Содружество "Мы"

Разделы: Классное руководство


Одна из проблем, с которой сталкивается ребенок, попадая в школу, – это незначительный опыт общения с окружающими его людьми. Возникает вопрос: “В чем причина этого?” С одной стороны, это происходит потому, что родители не всегда могут или хотят отдать своих детей в дошкольные учреждения, где они контактируют, общаются с детьми своего возраста. С другой стороны, - современный ребенок большую часть своего свободного времени проводит не с друзьями и родителями, а возле телевизора или компьютера, тем самым, подменяя “живое” общение общением искусственным. Вот почему, приходя в первый класс, ребенок не может показать готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

В истории советского и российского образования накоплен достаточно большой опыт коллективного воспитания. При этом коллектив здесь выступает не только как “идеологическая единица”, но и как “единство индивидуальностей”.

К сожалению, сегодня фраза “воспитание коллективом” у ряда учителей и родителей не вызывает ничего кроме ассоциации с принуждением и стремлением всех “подравнять под одну гребенку”. Однако, как уже бывало не раз, мы порой не всегда правильно понимаем суть этой идеи. Дело не в том, чтобы, организуя детей, “обезличить” их и выстроить на базе коллектива нечто напоминающее идеологическую (политическую) организацию. Важным является то, чтобы внутри этого коллектива дети приобрели умение взаимодействовать, сотрудничать, сопереживать, соучаствовать, вступать в диалог друг с другом и со взрослыми людьми.

Необходимо отметить, когда речь идет о начальных классах, то существует мнение, что такого рода объединение детей создать трудно. С этим нельзя не согласиться. Младшие школьники обладают способностью концентрироваться на какой-либо объединяющей большинство идеи, если она интересна, увлекательна и соответствует их возрастным потребностям. Однако найти, выбрать из множества вариантов такую идею учителю- организатору чрезвычайно трудно.

Младшие школьники при всей своей эмоциональности, восприимчивости, любопытству и любознательности скорее ведомые, чем ведущие. Поэтому, важно выстроить такую модель объединения детей и взрослых, которая бы учитывала возрастные особенности и потребности в общении и взаимодействии младших школьников.

Организация системы работы с детьми должна придерживаться основных позиций:

    1. Цели и задачи, которые выдвигаются в качестве приоритетных, должны быть для детей доступны, близки, значимы, осязаемы. Основная идея не может быть абстрактной, она реализуется в основной деятельности ученика начальной школы, то есть в учебной деятельности.
    2. Необходимо не только построение перспективных линий, но и постоянная результативность процесса взаимодействия. Ребенок должен видеть, оценивать положительные моменты от общения, чувствовать радость и желание поделиться своими эмоциями с другими людьми.
    3. Организация такой деятельности должна пронизывать все пребывание ребенка в школе. Необходимо в самом процессе обучения находить те моменты и возможности, которые позволяют реализовать стремление ребенка к объединению, к общению и сотрудничеству на уроке.
    4. Организация объединения детей начальных классов предполагает использование смыслообразующей символики и атрибутов. Для младшего школьника это должны быть простые и понятные возрасту элементы организационной структуры детского объединения. Ненавязчивые, но в то же время они настолько естественные и доступные, что у ребенка не создается впечатления их искусственности, оторванности от реалий детского мира.
    5. Объединение детей - дело серьезное. Однако для ребенка - это, прежде всего, игра с ее радостями и положительными переживаниями. И как всякая игра она имеет свои законы, свои правила. У каждого участника есть своя роль, своя сфера приложения интереса и т.д.

Вместе с тем, это игра длительная по времени и воспитывающая по характеру. Эта игра длиной в четыре года, то есть время, проводимое ребенком в начальной школе.

Все перечисленное выше не дает возможности увидеть всю модель организации детского коллектива. Это всего лишь основные положения, ориентируясь на которые, учитель имеет возможность приступить к созданию такого объединения в рамках учебного коллектива (класса). Опыт организации такого содружества детей и взрослых был создан на базе одного из классов начальной школы № 235 г. Москвы.

Необходимо выделить ряд принципиальных позиций, на которых мы основывались, приступая к работе по созданию детского содружества.

Во-первых, в отличие от подобного рода объединений по интересам, наше содружество зарождалось не на основе профильного, предметного интереса, а на основе нравственно-этической идеи, идеи дружбы, товарищества, уважения к себе и другим людям.

