Тема: Возвратные глаголы
Цели:
1. Усилить внимание к смысловой стороне речи, тончайшими смысловыми оттенками, вносимым в лексическое значение глаголов с суффиксами -ся, -сь.
2. Расширить лексику данной темы, обогатив её фразеологизмами.
3. Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желание творить самим.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Изучение нового материала.
(На доске записано предложение: Мама одевает, причёсывает маленького Серёжу и ведёт его в садик. Закрытое плакатом с надписью “Пантомима”.)
- Ребята, кто знает значение этого слова? (Работают по словарям С.И.Ожегова, Даля.)
- Сейчас нам ребята покажут пантомиму, а вы по ней составите предложение. (Выслушиваем варианты). (Снимается плакат)
- Прочитайте предложение. Соответствует ли оно пантомиме.
- На кого направлено действие мамы?
- Откройте тетради. Запишите предложение так, чтобы совершаемые действия были направлены на неё саму. (Обсуждают в группах. Записывают в тетрадь).
- Зачитайте полученные предложения.
- Почему изменился смысл предложения? (Изменился смысл значение глаголов).
- Назовите все глаголы (одевает, причёсывает, одевается, причёсывается, ведёт).
-Выпишите эти глаголы в тетрадь.
- Какое задание вы бы предложили с ними выполнить? (Разделить на группы, придумать предложение и др.)
- Давайте разделим глаголы на группы. (Проставьте номер группы над глаголами, сформируйте признак деления).
Работа по группам, ответы записывают на больших листах.
Обсуждение вариантов. (С обратной стороны доски варианты учителя ).
- Что можно сказать о действиях, обозначенных данными глаголами? (Действие направлено на предмет)
- Каков характер действия? (Направлено на себя).
- С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся)
- Какую смысловую нагрузку несёт в себя суффикс -ся?
- Как бы вы назвали такие глаголы?
- В русском языке их называют возвратные!
- Это тема нашего урока! (Вывешиваю плакат с названием темы.)
III. Физминутка.
Если услышите возвратный глагол, то выполняете упражнение, если глагол не возвратный, то не выполняете: наклониться, прыгать, повернуться, присесть и др.)
IV. Актуализация опорных знаний.
Замени фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами, запишите в тетрадь, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратится.
- ходить козырем - хвастаться
- пожинать лавры – пользоваться плодами успеха
- попасть впросак – запутаться
- лезть на рожон - нарываться
(Варианты обсуждаются).
- Что помогло образовать глаголы? (-ся).
- Используя словарные слова и данные глаголы, составьте предложение и запишите, (словарные слова вывешиваются в виде таблицы командир, недоросль, волшебник, солдат, председатель).
V. Работа по учебнику.
1.Работа с правилом.
- Давайте обратимся к правилу на стр. 77.
- После чтения ответьте на вопрос: “Что нового для себя узнали из правила”?
- Почему два суффикса? (Обсуждение в группах).
2. Творческая работа.
Образуйте глаголы с возвратным значением
наклоняю | - удивлять |
- радуешь | - ответишь |
- тороплю | - помнишь |
-Что можно сказать о глаголах: ответишь, помнишь? (От них нельзя образовать возвратную форму).
3. Вывод.
Не от всех глаголов образуется возвратная форма.
4. Самостоятельная работа.(В группах) с.79, № 348
5.Проверка.
VI. Итог урока.
- Что нового о глаголах сегодня узнали?
- Где могут возникнуть трудности?
VII. Д/З
-Составить четверостишие, используя возвратные глаголы.