Урок развивающего обучения по системе Л.В. Занкова на тему: "Возвратные глаголы". 4-й класс (1—4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Возвратные глаголы

Цели:

1. Усилить внимание к смысловой стороне речи, тончайшими смысловыми оттенками, вносимым в лексическое значение глаголов с суффиксами -ся, -сь.

2. Расширить лексику данной темы, обогатив её фразеологизмами.

3. Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желание творить самим.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Изучение нового материала.

(На доске записано предложение: Мама одевает, причёсывает маленького Серёжу и ведёт его в садик. Закрытое плакатом с надписью “Пантомима”.)

- Ребята, кто знает значение этого слова? (Работают по словарям С.И.Ожегова, Даля.)

- Сейчас нам ребята покажут пантомиму, а вы по ней составите предложение. (Выслушиваем варианты). (Снимается плакат)

- Прочитайте предложение. Соответствует ли оно пантомиме.

- На кого направлено действие мамы?

- Откройте тетради. Запишите предложение так, чтобы совершаемые действия были направлены на неё саму. (Обсуждают в группах. Записывают в тетрадь).

- Зачитайте полученные предложения.

- Почему изменился смысл предложения? (Изменился смысл значение глаголов).

- Назовите все глаголы (одевает, причёсывает, одевается, причёсывается, ведёт).

-Выпишите эти глаголы в тетрадь.

- Какое задание вы бы предложили с ними выполнить? (Разделить на группы, придумать предложение и др.)

- Давайте разделим глаголы на группы. (Проставьте номер группы над глаголами, сформируйте признак деления).

Работа по группам, ответы записывают на больших листах.

Обсуждение вариантов. (С обратной стороны доски варианты учителя ).

- Что можно сказать о действиях, обозначенных данными глаголами? (Действие направлено на предмет)

- Каков характер действия? (Направлено на себя).

- С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся)

- Какую смысловую нагрузку несёт в себя суффикс -ся?

- Как бы вы назвали такие глаголы?

- В русском языке их называют возвратные!

- Это тема нашего урока! (Вывешиваю плакат с названием темы.)

III. Физминутка.

Если услышите возвратный глагол, то выполняете упражнение, если глагол не возвратный, то не выполняете: наклониться, прыгать, повернуться, присесть и др.)

IV. Актуализация опорных знаний.

Замени фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами, запишите в тетрадь, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратится.

  • ходить козырем - хвастаться
  • пожинать лавры – пользоваться плодами успеха
  • попасть впросак – запутаться
  • лезть на рожон - нарываться

(Варианты обсуждаются).

- Что помогло образовать глаголы? (-ся).

- Используя словарные слова и данные глаголы, составьте предложение и запишите, (словарные слова вывешиваются в виде таблицы командир, недоросль, волшебник, солдат, председатель).

V. Работа по учебнику.

1.Работа с правилом.

- Давайте обратимся к правилу на стр. 77.

- После чтения ответьте на вопрос: “Что нового для себя узнали из правила”?

- Почему два суффикса? (Обсуждение в группах).

2. Творческая работа.

Образуйте глаголы с возвратным значением

наклоняю - удивлять
- радуешь - ответишь
- тороплю - помнишь

-Что можно сказать о глаголах: ответишь, помнишь? (От них нельзя образовать возвратную форму).

3. Вывод.

Не от всех глаголов образуется возвратная форма.

4. Самостоятельная работа.(В группах) с.79, № 348

5.Проверка.

VI. Итог урока.

- Что нового о глаголах сегодня узнали?

- Где могут возникнуть трудности?

VII. Д/З

-Составить четверостишие, используя возвратные глаголы.