Во-вторых, местом организации детского объединения явился школьный класс. Именно в рамках класса, в рамках учебного урока дети имеют возможность постоянно общаться и соучаствовать в делах друг друга. Это позволяет создать определенный нравственный микроклимат.

В-третьих, учителю предоставляется возможность в процессе работы на уроке и вне его постоянно варьировать, видоизменять, корректировать работу с детьми, делать ее более осмысленной и продуктивной.

В-четвертых, мы называем наше объединение Содружеством детей и взрослых. Взрослые, это не только учителя, работающие с классом, но и родители, которые активны, инициативны в процессе совместной деятельности.

Итак, с чего все начиналось у нас?

Первый класс в общеобразовательной школе. Класс вполне обычный. Один из тех, который формируется каждый год в начальной школе. Разные дети, различные характеры, такие непохожие родители. Имея опыт работы с детьми, мы предполагали, что перед нами дети с тем же комплексом проблем, с которым приходилось сталкиваться многим учителям начальных классов. Но было в этих детях нечто такое, что подсказывало, – с ними все будет по-другому. С первых минут знакомства ощущалось желание детей понять замыслы и начинания педагога.

Поэтому сама идея создания Содружества и погружения всех учеников в длительную воспитывающую игру была на тот момент необходимым условием объединения детей и взрослых для решения более серьезных и перспективных целей в обучении.

Первое, что мы сделали – это отметили необычный день рождения. Необычность его заключалась в том, что это был праздник не одного человека, а всего класса. Произошло это событие первого сентября первого класса, в самый запоминающийся и волнительный день, когда не только дети, но и их родители стали “учениками” и провели вместе с учителем весь учебный праздничный день.

Заканчивался своеобразный первый школьный день - праздник словами учителя: “Милые ребята! Сегодня не только день, когда вы впервые переступили порог школы, но и день рождения нашего класса. Вы теперь не просто Влада, Паша, Катя, Вика, Юра и т.д. (перечисляются имена всех детей класса). Вы теперь ученики 1-В класса школы № 235.Напоминать об этом будут колокольчики на ваших формах. И где бы вы ни были, вы всегда будете с гордостью произносить слова: “ Я – ученик первого “В” класса школы № 235 г. Москвы”. В день рождения мы всегда ждем подарков и угощений. Я с удовольствием дарю вам книгу, которую сама очень люблю читать – это “Маленький принц” А. Сент-Экзюпери. В ней есть замечательные слова о том, что самое важное в жизни - это роскошь человеческого общения! К ним мы не раз будем с вами обращаться, ведь сегодня мы с вами начинаем учиться дружить! А теперь посмотрите на этот торт. Прочтите, что на нем написано”. (Вносится торт в форме открытой книги, на котором написано “С днем рождения!”)

Следует отметить, что последний день каждого учебного года будет праздноваться как день рождения класса. На торте будет не только соответствующая запись, но и зажженная свеча (одна, две, три или четыре в зависимости от класса), которую дети будут задувать и загадывать желания.

С этого момента начинаются будни Содружества, происходит становление детского коллектива. Будто, повторяя деятельность опытного строителя, мы кирпичик к кирпичику начинали строить основание будущего детского объединения.

Организуя систему работы, приходится продумывать не только содержательную (внутреннюю) сторону деятельности, но и ее “дизайн” (внешнюю сторону работу). Прежде всего, это оформление классной комнаты, которое было выдержано в едином учебно-игровом стиле. Дверь класса “украшена” табличкой в виде колокольчика с обозначением номера и буквы класса. Такие же колокольчики пришиты и на школьную форму учеников данного класса. Войдя в класс, мы видим “поезд с пассажирами” (фотографии детей), который мчится в Страну Знаний. Рисунок №1.

Веселое и яркое солнышко с косичками, а также облака в виде животных помогают создать волшебный образ этой сказочной страны. Ученая Сова – символ мудрости, гордо и важно разместилась на стендах, которые каждый день сообщают о том, что важного и интересного произойдет в тот или иной учебный день.

