Урок русского языка во 2-м классе (1—4) по теме: "Обобщение изученного материала о предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить полученные знания о предложении;
  • развивать умение составлять предложения,
  • находить в них главные члены,
  • обозначать начало и конец предложения,
  • навыки орфографического письма;
  • воспитывать желание помогать природе, навыки вежливого поведения.

Оборудование:

  • предметные картинки животных,
  • старичок Лесовичок,
  • дерево с птицами,
  • карточки с вежливыми словами,
  • картина осеннего леса,
  • сигнальные карточки с буквами для учеников.

План урока

I. Организационный момент

II. Мотивация

  1. Загадка о временах года.
  2. Чтение слов Осени.
  3. Запись числа.
  4. Встреча со старичком Лесовичком

III. Ознакомление с целями урока

IV. Работа со словами с непроверяемыми написаниями

  1. Встреча с птицам.
  2. Вставление пропущенных букв в слова.
  3. Запись предложения.
  4. Обозначение главных членов предложения.

V. Логическое упражнение

  1. Встреча с зайцем.
  2. Логическое упражнение. Составление предложений.
  3. Запись предложений.

VI. Звуковая разминка. Физминутка

  1. Встреча с лисой.
  2. Запись слов.
  3. Звуковая разминка (повторение о гласных и согласных звуках).
  4. Физминутка “у Оленя дом большой”.

VII. Работа с текстом

  1. Встреча с белкой.
  2. Чтение деформированных предложений.
  3. Составление предложений.
  4. Орфографический разбор предложений.
  5. Повторение о тексте.
  6. Списывание текста.
  7. Разбор предложений по членам.

VIII. Подведение итогов урока

  1. Встреча с Лесовичком.
  2. Пожелания лесным друзьям.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И друг друга не задели.

II. Мотивация

Учитель: Ребята, отгадайте загадку: ежегодно приходят к нам в гости. Один – седой, другой – молодой, третий – скачет, а четвёртый – плачет.

Дети: Времена года.

Учитель: Скажите, а какому времени года принадлежат эти слова?

(Дети читают слова, написанные на доске.)

“Я на тучке к вам приехала, ветер северный погонщиком был, дождик-изморозь – указчиком”.

Дети: Это слова Осени.

Учитель: Как красиво Осень вывела каждую букву. Постарайтесь писать также красиво и правильно. Откройте тетради и запишите число. Урок у нас сегодня необычный. Осень приглашает нас в лес для прогулки, но это не просто прогулка, ведь лесные жители приготовили для нас задания. Как вы думаете, справимся мы с ними?

Дети: Справимся.

Учитель: Тогда в путь! Закройте глаза и представьте, что мы подошли к опушке леса. (Звучит спокойная, легкая музыка. На доску вывешивается картина осеннего леса и изображение старичка Лесовичка.)

На опушке леса нас встречает его хозяин старичок Лесовичок. Он очень бережно относится к своим владениям. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу? Расскажите Лесовичку.

Дети: Не нужно шуметь, пугать лесных обитателей, ломать веточки…

III. Ознакомление с целями урока

Учитель: Лесные обитатели помогут нам вспомнить всё, что изучили о предложении, а мы в конце урока расскажем Лесовичку, что они помогли нам вспомнить.

IV. Словарная работа

Учитель: На дереве сидят птицы. Трудно им сейчас добывать корм. А для птиц самое страшное – голод. И, конечно, мы должны им помогать: делать кормушки, регулярно подсыпать в них корм. А эти птички не могут подлететь к кормушке, ведь в клювиках у них буквы, которые нужно вставить в слова: р_бята, _г_род, ур_жай, к_пуста, х_роший. (Слова записаны на доске.)

(Дети показывают с помощью карточек буквы, учитель заполняет пропуски в словах.)

Учитель: Какие это слова?

Дети: Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно запомнить.

(На доску вывешивается карточка: )

Учитель: Что такое предложение? Составьте предложение, используя эти слова.

Учитель: Какие правила о написании предложения знаете? Приготовьтесь записать предложение. Не забудьте написание словарных слов.

(Дети записывают предложение под диктовку.)

Проверка : орфографическое чтение.

. Учитель: Найдите в предложении главные члены.

