Спецкурс "Введение в школьную жизнь"

Разделы: Общепедагогические технологии


… Вам известно состояние ожидание? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства; то перевозбуждение, то апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, то все валится из рук… Вам знакомо это состояние?

Тогда вы легче поймете ребенка в 6-7 лет, когда он собирается пойти в школу.

Дети приходят в школу разные… Из 30 детей, в первый класс в 1996 году поступили 15 человек, которые посещали детский сад. Это дети, имеющие опыт общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Остальные дети “домашние”. Хорошо если родители, бабушки или дедушки уделяли внимание подготовке ребенка к школе, тогда ребенок приходит в 1 класс с учебными навыками. Но не с навыками общения. Таким детям в школе приходится очень трудно, их адаптационный период очень затягивается.

Для того, чтобы период адаптации первоклассников прошел успешно, необходима большая работа по формированию общеучебных умений, навыков сотрудничества.

Высокую результативность в решении данной задачи имеет ведение курса, целью которого является подготовка учащихся первого класса к школьной жизни, который прошел апробацию в некоторых школах города Кургана.

С 1996 года первую неделю учебного года мы посвящаем курсу “Введение в школьную жизнь”, внеся в него некоторые изменения. Курс авторами которого являются К.Н. Поливанова и Г.А. Цукерман, создан для того, чтобы уже в первые дни пребывания в школе помочь ребенку построить содержательный образ “настоящего школьника”. Это своеобразное посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со сверстниками, со взрослыми и с самим собой. По форме, по манере общения “Введение в школьную жизнь” строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Материал, с которым работают дети “чисто дошкольный” - дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Усилия детей при выполнении заданий должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умения договариваться между собой, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя, так как это делают “настоящие школьники”. Так как не обучая детей общению и сотрудничеству мы не сможем научить детей учиться. Таким образом, цель курса “Введение в школьную жизнь” - создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.

Накануне Дня знаний на собрании будущих первоклассников мы знакомим родителей с содержанием курса “Введение..”, так как курс предполагает их присутствие на некоторых занятиях (авторы курса считают, что присутствие родителей делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной). А в идеальном варианте этот курс должен проводиться еще до прихода детей в школу, например в детском саду. У нас такой возможности нет. Дети приходят в школу с линейных станций ЮУЖД.

Занятия курса проводятся в течение пяти-шести дней (по три-четыре урока продолжительностью 35 минут). Все результаты фиксировались в специальном альбоме-хронике. Приведем краткие выдержки из альбома.

День первый.

Урок 1. Знакомство. Введение знака “Я” . Работа учащихся в группе.

Урок 2. Режим работы школьника. Введение ленты времени. Введение знака “звонок” .

Урок 3. Введение схемы класса, формирование умения пользоваться ею.

Игра на внимание. Награждение орденом звонка тех, кто сразу его слышит. Заполняется первая страница “ хроники”. Из лепестков формируется один общий цветок, отражающий настроение всех учеников класса в целом. Работа учащихся над раскрашиванием лепестка общего цветка (подбор цвета лепестка на основе настроения ученика), отражающий его впечатление о первом дне пребывания в школе.

Домашнее задание. Записать впечатления о первом дне в школе. Ответить на вопрос “Что больше всего понравилось в школе?” Если ребенок не умеет писать, то его впечатления записывает взрослый. Ребенок может выполнить рисунок.

День второй.

Урок 1. Приветствие .

Урок 2. Введение знака “ хор”. Противопоставление знаку “Я”. Орден внимания.

 Урок 3. Введение оценки, самооценки. Графический диктант с самооценкой.

Домашнее задание. Впечатления о проведенном дне в школе(рассказ или рисунок).

День третий.

Урок 1. Введение знаков “+” и “-”.

Урок 2.Самооценка. Критерии оценки. Взаимооценка. Игра “Стрельба по мишеням”.

Урок 3. Отработка знаков “+” и “-” “Я”, “хором”. Знак “Мы”.

Введение ситуации несогласия в группах. Обсуждение спора. Оптические иллюзии. Игра в парах.

Урок 4. Диагностика и отработка различных критерий оценки.

Домашнее задание. Впечатление о проведенном дне в школе.

День четвертый.

Урок 1. Введение знака “Вопрос” .

Урок 2. Ситуация недоопределенного правила. Цель - научить задавать вопросы с точным содержанием.

Урок 3. Оценка. Игра “Построение фигуры по чертежу”.

Урок 4. Знаки “+”, “-”, “?”. Средства организации дискуссии. Групповые задания с недоопределенными правилами.

День пятый.

Урок 1.Знак “Ловушка”. Критерии оценки.

Урок 2. Игра “Третий лишний” (отработка знаков).

Урок 3. Игра “Ателье”.

Урок 4. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего. Игра “Езда по дорожкам”.

Домашнее задание после 3,4,5 дней – то же.

День шестой.

Праздник “Посвящение в ученики”. В конце праздника необходимо выполнить задание- закрасить карандашом разного цвета альбомный лист так, чтобы по ширине и цвету сокращенных полос можно было судить о том, сколько в ученике страха(черный цвет), ума (коричневый), послушания (синий), выдумки, веселости (розовый), общительности (желтый). Эти работы, как и все остальные, помещаются в альбом-хронику.

Все уроки проводились на основе материалов книги В.А. Петровского, А.Н. Виноградовой, А.Н. Поливановой, Г.А. Цукермана и других “Учимся общаться с ребенком” Москва: Просвещение, 1993.

На занятиях курса “Введение в школьную жизнь” присутствовал и психолог школы, вводя необходимые коррективы в УВП.

В результате проведения курса было установлено, что практически все дети достаточно хорошо прошли период адаптации. Работы учащихся, содержащиеся в “хронике”, результаты анкетирования родителей и учащихся также свидетельствуют об этом. Данный курс не только помог учащимся быстрее адаптироваться к условиям обучения в школе, приобрести некоторые общеучебные умения и навыки, но и помог учителю и воспитателю лучше узнать личностные качества первоклассников, их способности и склонности.