“Здравствуй, школа!”- Это обращение дети видят перед собой каждый день, так как ему отведено почетное место в классе перед доской. Эти слова неслучайны. Ведь здороваться с кем-то – это значит приветствовать его, желать ему здоровья. А “здороваться” со школой – это еще и гордиться ею, воспринимать себя, как частичку этого живого организма. Неслучайно и то, что ученики ходят в школьной форме. Единая форма в данном случае, не “усредняет” детей, не делает их одинаковыми. Она, наоборот, подчеркивает некую “особенность”, принадлежность к данному классу.

Оформление классной комнаты, единая форма, наконец, атмосфера всеобщего праздника создают общий эмоциональный настрой, который затем переносится на урок, на собственно учебную деятельность ученика.

Сплочению коллектива, развитию личности каждого ребенка способствовало и создание информационно-познавательного издания для детей и родителей “Колокольчик”.

Это иллюстрированный журнал, который не только выполнял роль “обратной связи”, но и в будущем помогал ученикам вспомнить о первых школьных годах. “Звон нашего “Колокольчика” будет служить напоминанием о незабываемых встречах и веселых минутах, проведенных в школе”,– этими словами начиналось обращение к читателям, помещенное в первом номере журнала. Нам очень хотелось, чтобы это была не только летопись, история класса, но и окошко во внутренний мир ребенка, где каждый ребенок мог увидеть результаты своего творческого труда, рассказать о своих интересах и увлечениях, поделиться радостью от открытий и познакомить одноклассников со своими родными и близкими. “Колокольчик” - это периодическое издание, каждый его номер продолжал предыдущий и одновременно отражал что-то новое из “реалий жизни класса”. Вот почему наряду с постоянными рубриками: “Творческая мастерская”, “Моя родословная”, “Праздники класса”, “Новости Содружества” появлялись оригинальные, например, “Школа глазами родителей”, “Узелки на память” и т.д.

Именно на страницах “Колокольчика” впервые появляется информация о значимых для объединения символах и атрибутах Содружества.

Выбор названия и песни, разработка декларации и девиза происходили в процессе коллективного обсуждения, где каждый ученик не только отстаивал свое мнение, но и аргументировал его.

Название объединения предложили дети, объясняя, что самым подходящим будет короткое, но емкое слово “Мы”. “Ведь это шестнадцать “Я”, да еще наши учителя, родители, бабушки, дедушки. “Мы” – Содружество детей и взрослых”.

Одна из самых трудных задач, которые стояли перед нами, заключалась в составлении и написании документа, поясняющего основные принципы, законы жизни нашего объединения. Учитывая возраст детей, основная часть декларации была разработана при совместном участии учителя и родителей учеников. Важным являлось совпадение установок, взглядов на то, какими мы хотим видеть своих детей в будущем. Вот почему родительский опыт в совокупности с педагогическим чутьем и тактом позволили появиться декларации Содружества “МЫ”.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОДРУЖЕСТВА “МЫ”

Мир, который нас окружает, прекрасен и удивителен. В нем есть все, чтобы наше детство было счастливым. Но для того, чтобы полноценно почувствовать его, увидеть всю красоту, мало усилий одного человека. С маленького ручейка начинается большая река. Настоящий школьный звонок – это звон сотен колокольчиков. Так и в нашем Содружестве, где объединились дети и взрослые, вдохновленные идеей творческого познания мира через сотрудничество, взаимопомощь и взаимопонимание.

“Мы” - это одноклассники, учителя и родители. Наше Содружество открыто для всех, кто следует нашей цели и поддерживает наши дружеские отношения. Мы думаем о будущем. Но главным нашим трудом сегодня является учеба. Мы учимся, чтобы доставить радость себе, родителям и учителям, добиться желаемой цели в жизни, в будущем принести пользу России, Москве. Вот почему каждый день, проведенный в нашем Содружестве, не может быть пустым и бесцельным.

Девизом на каждый день могут быть слова наших друзей: “Ни шагу без мысли”. Знать – это значит мыслить творчески. Творчество, активность, поиск, стремление к нестандартным решениям – это то, что может дать постоянное сотрудничество в нашем Содружестве.

И, наконец, самое главное. Мы объединились, мы стали коллективом единомышленников, мы уважаем и признаем право каждого члена нашего Содружества. Эти права и обязанности утверждаются “ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА”, всеми законами нашего государства, школьным уставом”.