(Один ученик комментирует) Молодцы, ребята, помогли птицам, они говорят нам:

(Карточка на доске) А мы отправимся дальше.

 

V. Логическое упражнение. Запись предложений и проверка

Учитель: Угадайте, кто бежит нам навстречу? У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора.

Дети: Это заяц.

Учитель: Давайте поможем зайчику убежать от врагов. Для этого нужно выполнить задание. Угадайте кто это? Стрижи и чайки – это… Ерши и щука – это… Жираф и ёжик – это…

(Слова, обозначающие животных заменены предметными картинками).

Учитель: Нужно записать предложения. Сколько здесь предложений?

Дети: Три предложения.

4. Учитель: Как обозначите начало и конец предложения?

Дети: Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

.Учитель: Какие правила вспомните, чтобы правильно записать все слова?

Дети: Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, написание безударной гласной в корне слов стрижи, ерши.

(Дети записывают предложения самостоятельно.)

Учитель: Проверьте написание по доске и выделите орфограммы.

(Предметные картинки убираются, под ними – слова.)

Учитель: С заданием справились хорошо и зайчик говорит нам:

(Карточка на доске.)

VI. Звуковая разминка. Физминутка

Учитель: Кто-то написал на снегу слова: сороки, снегири, воробьи, ворона. Кто же это? Посмотрите-ка какая, вся горит как золотая. Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.

Дети: Это лиса.

.Учитель: Запишите слова в тетрадь. Лиса хитрая и задание замысловатое подобрала.

Учитель: Угадайте, какое слово она задумала: В 1-м слове подчеркните гласную, обозначающую мягкость согласного. Во 2-м слове – третью по счёту согласную. В 3-м слове – вторую согласную. В 4-м слове – последнюю гласную. Какое же слово получилось, ребята?

Дети: Игра.

Проводится физминутка “У оленя дом большой”.

Учитель: Очень понравилось лисе играть с вами. Но нужно дальше ей бежать. Бежит лиса по снегу, а за ней строчкой, лапка за лапкой след: “Счастливого пути” - написала она нам на снегу.

(Карточка на доске.)

VII. Работа с текстом

Учитель: Идём дальше и видим… Она спряталась в дупло, в нём и сухо и тепло. Запасла грибов и ягод столько, что не съесть и за год. Кто это?

Дети: Это белка.

Учитель: Прочитайте, что записала белочка.

а) На, ручная, жила, высокой, ели, белочка.

б) У, малыши, растут, белочки.

в) Их, дети, кормят.

Учитель: Это предложения?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Не понятно о ком или о чём говорится.

Учитель: Назовите все орфограммы, которые встречаются в словах.

(Дети называют орфограммы, объясняют их написание, учитель выделяет орфограммы в словах на доске.)

Учитель: Прочитайте все предложения. Скажите, что это такое?

Дети: Это текст.

Учитель: Почему?

Дети: Все предложения связаны между собой по смыслу, подчинены одной теме. Текст можно озаглавить.

Учитель: Озаглавьте текст и спишите его.

Учитель: Белочка даёт нам последнее задание. В каждом предложении нужно подчеркнуть главные члены. 1-е предложение комментирует 1 ученик, 2-е и 3-е дети разбирают самостоятельно, а затем объясняют, как нашли главные члены предложений.

. Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием белочки хорошо, и она говорит вам: “ Благодарю”.

VIII. Подведение итогов урока

Учитель: Ну а нам пора возвращаться в класс. И опять на пути у нас старичок Лесовичок. Вам понравилось в его владениях? Расскажите, кого вы встретили?

Дети: Мы встретили: зайца, белочку, птиц, лису.

Учитель: Что они помогли вам вспомнить?

Дети: Птицы помогли вспомнить слова с непроверяемыми написаниями и правила написания предложений. Заяц напомнил как пишутся сочетания жи, ши, чу, щу, о правописании безударных гласных в корне слова. Лиса напомнила о гласных и согласных звуках. Белочка учила составлять предложения, озаглавливать текст, писать правильно и красиво.

Учитель: Ребята, а какие слова они говорили нам на прощание?

(Хоровое чтение слов, записанных на карточках.)

Лесовичок советует вам почаще говорить друг другу вежливые слова. Ребята, давайте и мы пожелаем нашим лесным друзьям что-нибудь хорошее.

 Дети говорят свои пожелания.