Речевое развитие младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Язык- это история народа.
Язык- это путь цивилизации и
культуры…

Поэтому изучение и сбережение русского
языка является не праздным занятием, а
насущной необходимостью”.

(А.И. Куприн)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работать над развитием речи я начала, когда поняла - надо учить видеть во всём, что нас окружает, не бесстрастную объективность внешнего мира, а нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызывать и выражать.

Главная задача развития речи детей состоит в том, чтобы каждый из них, независимо от его будущей профессии, приобрёл способность относиться к жизни, к людям, к природе, к животным, к себе, к истории своего народа так, как относится ко всему этому творческий художник, поэт, певец, и как человек, которому все это важно, дорого, любимо. Любить и понимать всё живое – это главная ценность в жизни человека.

Младший школьник особенно восприимчив к красоте, доброте, чуткости и поэтому я поняла, что не надо упускать это время, ждать чего-то дальше, писать обо всём, что окружает нас надо сейчас, а не потом, когда может быть поздно.

Во многом мне помогла система Л.В. Занкова. Методика опережающая обучения дала возможность учителю с первых шагов обучения детей ставить сложные задачи, давать серьёзные задания и добиваться их выполнения. Методика написания сочинений по системе Л.В. Занкова помогла в работе над развитием речи детей. Я стала подбирать интересные темы сочинений, разнообразные приёмы в развитии творчества детей, организовала для желающих кружок “Развитие речи”, а затем перешла на коллективную урочную форму обучения. Дети работают с удовольствием, оформляют интересные творческие работы и понимают, для чего им нужна развитая речь. В старших классах они легко переходят к таким предметам как литература, история, география, и учителя старших классов отмечают хорошую подготовку детей.

Я очень радуюсь, что выбранный путь приносит всем удовлетворение в учебном процессе.

О ВОПРОСАХ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности.

Логическая, чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь учащихся – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в своей речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса

В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку:

“Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью, выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографическим грамотным письмом – вот основное содержанием уроков по русскому языку в начальной школе”.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и практическая часть уроков чтения и грамматики.

Основными разделами программы выделяются:

-обучение грамоте и развитие речи;
- чтение и развитие речи;
- грамматика, правописание и развитие речи.

Подчёркивается, что развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в один учебный предмет – русский язык.

Наличие этого связующего звена открывает начальный курс родного языка и объединяет их в один учебный предмет – русский язык.

Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой и для уроков чтения, и для уроков грамматики и правописания.

Так же как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью.

Такую связь психологи объясняют во многом тем, что в основе обеих форм речи, лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

Осознание этих связей позволило выделить основные положения, которые, начиная с К.Д. Ушинского, постоянно развивались в методике, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе.

А именно:

  • связь работы по устной и письменной речи с развитием мышления;
  • взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи, при подготовке к письменным изложениям и сочинениям:

- восстановление деформированного текста;
- восстановление текста с пропущенными словами;
- изложение текста по вопросам к каждому предложению;
- составление рассказа по серии картинок и по вопросам;
- изложение текста по составленному плану;
- редактирование текста изложения.

Эти виды работ я смело использую на уроках развития речи, начиная с 1 класса.

Приведу примерный тематический план 1,2,3 классов по развитию речи

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.

Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.

Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризуют всю умственную деятельность ребёнка.

Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними.

Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог:

“Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная”.

В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи.

Учителю при работе по формированию связной речи следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Для удачного решения этих вопросов в начальной школе мы ввели предмет "Риторика", которой помогает шире и глубже развить навыки устной речи.

Мотивация речи – что это? Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

“Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои чувства и мысли”.

“Мотив речи – ради чего я говорю” - Л.С. Выготский, возникает у детей при наличии эмоций, интереса к той работе, которую предлагает учитель.

В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях о виденном и пережитом.

Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжением вниманием слушатели…

Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.

ТРЕБОВАНИЕ К РЕЧИ

Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка. Планируя работу на каждый урок учителю необходимо предусматривать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или устное сочинение, свободное высказывание или развёрнутый ответ.

Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям содержания, построения и оформления речевого высказывания. Внимание детей должно акцентрироваться на таких сторонах рассказа, как логичность и связанность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.

