Последняя неделя февраля, 3 четверть.
Тема. Урок – повторение. Ч…Ч…Ч…
Цели:
- Совершенствование умений отличать части речи, члены предложений, части слова.
- Развитие орфографической зоркости.
- Углубление знаний об эпитетах.
- Совершенствование умений в работе со словарями Грушникова при организации попутного повторения.
- Совершенствование навыков культурного поведения, умений в обычном видеть необычное.
Ход урока
Организационный момент
1. Минутка чистописания
мм море морской моряк морячка мореплаватель
– В минутке чистописания словоизменение или словообразование? Докажите.
– Выделите во всех словах корень, а слово морской – разберите по составу!
2. Тема, цели.
Задание для группы С:
– Есть ли в минутке чистописания слово среднего рода? Докажите.
– Что вы можете рассказать о море с точки зрения русского языка?
Задание для группы В:
– Просклоняйте, пожалуйста, слова море и моря (2 человека у доски).
Задание для группы А:
– Море – фонетический анализ слова (1 человек у доски).
ПРОВЕРКА: фронтально.
ВЫВОД: как изменяются окончания у существительных среднего рода в единственном и множественном числах?
– Что можете сказать о море с точки зрения лексического значения?
(Море (по Ожегову) – часть океана – большое водное пространство с горько-солёной водой).
Под шум моря читаю стихотворение:
Море бывает печальным
Весёлым и грустным,
Задумчивым, даже смешным.Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.В штиль – оно тихое – море,
В бурю бушует и даже рычит.
Белое море, холодное море,
Но и оно в себе тайны хранит.
– Назовите, пожалуйста, эпитеты к слову море
– по величине
– по глубине
– по цвету
– по состоянию поверхности.
( Эпитет – самое меткое, яркое, нужное слово для описания предметов).
Открываю за доской:
– Составьте красивое предложение о море, используя данные эпитеты.
– Запишем:
Чайки вьются над безбрежным изумрудным морем. (Самостоятельная работа + проверка)
– Обратите внимание на то, что нет запятой, так как разные эпитеты.
– Проведём физминутку (море по состоянию поверхности, для глаз)
– Что писали сверху? (Части речи).
– А что подчёркивали? (Члены предложения). Вот поэтому синтаксический разбор и называется разбором по членам предложения и по частям речи.
3.Попутное повторение.
– Сформулируйте, пожалуйста, правила:
- что такое имя прилагательное;
- что такое подлежащее;
- что такое суффикс?
– Выпишите, пожалуйста, из словаря Грушникова слова на букву Э, которые не переносятся.
(Этаж, эхо). Определите род этих существительных!
– Употребите эти имена сущ. Во множественном числе. (Эхо – не употребляется во мн. числе).
4. Работа по группам.
Задание для группы А:
– Попробуйте вспомнить слова, которые не употребляются в ед. числе. (Дети называют: сапоги, ножницы, брюки, кусачки, плоскогубцы). Просклоняйте любое из них.
Задание для группы В:
– Морские капельки забрызгали некоторые буквы. Запишите верно, распределяя слова в два столбика:
Задание для группы С:
– Упражнение 427 (разбор слов по составу).
5. Подведение итогов.
– Объясните мне, как первокласснику, что означают три Ч в русском языке?
(Дети разграничивают понятия части речи, части слова, члены предложения).
– Я благодарю всех за работу на уроке, отметки получите после проверки тетрадей.