с указанием его места работы и звания. К заявке прилагаются тезисы выступления (до 2 машинописных страниц), рецензия или экспертное заключение специалиста или консультанта (по форме).
3. Оргкомитет по проведению конференции.
3.1. Общее руководство осуществляет оргкомитет, состоящий из членов исследовательского общества лицеистов, педагогов, администрации.
3.2. В состав жюри конференции приглашаются представители институтов, преподаватели образовательных учреждений, специалисты отраслей хозяйств, связанных с тематикой секций.
4. Подведение итогов и награждение
4.1. Победителям конференции вручаются дипломы 1,2,3 степеней, приглашения на лицейский бал “Звезды лицея”. Всем остальным участникам - свидетельства об участии в конференции.
4.2. Лучшие работы рекомендуются для участия в зональных, региональных, областных, российских и других НПК школьников с оплатой поездки (при наличии приглашения) из средств Благотворительного фонда “Развитие лицея”.
Положение об экспертизе учебно-исследовательских работ лицеистов.
1.Общий смысл и назначение экспертизы.
Под экспертизой понимается оценка содержания учебно-исследовательских работ лицеистов. Назначение экспертизы - отбор учебно-исследовательских работ для публичной защиты на предметных секциях лицейской ученической конференции “Первые шаги в науку”.
Последовательность шагов, составляющих процедуру экспертизы:
1.1.Подготовительный этап – сбор работ, представленных в оргкомитет исследовательского общества лицеистов, утверждение экспертных комиссий.
1.2. Организация работы экспертной комиссии: выбор и обоснование критериев для экспертной оценки учебно-исследовательской работы, знакомство каждого члена предметной экспертной комиссии с работой, совместное обсуждение учебного исследования, вынесение экспертного решения.
1.3. Оформление экспертного заключения на каждую учебно-исследовательскую работу.
1.4. Оглашение результатов, предъявление экспертных заключений руководителям и авторам работ, ответы на вопросы по работе предметной экспертной комиссии.
1.5. Организация работы апелляционной группы
1.6. Организация работы предметной секции на лицейской ученической конференции “Первые шаги в науку” – заслушивание докладов, ведение дискуссии.
1.7. Вынесение решения о призерах и о награждении авторов учебно-исследовательских работ после работы предметной секции конференции.
2. Экспертная позиция.
2.1. Экспертная группа формируется при поступлении заявок в оргкомитет исследовательского общества лицеистов на участие в лицейской ученической конференции .
2.2. Состав экспертной комиссии утверждается президентом исследовательского общества лицеистов.
2.3. В качестве экспертов к работе группы могут привлекаться педагоги лицея, других общеобразовательных учреждений, преподаватели высших учебных заведений, специалисты в той или иной области исследования.
2.4 Эксперт должен быть независимым и не принадлежать заинтересованным сторонам.
2.5. Эксперты руководствуются Положением о лицейской ученической конференции и данным Положением.
2.6. Ответственность экспертной позиции обусловлена тем, что на её основе определяются формы дальнейшей работы с учебным исследованием и его автором, формы его поддержки (финансовой, научной, методической и пр.)
3. Основные функции экспертной группы.
Экспертная группа в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет следующие функции:
3.1. Председатель экспертной группы имеет право не принимать к рассмотрению и возвращать для доработки некачественно и небрежно подготовленные материалы;
3.2. Рассматривает и осуществляет экспертизу только письменных учебно-исследовательских работ.
3.3 . Представляет экспертное заключение;
3.4. При возникновении спорных вопросов привлекает к консультированию экспертов из других организаций (ИПК, обл. ИУУ и др.), структурных подразделений комитета образования, педагогов;
3.5. Проводит консультации по вопросам экспертизы представленных материалов;
3.6. Заседание экспертной группы и принятые на ней решения считаются правомочными, если в голосовании приняли участие не менее половины присутствующих членов группы. Право решающего голоса имеют только члены экспертной комиссии. Приглашенные консультанты и эксперты имеют право совещательного голоса.
3.7. Решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании экспертов. При разделении голосов поровну решение принимает председатель экспертной комиссии.
3.8. Ведение делопроизводства экспертной группы, хранение и использование её документов, ответственность за их сохранность, а также контроль за исполнением принятых решений возлагается на руководителя экспертной группы.
3.9. Экспертное заключение выдается автору (или руководителю работы) через 10 дней после проведения экспертизы.
3.10. Экспертиза проводится в установленное время.
4. Форма представления результатов экспертизы.
4.1. В экспертном заключении должна быть отражена оценка учебно-исследовательской работы по пунктам: актуальность поставленной задачи; новизна решаемой задачи; умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи проекта или исследования; оригинальность методов решения задачи, исследования; новизна полученных результатов; значение результатов работы; уровень проработанности проекта или исследования, решения зада; степень самостоятельности проведенного учебного исследования; эффективность применения наглядных материалов; оформление проектно - исследовательской работы; эрудированность автора в рассматриваемой области.
4.2. На основе заключения экспертизы группа дает рекомендации по следующим пунктам: работа допущена до участия в городской научно-практической конференции; работа допущена с учетом исправления неточностей, негрубых ошибок и т.д.; работа отклонена от участия в научно-практической конференции школьников в связи с несоответствием формальным требованиям конференции, изложенным в Положении.
4.3. Председатель предметной экспертной комиссии дополнительно проверяет работы, отклоненные экспертами от участия в конференции и достоверность экспертного заключения удостоверяет своей подписью.
4.4. Авторам (или руководителям) отклоненных работ предлагается развернутое экспертное заключение, с отзывами каждого члена экспертной комиссии.
5. Рассмотрение апелляций.
5.1. Автор (или руководитель) учебно-исследовательской работы имеет право подать апелляцию по результатам экспертизы.
Апелляцией является аргументированное письменное заявление либо о нарушении экспертной процедуры, приведшим к отклонению работы, либо об ошибочности выставленных экспертами баллов.
5.2. Для рассмотрения апелляций создается апелляционная комиссия, назначается её председатель.
5.3. В состав апелляционной комиссии включаются независимые эксперты из числа учителей, методистов лицея, специалистов вузов.
5.4. Апелляции принимаются только в заранее назначенные день и час. По окончанию работы апелляционной комиссии апелляции к рассмотрению не принимаются.
5.5. На рассмотрении апелляции могут присутствовать автор и руководитель учебно-исследовательской работы.
5.6. После рассмотрения апелляции выносится окончательное решение апелляционной комиссии об оценке работы.
5.7. В случае необходимости изменения экспертной оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии.
5.8. При возникновении разногласий в апелляционной комиссии по поводу поставленной оценки проводится голосование и оценка утверждается большинством голосов.
5.9. Результаты голосования апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.