Упражнения в устной речи, такие как ответы на вопросы после прочтения произведения, краткий или полный пересказ, выборочный пересказ по теме, выразительное чтение стихов – всё это обеспечивает хорошую подготовку для дальнейшего обучения по написанию сочинений.

При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений, осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

Дети знакомятся с разными видами работ, в процессе выполнения строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине; какая разница между подробным пересказом и изложением.

Так, анализируя текст повествовательного характера (например, басню Л.Н. Толстого “Муравей и голубка”), учитель обращает внимание учащихся на последовательность событий, составляя план пересказа (что было сначала, потом, под конец).

Текст басни.

“Муравей спустился к ручью: захотел пить. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела”.

Постепенно дети осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по вопросу “Что произошло?”

Повествование можно проиллюстрировать серией картинок или создать по нему диафильм.

А в описании описываются предметы, люди, животные, природа, всё, что можно определить по вопросу “Какой?” и представить лишь одной картинкой. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их временная связь. К рассуждению ставится вопросы: Почему? Зачем? Этот тип высказываний нельзя представить в виде картины.

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Опираясь на теорию связной речи, Н.И. Жипкина, Т.А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему или пишущему, создавая текст, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:

    1. Умение раскрыть тему высказывания.
    2. Умение раскрыть основную мысль.
    3. Умение создать материал к высказыванию.
    4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
    5. Умение совершенствовать написанное.
    6. Умение строить высказывания в определённой композиционной форме.
    7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нём главное и собрать материал, зависит содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умением систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.

Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознаёт её, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чём ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей.

Формирование этих умений начинается с уроков чтения (даже с уроков обучения грамоте) и связывается прежде всего с работой над заглавием.

В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется предусмотренное программой умение соотносить содержание текста с заглавием. Отвечая на вопрос “Почему рассказ так назван?”, дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием.

Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей.

Вчитываясь в заглавие темы, дети учатся ориентироваться в теме, границах темы и в содержании, осознавая то главное, что следует раскрыть в своём сочинении. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием.

При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, близость опыту, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления и опыт детей. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например: “Как мы работаем на пришкольном участке”, “Как я помогаю маме”, “Мы наблюдаем листопад”, “Если бы я был волшебником”.

Целесообразно намечать темы для устных рассказов в соответствии с общей тематикой уроков чтения. Это будет способствовать лучшему усвоению литературных образцов, обогащению словарного запаса учащихся, поможет детям быстрее ориентироваться в теме и содержании и обеспечит большую их самостоятельность при построении рассказов.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника, дающего материал к этому высказыванию.

Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, ученик обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые ему помогут полнее раскрыть тему.

Умение систематизировать материал и строить сообщения на уроках в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом.

В построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность и эмоциональную выразительность.

Вот почему и при анализе текстов, предназначенных для изложений, и при анализе детских работ, и особенно при выполнении восстановления деформированного текста необходимо постоянно обращать внимание на то, как в тексте связаны между собой соседние предложения. Особенно следует привлекать внимание детей к порядку слов в предложении. Ведь порядок слов – один из способов выражения логической связи.

Анализ упорядоченного или деформированного текста со стороны построения связывается с анализом содержания, что способствует лучшему запоминанию текста и осознанию его структуры. Восстановление деформированного текста является наиболее простым видом упражнений. Эта работа является основной на первом этапе обучения связной письменной речи.

В 1 классе – это свободные диктанты по рассказам или пересказам учащихся, составление рассказов по картинке или коллективно по вопросам. В процессе работы особое место занимает работа над образцом.

Учащиеся анализируют художественный текст, предназначенный для пересказа или изложения, выделяют в нём главную мысль, логические связи, составляют план, обращают внимание на образные выражения, лексику, синтаксические конструкции. Но письменный текст-образец не всегда соответствует речевым возможностям детей. Большое значение имеет разбор образцов речи самого учителя. Своим рассказом учитель задаёт тон. Давая образец речи, он подсказывает детям, как легко выбрать тему, как надо развивать сюжет, какими средствами донести до слушателей свои мысли и чувства (выразительность, интонацию, образность языка, мимику). Но ещё большее значение имеют специальные обучающие упражнения, связанные со структурой и композиционными особенностями, с исправлением недочётов речи и построением предложений на какую-либо тему.