Очень часто во время проведения праздников еще в первом классе мы заканчивали их нашей любимой песней. Когда стал вопрос о том, какой должна быть песня Содружества, дети сразу же предложили свою “любимую”. На вопрос: “Почему? ” дети отвечали: “Она о дружбе”, “жить в одиночку плохо”, “ она очень похожа на наш класс”. Песня о дружбе стала песней нашего Содружества.

Песня СОДРУЖЕСТВА “МЫ”

Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку, то давно б уже на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.
Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой.
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Где-то у Оранжевой речки, там сидят-грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой.
Нас не разлучат никто и никогда.
Даже если мы расстаемся, дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.

Пожалуй, наиболее простым было определение девиза нашего Содружества. Ведь об этом мы говорили с самых первых минут пребывания ребенка в школе. Этот девиз – “ Творчество, познание, сотрудничество” с успехом в дальнейшем реализовался в работе класса.

Выше уже отмечалось наглядно-образное мышление учеников начальных классов. Символика с изображением колокольчика теперь становится не только отличительной особенностью ученика нашего класса и названием журнала. Это стало символом класса, его гербом.

Для организации деятельности Содружества были избраны органы управления. Высшим органом стал Совет Содружества, в который вошли: глава Содружества и его помощники. Надо отметить, что помощники главы Содружества входили в Совет по мере организации в рамках объединения детей и взрослых клубов по интересам. Дети все активнее и самостоятельнее стали готовить и проводить праздники: учебные, народные, традиционные, уроки открытых мыслей. Так родилась идея создания клуба “Веселых и находчивых”, “Интеллектуального клуба”. Надо отметить, что все ученики были включены в работу клубов в зависимости от желания, интересов и своих потенциальных возможностей.

Видно было, как взрослели ребята. Перемены произошли не только внешние, но и внутренние. Дети стали рассудительнее, сдержаннее. Они научились анализировать свои поступки и поступки других. Родилась идея провести конкурс “Лучший ученик года”.

Цель этого конкурса состояла в том, чтобы через знание и стремление к творчеству лучших учеников, вызвать желание и у остальных учащихся учиться лучше, быть активнее, ответственнее, добрее. Кто же он, хороший ученик? С этим вопросом мы обратились к ученикам класса.

Анализ составленного коллективного портрета настоящего ученика глазами ребят 2-го класса позволил констатировать, что ученики считают настоящим “того ученика, который не только хорошо учиться, но и может быть хорошим другом”. Это означает, что выбранный нами путь сплочения коллектива в постоянном взаимодействии и общении ученика и ученика, ученика и учителя, учителя и родителей дает положительный результат. Ученики не разделяют отличные успехи, показанные в обучении, с нравственными поступками лучшего ученика.

Однако ведущей деятельностью для учащегося оставалась учебно-познавательная. Наиболее используемой формой учебной работы, начиная с первого класса, становится работа в паре, которая является простейшей и важнейшей формой взаимодействия учащихся. Учебное сотрудничество (работа в паре) состоит из нескольких компонентов: введения правил поведения во время учебной дискуссии, жеста общения на уроке между детьми, учебного и нравственного содержания работы в паре.

Жест общения на уроке вводится следующим образом.

Учитель проводит беседу: “Кто хочет на уроке быть капельку учеником и капельку учителем? Все хотите? Тогда все будете помогать мне проверять работу своего товарища, поддерживать друг друга, советоваться. А для этого повернитесь друг к другу, улыбнитесь. По очереди шепотом прочтите задание, которое записано на карточке. Выполните задание и, обменявшись работами, проверьте выполнение его товарищем. Если что-то не так, то исправьте и посмотрите еще раз работу своего соседа и, если довольны, поднимите руки вот так. Одна рука означает: “Я знаю”, а две – “Мы знаем, мы сделаем вместе”. Ученики, сидящие за одной партой, поднимают вверх руки и скрепляют их. Этот жест дети назвали “огоньками дружбы”, которые они “зажигают” по окончании учебной работы. Казалось бы, такое простое действие, но оно так нравится детям, что они стараются как можно быстрее помочь друг другу выполнить задание, чтобы “огоньки дружбы” “зажглись” вновь и вновь. Рисунок № 2.

Формируя ученические пары постоянного состава, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Выбору партнеров по учебе способствует анкета, которую дети заполняют на первоначальном этапе введения жеста общения.

