Урок русского языка в 3-м классе (1–4) по системе Л.В. Занкова. Тема: "Урок-повторение. Ч… Ч… Ч…"

Разделы: Начальная школа


Последняя неделя февраля, 3 четверть.

Тема. Урок – повторение. Ч…Ч…Ч…

Цели:

  • Совершенствование умений отличать части речи, члены предложений, части слова.
  • Развитие орфографической зоркости.
  • Углубление знаний об эпитетах.
  • Совершенствование умений в работе со словарями Грушникова при организации попутного повторения.
  • Совершенствование навыков культурного поведения, умений в обычном видеть необычное.

Ход урока

Организационный момент

1. Минутка чистописания

мм море морской моряк
морячка мореплаватель

– В минутке чистописания словоизменение или словообразование? Докажите.

– Выделите во всех словах корень, а слово морской – разберите по составу!

2. Тема, цели.

Задание для группы С:

– Есть ли в минутке чистописания слово среднего рода? Докажите.

– Что вы можете рассказать о море с точки зрения русского языка?

Задание для группы В:

– Просклоняйте, пожалуйста, слова море и моря (2 человека у доски).

Задание для группы А:

– Море – фонетический анализ слова (1 человек у доски).

ПРОВЕРКА: фронтально.

ВЫВОД: как изменяются окончания у существительных среднего рода в единственном и множественном числах?

– Что можете сказать о море с точки зрения лексического значения?

(Море (по Ожегову) – часть океана – большое водное пространство с горько-солёной водой).

Под шум моря читаю стихотворение:

Море бывает печальным
Весёлым и грустным,
Задумчивым, даже смешным.

Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.

В штиль – оно тихое – море,
В бурю бушует и даже рычит.
Белое море, холодное море,
Но и оно в себе тайны хранит.

– Назовите, пожалуйста, эпитеты к слову море

– по величине

– по глубине

– по цвету

– по состоянию поверхности.

( Эпитет – самое меткое, яркое, нужное слово для описания предметов).

Открываю за доской:

– Составьте красивое предложение о море, используя данные эпитеты.

– Запишем:

Чайки вьются над безбрежным изумрудным морем. (Самостоятельная работа + проверка)

– Обратите внимание на то, что нет запятой, так как разные эпитеты.

– Проведём физминутку (море по состоянию поверхности, для глаз)

– Что писали сверху? (Части речи).

– А что подчёркивали? (Члены предложения). Вот поэтому синтаксический разбор и называется разбором по членам предложения и по частям речи.

3.Попутное повторение.

– Сформулируйте, пожалуйста, правила:

  • что такое имя прилагательное;
  • что такое подлежащее;
  • что такое суффикс?

– Выпишите, пожалуйста, из словаря Грушникова слова на букву Э, которые не переносятся.

(Этаж, эхо). Определите род этих существительных!

– Употребите эти имена сущ. Во множественном числе. (Эхо – не употребляется во мн. числе).

4. Работа по группам.

Задание для группы А:

– Попробуйте вспомнить слова, которые не употребляются в ед. числе. (Дети называют: сапоги, ножницы, брюки, кусачки, плоскогубцы). Просклоняйте любое из них.

Задание для группы В:

– Морские капельки забрызгали некоторые буквы. Запишите верно, распределяя слова в два столбика:

Задание для группы С:

– Упражнение 427 (разбор слов по составу).

5. Подведение итогов.

– Объясните мне, как первокласснику, что означают три Ч в русском языке?

(Дети разграничивают понятия части речи, части слова, члены предложения).

– Я благодарю всех за работу на уроке, отметки получите после проверки тетрадей.