Составление детьми свободных рассказов о том, что они видели и наблюдали, не требует большой подготовки. Дети говорят о том, что они хорошо знают, чаще всё, что с ними происходит в жизни.

Цель этого вида работы: развивать у детей наблюдательность, вызывать желание делиться своими впечатлениями, формировать умение живо и эмоционально рассказывать об увиденном.

Большой подготовки требует работа по составлению рассказа по картинке. Красочная содержательная картина оказывает на ребёнка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию.

Картина – лучшее средство сближения учителя с учениками.

К.Д. Ушинский писал: “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо…”

Картина присутствует при самом процессе формирования речи и направляет его. “…Она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить трудно”.

Работу с картиной следует проводить регулярно – не реже одного раза в неделю. В 1 классе для составления рассказов используется серия картинок. Все картинки из серии объединены общей темой. Расположенные в нужном порядке, они помогают осознать не только содержание, но и структуру повествования, облегчают работу над составлением плана рассказа (озаглавливанием картинок), помогают в обучении рассказу по плану. Целесообразно подбирать картинки, которые по тематике близки к урокам чтения или текущим наблюдениям учащихся. Тесная связь, которая существует между развитием речи ребёнка и его духовным ростом, ставит вопрос о том, какой материал оказывается наиболее плодотворным для общего развития, и какие методы окажут наибольшее влияние на детскую речь.

Материал должен отличаться конкретностью: он должен быть близок детям, доступен их пониманию и отвечать их серьёзным духовным запросам. Окружающая ребёнка обстановка – мир семьи, школы, товарищей, элементарное из жизни животных, насекомых, рыб, птиц и т.д., элементы знаний о природе; сведения из области родиноведения и чтение художественных произведений об истории нашего народа. Ещё есть один вид материала, который не собирается и не наблюдается специально в классе, но играет большую роль на уроках развития речи; это – значительный капитал детских самостоятельных наблюдений, переживаний и мыслей, который накапливает каждый ребёнок.

В школе он всплывает в качестве воспоминаний, вызываемых для бесед и сочинений, или возникает попутно при чтении книг, диалоге, рассматривании картинок.

Самой ответственной работой, требующей более продолжительной и обстоятельной подготовки, а главное – самостоятельности, должен быть признак сочинения обобщающего характера или реформы. Отличительными признаками их являются:

  • характер подведения учениками итогов самостоятельной работы над темой или рядом тем;
  • разнообразие материала, на котором строят сочинение;
  • свободная форма, в которую они облекают свои мысли;
  • индивидуальный характер доклада.

Первыми и последний признаки – самые главные: докладчику надо подобрать и изучить как можно больше материала, обобщить его. Такую работу выполняют ученики третьего класса (9-10 лет). Темы могут быть самыми разнообразными: о жизни природы и природных свойств, о пользе природных ископаемых, о красоте географических названий и мест. Все, что изучается на уроках природоведения или естествознания, истории и географии.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, - всё это трудно сделать без фантазии самого ребёнка. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Задача художественного изображения жизни не в том, чтобы запечатлеть предмет сам по себе. Оно призвано выразить особое отношение художника к предмету и к миру в целом. Оно создаёт такой образ внешнего мира, в котором отражается и духовный мир автора, а иногда и мироощущение целой эпохи, целой культуры. Оно выражает ту ценность, которую имеет в глазах художника окружающая жизнь.

Главная особенность отношения художника к жизни: это непосредственное и осознанное переживание своего глубинного единства с миром. Это эстетическое отношение к жизни присуще всем художникам, поэтам, композиторам.

“Я назову победой момент творческой высоты, когда субъективно я и мир – одно, а объективно остаётся свидетельством этому созданная новая форма”. (М.Пришвин).

“Мышление – великое достоинство и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступить с ней сообразно”. (Гераклий Эфесский).

Говоря о художественном развитии детей, надо понимать в первую очередь развитие у них эстетического отношения к жизни. Человек чувствует, что всё в мире наполнено внутренней жизнью, неповторимой и в то же время подобной его собственной. И чем раньше мы начнём развивать у детей такое восприятие действительности, тем большего успеха можно ожидать.

