… Вам известно состояние ожидание? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства; то перевозбуждение, то апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, то все валится из рук… Вам знакомо это состояние?
Тогда вы легче поймете ребенка в 6-7 лет, когда он собирается пойти в школу.
Дети приходят в школу разные… Из 30 детей, в первый класс в 1996 году поступили 15 человек, которые посещали детский сад. Это дети, имеющие опыт общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Остальные дети “домашние”. Хорошо если родители, бабушки или дедушки уделяли внимание подготовке ребенка к школе, тогда ребенок приходит в 1 класс с учебными навыками. Но не с навыками общения. Таким детям в школе приходится очень трудно, их адаптационный период очень затягивается.
Для того, чтобы период адаптации первоклассников прошел успешно, необходима большая работа по формированию общеучебных умений, навыков сотрудничества.
Высокую результативность в решении данной задачи имеет ведение курса, целью которого является подготовка учащихся первого класса к школьной жизни, который прошел апробацию в некоторых школах города Кургана.
С 1996 года первую неделю учебного года мы посвящаем курсу “Введение в школьную жизнь”, внеся в него некоторые изменения. Курс авторами которого являются К.Н. Поливанова и Г.А. Цукерман, создан для того, чтобы уже в первые дни пребывания в школе помочь ребенку построить содержательный образ “настоящего школьника”. Это своеобразное посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со сверстниками, со взрослыми и с самим собой. По форме, по манере общения “Введение в школьную жизнь” строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Материал, с которым работают дети “чисто дошкольный” - дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Усилия детей при выполнении заданий должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умения договариваться между собой, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя, так как это делают “настоящие школьники”. Так как не обучая детей общению и сотрудничеству мы не сможем научить детей учиться. Таким образом, цель курса “Введение в школьную жизнь” - создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.
Накануне Дня знаний на собрании будущих первоклассников мы знакомим родителей с содержанием курса “Введение..”, так как курс предполагает их присутствие на некоторых занятиях (авторы курса считают, что присутствие родителей делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной). А в идеальном варианте этот курс должен проводиться еще до прихода детей в школу, например в детском саду. У нас такой возможности нет. Дети приходят в школу с линейных станций ЮУЖД.
Занятия курса проводятся в течение пяти-шести дней (по три-четыре урока продолжительностью 35 минут). Все результаты фиксировались в специальном альбоме-хронике. Приведем краткие выдержки из альбома.
День первый.
Урок 1. Знакомство. Введение знака “Я”
. Работа
учащихся в группе.
Урок 2. Режим работы школьника. Введение ленты
времени. Введение знака “звонок”
.
Урок 3. Введение схемы класса, формирование умения пользоваться ею.
Игра на внимание. Награждение орденом звонка тех, кто сразу его слышит. Заполняется первая страница “ хроники”. Из лепестков формируется один общий цветок, отражающий настроение всех учеников класса в целом. Работа учащихся над раскрашиванием лепестка общего цветка (подбор цвета лепестка на основе настроения ученика), отражающий его впечатление о первом дне пребывания в школе.
Домашнее задание. Записать впечатления о первом дне в школе. Ответить на вопрос “Что больше всего понравилось в школе?” Если ребенок не умеет писать, то его впечатления записывает взрослый. Ребенок может выполнить рисунок.
День второй.
Урок 1. Приветствие
.
Урок 2. Введение знака “ хор”. Противопоставление знаку “Я”. Орден внимания.
Урок 3. Введение оценки, самооценки. Графический диктант с самооценкой.
Домашнее задание. Впечатления о проведенном дне в школе(рассказ или рисунок).
День третий.
Урок 1. Введение знаков “+” и “-”.
Урок 2.Самооценка. Критерии оценки. Взаимооценка. Игра “Стрельба по мишеням”.
Урок 3. Отработка знаков “+” и “-” “Я”, “хором”. Знак “Мы”.
Введение ситуации несогласия в группах. Обсуждение спора. Оптические иллюзии. Игра в парах.
Урок 4. Диагностика и отработка различных критерий оценки.
Домашнее задание. Впечатление о проведенном дне в школе.
День четвертый.
Урок 1. Введение знака “Вопрос”
.
Урок 2. Ситуация недоопределенного правила. Цель - научить задавать вопросы с точным содержанием.
Урок 3. Оценка. Игра “Построение фигуры по чертежу”.
Урок 4. Знаки “+”, “-”, “?”. Средства организации дискуссии. Групповые задания с недоопределенными правилами.
День пятый.
Урок 1.Знак “Ловушка”
. Критерии оценки.
Урок 2. Игра “Третий лишний” (отработка знаков).
Урок 3. Игра “Ателье”.
Урок 4. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего. Игра “Езда по дорожкам”.
Домашнее задание после 3,4,5 дней – то же.
День шестой.
Праздник “Посвящение в ученики”. В конце праздника необходимо выполнить задание- закрасить карандашом разного цвета альбомный лист так, чтобы по ширине и цвету сокращенных полос можно было судить о том, сколько в ученике страха(черный цвет), ума (коричневый), послушания (синий), выдумки, веселости (розовый), общительности (желтый). Эти работы, как и все остальные, помещаются в альбом-хронику.
Все уроки проводились на основе материалов книги В.А. Петровского, А.Н. Виноградовой, А.Н. Поливановой, Г.А. Цукермана и других “Учимся общаться с ребенком” Москва: Просвещение, 1993.
На занятиях курса “Введение в школьную жизнь” присутствовал и психолог школы, вводя необходимые коррективы в УВП.
В результате проведения курса было установлено, что практически все дети достаточно хорошо прошли период адаптации. Работы учащихся, содержащиеся в “хронике”, результаты анкетирования родителей и учащихся также свидетельствуют об этом. Данный курс не только помог учащимся быстрее адаптироваться к условиям обучения в школе, приобрести некоторые общеучебные умения и навыки, но и помог учителю и воспитателю лучше узнать личностные качества первоклассников, их способности и склонности.