Урок-путешествие обучения грамоте "Упражнения в чтении и письме"

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Упражнение в чтении и письме.

Цели урока.

  • Совершенствование техники чтения и навыков письма.
  • Развитие умений слушания и говорения; орфографической зоркости.
  • Привитие интереса к чтению.
  • формирование у учащихся экологической грамотности.

Оборудование урока.

  • Книга – задачник О.В. Джежелей “Я расту”.
  • Рисунки с изображением воздушного шара и пунктов путешествия.
  • Карточки с частями слов.
  • Силуэты рыб.
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Аудио запись “Чунга-Чанга”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока.

1. Работа с текстом. Чтение учителем стихотворения Яна Бжехвы “На Горизонтских островах”. (Учащиеся следят по книге).

На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!

Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!

По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
Даже водят вертолет!

Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!

Взрослых дети учат в школах!
Вот такие, в двух словах,
Чудеса на тех веселых
Горизонтских островах!

Иногда мне жаль немного,
Что никак – ни мне, ни вам!
Не найти нигде дорогу
К этим славным островам.

Беседа после чтения.– Что вызвало у вас улыбку?

- Чем необычны Горизонтские острова?

- Какое настроение у всех живущих на этих островах?

- А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.)

- А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)

2. Предложение учителем все-таки отыскать туда дорогу.

Для этого понадобится фантазия и воображение.

3. Условия путешествия.

- С собой взять хорошее настроение, находчивость, дружбу

- Все необходимое для путешествия появится, как только мы напишем их названия

- Путешествовать будем на воздушном шаре

III. Упражнения в чтении и письме.

1. Звукобуквенный анализ слова.

- Напишите в прописи слово шар.

- Звукобуквенный анализ слова: шар – 1 слог

ш [ш] – согласный, глухой, твердый

а [а] – гласный, ударный

р [р] – согласный, звонкий, твердый

3 буквы, 3 звука.

После выполнения задания на доске крепится рисунок воздушного шара.

2. Упражнения в развитии орфографической зоркости и речи.

- Шар летит медленно, потому что нет ветра. Учитель пишет на доске слово с ошибкой втер. Слово написано, а ветра почему-то нет. В чем дело? (Учащиеся отыскивают ошибку и пишут слово правильно, с выделением безударной гласной).

- А каким может быть ветер во время путешествия? Составьте словосочетания (легкий ветер, теплый ветер, сильный ветер, ласковый ветер, попутный ветер).

3. Упражнения в составлении слов из слогов, выделение ударных слогов.

- Мы летим теперь быстрее, вот под нами лес (на доске крепится рисунок леса). Деревья этого леса как-то тревожно машут ветками, словно зовут на помощь. Надо узнать, что там случилось. Делаем посадку. Мы на лесной поляне. Вспомните правила поведения в лесу.

- Посмотрите, на ветке странного дерева сидит сова. Узнаем у нее, что случилось в лесу.

Оказывается, в этом лесу побывал злой волшебник Вредун. Он заколдовал все, что попадалось ему на пути. Теперь странные растения и животные обитают здесь.

- Прочитайте их названия

животные растения
ли ведь ря лина
мед са ка бина
бе яц бе сна
за лка со реза
му сеница неза дыш
гу равей лан будка
во кушка сморо ника
ку рона чер дина

- Расколдуйте бедняжек. Для этого нужно правильно соединить части слов (работа выполняется коллективно у доски, мальчики расколдовывают животных, девочки – растения). Животные: медведь, лиса, белка, заяц, гусеница, муравей, ворона, кукушка. Растения: рябина, калина, береза, сосна, незабудка, ландыш, смородина, черника.

- Работа в прописи:

а) записать названия тех животных, в которых ударение падает на второй слог. Объяснить опасные места (медведь, лиса, кукушка, ворона).

б) записать названия тех растений, где все согласные твердые. Объяснить опасные места (сосна, ландыш).

4. Работа с текстом.

- Что случилось? В лесу поднялся какой-то шум. Посмотрим, что произошло. Откройте страницу 96. С. Иванов “Дразнилка”.

Сидит на суку Ворона и каркает. А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит. Ворона говорит:

- Кар …

- Тошка! – прибавляет Заяц.

-Кар…

- Тина! – быстро выкрикивает Заяц.

-Кор…

-Зина! – хохочет длинноухий.

- Кар – кар… - закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом!

- … Аул, аул! – завопил Заяц. – Караул! – и от Вороны во весь дух.

а) работа до чтения. Прогнозирование учащимися содержания текста по его заголовку и содержанию.

 

б) работа с текстом.