Учитель говорит: “На уроке вы работали сообща, вместе, помогая друг другу. Но сейчас я попрошу вас, не показывая ответов на вопросы своему соседу, заполнить анкету и опустить ее в конверт, который висит на доске. Что там написано должны знать только вы”.

Детям для заполнения предлагается анкета следующего образца.

Имя, фамилия__________ Класс____

1. С кем ты работал в паре на уроке?______________________

2. Понравилось ли тебе работать с этим учеником? (подчеркни нужное)

Да //Нет

3. Что именно понравилось? (поставь +)

Доброта____, умение слушать___, умение объяснять___, терпение___, умение преодолевать трудности___, умение поддержать___.

4. Что не понравилось? ( поставь - )

Грубость____,закрытость____, нежелание слушать___, неумелое объяснение.

5. Испытал ли ты радость от общения именно с этим учеником? (подчеркни нужное)

Да // Нет

6. Хотел бы ты работать с ним на последующих уроках? (подчеркни нужное)

Да // Нет

7. Если “нет”, то с кем бы ты хотел работать? ______________________________

Содержание вопросов анкеты примерное, поэтому они изменяются, дополняются в зависимости от возраста учеников.

Проводя такое анкетирование систематически, учитель имеет возможность наблюдать динамику отношений в классе как положительную, так и отрицательную.

Общение детей не ограничивается рамками урока. Продолжением служит проведение внеурочных мероприятий: конкурсов, викторин, познавательных игр, традиционных и нетрадиционных праздников, которые организует и проводит не только учитель, но и ученики. Особенностью проведения внеурочных мероприятий является также постоянное включение родителей в их подготовку и проведение.

Много интересного можно узнать о товарищах, познакомившись с его близкими. Родители с удовольствием принимают “гостей” у себя дома и на работе. А ребятам предоставляется уникальная возможность заглянуть в удивительный мир разнообразных профессий взрослых.

Так постепенно складываются коллективные отношения в классе, которые пронизаны дружбой, уважением, заинтересованностью друг к другу.

Информационная служба Содружества “МЫ” постоянно на страницах журнала “Колокольчик” освещала новости Содружества, результаты проведенных интеллектуальных марафонов, праздничных шоу, познавательных игр, творческих находок.

Наш класс постепенно превращался в маленькую планету, на которой жизнь текла по своим правилам. Было видно, как происходил процесс переоценки, переосмысления позиций каждого. Сначала лидеры группы, а затем и остальные участники старались взять на себя функции организаторов.

Таким образом, можно проследить некоторую ступенчатость в создании объединения.

На первом этапе (1 класс) формирования коллектива происходило становление коллектива, где основные организационные функции были возложены на учителя и родителей. На втором этапе (2 класс) родители стали все более активно включаться в процесс организации Содружества, а дети старались внести в эту деятельности свои идеи и воплотить их по мере возможности в совместном творчестве. На третьем этапе (3 класс) процесс формирования коллектива закончился. На четвертом этапе (4 класс) это уже было объединение, в котором дети играли ведущую роль, как в организации, так и в проведении совместных творческих дел. Это была уже самоуправляющаяся единица детского сообщества. Если на протяжении двух лет (1-2 класс) складывались традиции класса, то третий и четвертый год (3-4 класс) – это следование этим традициям.

Особо хочется сказать о роли учителя. Это знаковая фигура в процессе создания объединения. Его роль на всех этапах формирования необычайно велика. Если на первом этапе он определяет идеологию и разрабатывает содержание работы, то в дальнейшем он помогает выбрать тот единственно верный и правильный путь достижения положительного результата.

Казалось бы, в качестве результата можно констатировать, что объединение детей и взрослых, которое мы назвали Содружество “ МЫ”, сложилось. Однако, это лишь первая ступенька, когда дети сумели взглянуть не себя, на своих одноклассников другими глазами. Впереди их ждут новые открытия, новые “шаги роста”. Сейчас ученический коллектив, о котором шла речь, уже в одиннадцатом классе. Он не потерял своего “лица”. Влились новые ученики, но их отличает не только тяга к знаниям, но и приобретенные в начальной школе умения дружить, сотрудничать, сопереживать. Ребята переросли атрибутику и символы, и все же осталось главное – стремление к сотрудничеству, к общению друг с другом.