Как же развить внимание ребёнка и подготовить его к занятиям развития творчества. Есть много игр для развития ребёнка.

  1. Пускай ребёнок рассмотрит несколько похожих предметов и расскажет об одном из них, на выбор, а остальные должны узнать о чём идёт речь
  2. Игра “Составление из букв осмысленных слов”
  3. Эта игра направлена на развитие словарного запаса ребёнка.

    Буквы: а,л,й,и,а,р,к; а,р,о,к,л,

    Количество слов может служить показателем воображения и словарного запаса.

    Например: Оля -8 лет: Ира, Лара, Ока, кар, лай, рой, рак, лак ( 8 слов).

    Ира – 7 лет: Ира, Лара, Кира, Карл, Алла, кол, как, рай, рой, рок, Клара, Карл, кок (13 слов).

  4. Составление из слов предложения.

Л –Летом
И – ишак
М – морозился
О – около
Н – нора

Летом ишак морозился около норы.

Л – лето
И – извозчик
М – может
О – олень
Н – няня

Предложение не получилось.

В букварный период, разбирая загадки, предлагаемые в букваре, анализируем их, учимся находить сходство сразу по нескольким признакам. Дети придумывают свои загадки по описанию предметов, а остальные должны отгадать, о чём идёт речь. В этом выражается творческая способность видеть мир единым, целостным.

На экскурсии дети рассматривали разные осенние листья. Потом было предложено сделать рисунки или аппликация листьев одного дерева. У каждого получились разные, свои, непохожие друг на друга листья, но все поняли, что общее у них едино.

Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя.

Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей степени, способствуют организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности личности ученика.

Решающая роль в освоении учениками умения писать сочинения играет то, что Л.В.

Занков назвал косвенным путём продвижения учеников в общем развитии.

Итак, чтобы сочетать преднамеренный характер сочинений как учебной деятельности, того что составляет суть развития личности, необходимы две группы условий

    1. – связана с реализацией определённых дидактических условий.
    2. – носит методический характер, она включает освоение школьниками необходимых грамматико-стилистических умений, определяет тематику сочинений, организацию работы с ними.

Реализация обеих групп условий должна, с одной стороны, обеспечить самостоятельное выполнение учениками задания, а с другой стороны, способствовать продвижению школьников в литературном творчестве, в становлении умения писать сочинения. Надёжной опорой для работы над развитием речи учащихся станут созданные учителем на уроке ситуации общения детей в процессе развития познания, опыт устного высказывания. Вызванное учителем желание детей поделиться своими мыслями с одноклассниками естественным образом проявится и при написании сочинений.

Тематика определяет содержание сочинения. Новым в подходе написания сочинений на осознание школьниками своего социального опыта и содержания начального образования.

Так, когда на уроке чтения мы читали рассказ Л.Н. Толстого “Лев и собачка”, детям была предложена работа по изменению конца рассказа, это значит, они все переживали при прочтении, а рисунки и конец получились у всех разные, но животные выглядели живыми и счастливыми. Итог был интересный и положительный.

Соблюдение меры трудности при работе с творческими темами обеспечивается, во-первых, тем, что они ориентированы на опыт и знания, которые уже имеются у школьников; во-вторых, в творческих темах с широкой формулировкой ученик всегда может найти наиболее близкий аспект и раскрыть именно его, т.е. предоставляется определённая свобода в отборе содержания сочинения. Так, ученики 3 класса во время математической недели писали сочинение-сказку, посвящённую математике, оформляя интересные творческие стенгазеты с познавательным материалом. Здесь при обязательном проявлении образного мышления доминирующая роль принадлежала логическому мышлению, воссоздающему воображению, памяти. Дети опирались на знания, полученные на уроках математики, чтения.

Знания, необходимые для раскрытия этих тем, привлекаются из разных источников, они не ограничиваются учебными предметами. Это и лекции в музеях, экскурсии по интересным и памятным местам, кружковая и факультативная работа. Каждая из подобных тем вмещает в себя практически все мировоззренческое представление о природе, обществе, человеке, формируемые в начальных классах, в большей мере опирается на личный опыт детей, побуждает их к проявлению глубоких духовных качеств.