- Самостоятельное чтение про себя, подготовка к чтению по ролям.

- Чтение учащимися по ролям.

в) беседа после чтения.

- За что ворона рассердилась на зайца?

- Обидная ли дразнилка получилась у зайца? (Дразнилка у зайца необидная, она больше похожа на игру в слова. В этих слова спряталось кар.)

5. Игра в слова.

- Ребята, давайте продолжим эту игру: один начинает слово, а остальные его заканчивают (картон, карман, карниз, караван, каравай, карандаш, карамель, карусель).

6. Упражнение в чтении и составлении слов из слогов.

- Посмотрите, вот тропинка. На ней что-то написано. Давайте пойдем по ней и прочитаем, все слова. Куда же она нас приведет?

УТ – РО – СА – НИ – НА – СОС – НА – РОД – НИК (утро, роса, сани, Нина, насос, сосна, народ, родник).

- Вода из родника бежит маленьким ручейком, ну вот он становится все шире и шире. Как вы думаете, ребята, чем станет этот ручей? (Ручей станет рекой.)

- Напишите это слово. Объясните, где опасное место в слове река. На доске появляется рисунок с изображением реки.

- На берегу сидят мальчики, они ловят рыбу. Давайте, познакомимся с ними. Для этого к данным слогам подберите подходящий слог:

МИ

ПЕ ТЯ, СЯ

ВИ

Итак, мальчиков зовут Митя, Петя, Витя.

- Какое правило надо помнить при написании имен?

- Назовите общие признаки этих слов (в каждом слове по два слога, ударный второй слог, все согласные мягкие).

- Поможем мальчикам наловить рыбы. (На фоне реки крепится силуэты рыб с надписями щука, сом, окунь, ботинок, колесо, ерш, банка. Дети выходят к доске, вылавливают те силуэты, на которых написано название рыб.)

- Запишите в прописи название той рыбы, где букв больше, чем звуков (окунь), где букв меньше, чем звуков (ерш).

- А что же делать с ботинком, колесом и банкой? (Их надо выловить, сложить в мешок, а затем выбросить в мусорный контейнер, потому что они загрязняют реку.)

- Молодцы, ребята. Много добрых дел вы сделали в лесу и на реке. Пора нам лететь дальше.

7. Упражнения, развивающие технику чтения.

- Под нами море. Посмотрите, кто живет в нем. (Крепится рисунок моря, с надписью: тик, барк, алука, ыбыр, нифьлед). Что за странные существа? Что-то здесь не так. Видимо, Водяной решил устроить нам испытания. Надо его выдержать, а иначе не сможем лететь дальше. Постарайтесь расколдовать эти слова. Дети читают слова справа налево: кит, краб, акула, рыбы, дельфин.

- Краб приготовил для вас скороговорку, давайте научимся ее читать ясно, четко, быстро.

Хвастал храбрый краб три дня:
“Краба нет храбрей меня”.

Ученик, прочитавший скороговорку лучше всех, награждается крабом, морскими ракушками.

8. Упражнения в договаривании слов.

- Пора появиться острову. Напишите эту слово под диктовку, проверьте по образцу. Появляется рисунок с островом.

- Вы узнали этот остров? Да, это один из Горизонтских островов.

Физминутка

Звучит песня “Чунга-Чанга”, дети танцуют под музыку.

- Жители острова приготовили вам фрукты, но проказницы мартышки от каждого откусили половинку. Догадайтесь, какие фрукты были приготовлены. Игра “Доскажи словечко”. БА (банан), АНА (ананас), ЯБЛО (яблоко), АПЕЛЬ (апельсин).

9. Упражнение в развитии внимания.

- А мы угостим жителей острова русским блюдом – щами. Так как остров необычный, то и щи наши будут необычными.

Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко!

Дети получают конверты со словами на карточках. Выбирают и опускают в нарисованную на конверте кастрюлю слова, в которых спряталось слово щи. Морковь, трещина, лук, щипцы, капуста, клещи, ящик, картофель, вещи, щит, щавель, защита.

10. Упражнение в выделении слов из сплошного текста.

- Пора возвращаться домой, но в шаре дыра. Надо ее заклеить. Напишите слово клей. Шар заклеен. Теперь грузим все необходимое. Но что это? Клей пролился, и слова склеились, расклейте их. ВОДАОДЕЖДАЕДАФРУКТЫ.

- Путь домой будет коротким и быстрым, напишите слово дом.

- Вот мы и дома.

IV. Итог урока

  1. . Чем запомнилось вам путешествие?
  2. Что нового узнали?
  3. Чему научились во время путешествия?