Цель: охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; в процессе изучения данной темы развивать такие качества, как внимательность, толерантность и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
Оборудование: на доске высказывания – “Через других мы становимся самими собой” Л.С. Выгодский; “Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком” Л. Фейербах.
Ход занятия
1. Игра “На острове”
Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.
Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.
Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?
После ответов ребят учитель называет тему и цель занятия.
2. Вопросы и задания:
1. Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?
Что значит общение с природой? Сделайте вывод о том, что мы понимаем под общением.
2. Для чего человек общается?
Все ответы учеников учитель кратко записывает на доске, затем систематизирует и обобщает высказанные идеи.
3. Как вы понимаете следующие высказывания которые даются на доске? Дополните теперь вывод о роли общения.
3. Игра "Общественное мнение"
Минисоциологический опрос "Общительный ли я человек?" Подведение итогов, кто в классе самый общительный.
4. Мини-практикум "Средства общения"
1. Ученики разбиваются на пары и выполняют задания. Первые номера рассказывают вторым о своем увлечении, любимом занятии. Вторые номера должны внимательно следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили.
Вторые номера рассказывают о своем увлечении, а первые стараются выполнить задание учителя.("Не сморите в глаза, ведите себя так, как будто вам скучно и неинтересно"). После этого вторые номера описывают, что что мешало им общаться с партнером.
2. Задание: сформулировать правила, помогающие общению:
- интерес к человеку;
- уступчивость, тактичность;
- уважение другого человека, его взглядов, чувств, вкусов;
- доверие, вера в хорошее в человеке.
3. Игра: "Испорченный телефон".
Одна группа ребят выходит из класса, а другая придумывает текст из 4-5 предложений. Ученики из первой группы, по очереди заходят, первому зачитывают текст, он пересказывает содержание второму вошедшему, тот третьему и т.д. В конце то "сообщение", которое "дойдет" до последнего участника, сравнивают с первоначальным текстом.
"Наблюдатели" анализируют, насколько сложно или просто общаться самым распространенным способом - вербально, т.е. с помощью устной речи.
4. Игра "Слепой - немой - глухой".
Предлагается передать определенную информацию в разном порядке: немой -глухому и слепому; слепой - - глухому и немому, глухой - слепому и немому.
По ходу игры ученики должны ответить на вопрос: какие средства, общения могут использовать люди?
5. Подведение итогов.
Рефлексия на занятие: что понравилось, что не понравилось, ваши предложения.
Литература:
1. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.: книга для учащихся. - М., 1991.
2. Безруких М.Я. Я и другие я, или Правила поведения для всех. - М., 1991.
3. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.
4. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. - М., 1989.