Творческие темы формируют самое главное потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами или явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия индивидуальных возможностей школьников через их литературное творчество очень важны такие темы, которые предоставляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в какой то мере, содержания своего сочинения.

Описывая тему “Золотая осень”, дети раскрывали её и в жанре сказки, и художественного рассказа, и научно-популярной статьи.

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к работе, удивление ребят, мажорное настроение, особое значение придаётся формулировка творческих тем. Этот аспект очень важен для мотивации литературного творчества. Ведь именно то, как реагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Во многих случаях достаточно написать на доске тему сочинения, чтобы дети погрузились в работу. В других случаях требуется предварительное слово учителя. Изучая тему “Живая и неживая природа”, я попросила детей выбрать для себя тему и раскрыть в виде сказки или рассказа, или творческой работы. Одни выбрали явления природы: ветер, дождь, снег, гроза…; другие взяли небесные тела: солнце, планеты, планету Земля, а третьи – составили сказки о животных, птицах, рыбах. Результат был такой: у всех было разное и очень интересное изложение тем, урок протянулся на три часа, но было интересно и детям и мне.

Особое значение при формировании личности ребёнка имеют темы, которые требуют самого высокого уровня обобщения материала, широкого переноса знаний, впечатлений. Эти темы дают большую пищу для раздумий учителя, для планирования им воспитательной работы.

В первом классе мои дети выполняли творческую аппликацию “Дерево жизни”, “Моё семейное дерево”. Кроме работы с бумагой, дети были включены в работу по узнаванию своих родословных корней. Одни смогли рассказать только о родителях, другие – о бабушках и дедушках, третьи – о прабабушках и прадедушках.

Деревья получились разные: большие и молодые, но многие ученики захотели побольше узнать о своей семье.

А к сочинению “Моё имя” дети должны были узнать, почему родители им дали такое имя. В классе им были предложены вопросы: напиши об известных именах, расскажи, что значит гордиться своим именем, сохранить доброе имя? Это сочинение открывает социально-значимые понятия, которые формируются у ребёнка в значительной мере вне школы. Здесь очень важна связь школы и семьи, взаимопонимание между учителем, ребёнком и родителями. Поэтому я большое внимание уделяю работе с родителями. Очень важно, чтобы контакт был тесный и открытый с первых дней. Перед поступлением в школу, на первом родительском собрании я прошу подготовить ребёнка к выступлению: “Я теперь не просто мальчик, девочка – я ученик!” Так на празднике “Посвящение в первоклассники” - 1 сентября, каждый готовит своё творчество, своё выступление и входит в учебную жизнь. Присутствие родителей помогает ребёнку уверенно себя чувствовать и без страха входить в контакт с учителями и товарищами.

Воспитательное значение имеет самостоятельное редактирование текстов. В жизни детям понадобится умение самостоятельно решать поставленную задачу, доводить дело до конца, пересматривать и улучшать свой вариант выполнения задания. Оценивать успехи другого человека и радоваться этим успехам. В то же время редактирование раскрывает процессуальную сторону написания детьми сочинений, приоткрывает ход их мыслей, объём охвата своего текста, отношение к данному заданию и плодам своего труда.

Итак, творческие сочинения могут выступать как многофункциональное дидактическое средство

- формирования личности в целом;
- обогащения содержания начального образования, привлекая внешкольный опыт учащихся;
- преодоления изолированности между разделами и между отдельными курсами;
- осознания учащимися процесса учения и получаемых знаний;
- оценка результативности обучения по всем направлениям: образование, воспитание, развитие.

Таким образом, на уроках развития речи мы выполняем три главных цели предмета:

    1. обучающая;
    2. развивающая;
    3. воспитывающая.

Детям эти уроки очень нравятся, значит, труд полезный!

БИБЛИОГРАФИЯ

  Л.Д. Мали, О.С. Яремова, С.А. Климова, Н.С. Пескова. Речевое развитие младших школьников.

  1. Методические рекомендации написания сочинений по системе Л.В. Занкова.
  2. Н.И. Политова. Развитие речи учащихся начальных классов.
  3. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей.
  4. М.Р. Львов. Хрестоматия по развитию речи учащихся в начальной школе.