Мы вдруг увидели, что театр – это не
наше развлечение или забава, но наша
обязанность, неизбежный общественный
налог, отказаться от которого –
невозможно.
А.С.Макаренко
“Человек – существо ритмическое,” – сказал однажды знаменитый мексиканский писатель и философ Октавио Пас. Человеческая жизнь с самого начала подчинена идее ритма: ритм биения маминого сердца, ритмично укачиваем мы на руках ребенка. Ритм биологический, физиологический, психологический … Ритм жизни…
Любимый детьми сказочник Корней Чуковский был уверен, что такого обостренного чувства ритма, как в детстве, у взрослых не будет уже никогда. И значит, так важно успеть насытить детскую душу ритмическими текстами, вовлечь ее вовремя в поэзию, литературу, театральные постановки.
Даже если не считать всевозможные колыбельные и “ладушки”, почти у каждого из нас осталось в памяти первое знакомство с поэзией, литературой, искусством. Но дети бывают более и менее рациональные, более и менее вербальные (то есть способные выражать себя словесно), более и менее эмоциональные… А если говорят, что четырехлетний ребенок не любит, когда ему читают, то, скорее всего, дело в нашем родительском чтении, выборе книг (то есть по возрасту), отношении к этому делу, а не в ребенке.
Все главное в детях происходит незаметно. Нам дана счастливая возможность смотреть и слушать. А поэтам дано увидеть, услышать и написать.
А родители, педагоги должны это донести до детских душ. Я думаю, что если бы все читатели прочли любимые книги в “лицах” с друзьями для друзей или с братиками для мамы и папы, то литература стала бы всеобщей плотью и кровью, связала бы в добрый союз. Как музыка сплачивает певцов в хоре, так соединяет слово при совместном чтении, а тем более при совместном исполнении прочитанного.
“Изучать литературу, играя литературу”, – можно сказать мой девиз. Однако создать на уроке ситуацию, которая бы способствовала целостному восприятию художественного произведения детьми, их проникновению в глубины народной психологии – задача нелегкая. Т.С. Зепалова отмечает, что в процессе изучения классических произведений театр “приобретает особое значение, становясь той формой “наглядности”, которая чрезвычайно важна для формирования у … юношества как жизненного, так и эстетического опыта”, что сценическое искусство пробуждает “яркие чувства, обогащающие и формирующие его (подростка) нравственный, интеллектуальный и поэтический мир”, и формирует “способности к тому видению, без которого невозможно чтение художественной литературы”. Наконец, по мнению Зепаловой, театр имеет первостепенное значение в установлении прочных связей между образованием и воспитанием, содействует более тонкому и глубокому проникновению в эмоционально-образную сущность литературного произведения.
Урок литературы становится первой сценой для учеников, и я стараюсь убедить ребят, что на этом уроке они не только ученики, но и писатели, поэты, критики, актеры, режиссеры; ведь они пишут сочинения, стихи и сказки. А еще выступают перед разной аудиторией со своими спектаклями. Были в детском доме. Вот какие впечатления остались у ребят – актеров. “Дети, живущие там, лишены родителей, а значит, лишены счастья. Может, наши сказки их чуть-чуть развеселили и обрадовали”, – сказала тогда Олеся Зарипова. В каком-то смысле мы дарим детям счастье и сами от этого радуемся…”,- писала Микулянич Галя в своем сочинении.
А если есть возможность и желание – у детей, есть желание вести это хлопотное и увлекательное дело, интерес и стремление совершенствоваться вместе с детьми – у учителя, есть желание помочь – у родителей – вот тогда и образуется творческое объединение, союз. Школа жива творчеством. И не нужно опасаться неудач, они неизбежны и полезны”.
Маленьким детям свойственно театральное восприятие жизни – они постоянно обитают в мире своего воображения. Но вот останутся ли они такими же непосредственными, когда подрастут, зависит от взрослых. Для ребенка родители, учителя, руководители кружков – это режиссеры в спектакле с названием – “ЖИЗНЬ”.
Как-то одного режиссера и руководителя детского театра спросили:
- Где же находят таких талантливых детей?
На что он ответил, смеясь:
- Да обычные дети! Просто есть условия, в которых они могут раскрыться. Открыть себя – может, это и есть самая главная ценность, которую дарит театр. А для ребенка это необходимо как воздух.
Вот тогда и появилась у меня идея создать… Театр – это, конечно, громко будет сказано. Драматический кружок. Дети играли, перевоплощались, в одном спектакле могли быть положительными героями, в другом – разбойниками из сказки “Снежная королева”. А перевоплощаться так умеют только великие актеры и …дети.
У нас нет специальных занятий по актерскому мастерству, потому что, как вы понимаете, я сама не специалист в этом, я просто учитель литературы. Но мы какие-то моменты все равно проигрываем, сами того не замечая. И упражнения превращаются в увлекательную игру. А игра - это уже попытка услышать себя, понять свое тело, особенности пластики, мимики. И нужно все это не для того, чтобы стать хорошим актером. А в первую очередь – чтобы вырасти чувствующим, наблюдательным человеком.
Театральное, игровое восприятие жизни свойственно детям, особенно маленьким. Они часто представляют себя в вымышленных ситуациях, разговаривают с воображаемыми друзьями. Вы вспомнили себя? Было такое? Игра и была жизнь. Как девочки играют в дочки-матери? Роли распределены, все очень серьезно – как в настоящей семье:
- А, давай, ты пошла в магазин.
- А, давай, эта кукла будет моя дочка.
- А я буду доктором.
“Предлагаемые обстоятельства” меняются легко каждую минуту. Их не надо, как взрослых актеров, обучать теории К.С.Станиславского. Действующие лица сами импровизируют, с ходу сочиняют диалоги. Чем не театр?
Мальчик проносится с развевающим полотенцем на шее. Он – Зорро или Бэтмэн. Для перевоплощения достаточно одной детали. Палка вместо шпаги, стул – и машина, и самолет. Все это – золото детства, его неисчерпаемое богатство, которое, взрослея, человек теряет. Почему? Одна из гипотез заключается в том, что взрослые насильственно отрывают детей от мира из фантазий и игры, усаживая за науки, переключая на реальные предметы, приспосабливая их к тем “правилам игры”, которые существуют в современном обществе. И дети постоянно привыкают, что мир их воображения да и они сами никому не интересны. Всех волнуют лишь их успехи в школе и “умение вести себя хорошо”. Тут-то и наступает угасание всех талантов. А театр помогает их оживить.
Театр дает уникальную возможность из НИЧЕГО сотворить НЕЧТО: создать свой образ, придумать свою историю. Родители – тоже режиссеры. Для них как для хорошего режиссера, главное не удачный спектакль, а то, что происходит с актером, с героем. И спектакля, и человека достойного не бывает без правды чувств, без искренности переживаний.
Как обычно помогаем детям учить стихи? Призываем читать как следует, “с выражением”. Но выразительность не может взяться из ничего, из воздуха. Она рождается только, когда человек начинает чувствовать главный нерв стиха, его эмоциональное звучание. Некоторые дети улавливают его интуитивно, кому-то надо понять смысл, ход авторской мысли, представить картины, нарисованные словами. И тогда появляется выразительность. Лишь бы выразительность не стала только имитацией чувств, фальшью.
Когда на репетиции дети выходят на сцену, сразу видно, кто зажат, закрепощен, а кто чувствует себя свободно. Откуда берется зажим? Наверное, причина – в раннем детстве. Если ребенка все время одергивают, делают замечания, стыдят, каким бы он ни был “живым” от природы, появится скованность, оглядка на окружающих: что обо мне подумают? Вдруг я делаю что-то не то?
Чтоб, помочь ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, нужно создавать театр.
Театр дает повод поговорить о сложном мире человеческих отношений, вместе разобраться в вопросах, которые волнуют ребенка сегодня. Здесь можно побыть в любой роли и показать себя. Коллективные постановки дают еще одно ценное приобретение: опыт взаимодействия с другими людьми, чувство себя среди них.
В конце концов абсолютно не важно, станет ли ребенок актером, когда вырастет, или нет. Но этот опыт наполнит его жизнь радостью творчества, особым смыслом.
Как написали древние на своем храме: “Познай себя – и ты познаешь Богов и Вселенную”.
Используемая литература:
- Любинский И.Л. Театр для детей. Издательство “Детская литература” Москва, 1965.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – Москва, 1975.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, 1991.
- Журнал “Литература в школе” № 8, 2000.
- Журнал “Домашний очаг” ноябрь, 2003. В ритме детства. Марголис Е.
- Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя, - Москва, 1982.
- Журнал “Домашний очаг” сентябрь, 2002. Театр в жизни ребенка.